Электронная онлайн библиотека

 
 Основы научных исследований

Реферат, доклад, выступление, книги


Уже с первого года обучения в вузе студенты должны уметь подготовить реферат, выступление на семинаре, доклад на научно-практической конференции.

Каких же требований следует соблюдать при их подготовке и оформлении.

Реферат (лат, referre - докладывать, сообщать) краткое изложение содержания одного или нескольких документов по определенной теме. При индивидуальной работе с литературой реферат короткий обогащенный запись идей из нескольких источников. Часто готовят реферат для того, чтобы передать эти идеи аудитории.

Объем реферата зависит от выбранной темы, содержания документов, их научной ценности или практического значения.

Чаще всего имеем дело с информативными и расширенными (сводными) рефератами.

Информативный реферат полностью раскрывает содержание темы, содержит основные фактические и теоретические сообщение. Он требует глубокого изучения первоисточников, доброй памяти, умение связывать теоретические положения с современностью, делать глубокий анализ и практические выводы, наконец учит проводить дискуссию.

В таком реферате должны быть определены: предмет исследования и метод работы; приведены основные результаты; изложены данные об условиях исследования, сформулированы собственные предложения автора относительно практического значения содержания и умение довести его до аудитории слушателей. Реферат может быть пособием для устного выступления с элементами импровизации.

Информационные рефераты могут размещаться в первичных документах (книгах, журналах, сборниках трудов, отчетах о научно-исследовательскую работу) и во вторичных документах (реферативных журналах и сборниках, информационных картах и др.).

Расширенный или сводный (обзорный, багатоджерельний) реферат содержит сведения о определенное количество опубликованных и неопубликованных документов из одной темы, содержание которых изложено в виде однородного текста.

Алгоритм структуры реферата:

- Вступление

- Раздел. История и теория вопроса

- Раздел II. Решение проблемы в современных условиях

- Выводы

- Литература

- Приложения (при необходимости).

Во введении обосновывается актуальность темы, ее особенность и значимость в конкретной отрасли науки или практики.

В разделе И приводятся основные теоретические, экспериментальные исследования по теме. Представляется перечень основных содержательных аспектов проблемы, которые ранее рассматривались учеными, определяются недостаточно исследованы вопросы, выясняются причины их слабой разработанности.

В разделе II подается углубленный анализ современного состояния процесса или явления, толкование основных взглядов и позиций проблемы. Особое внимание уделяется выявлению новых идей и гипотез, экспериментальным данным, новым методикам изучения проблемы, практического опыта и выражения собственного мнения относительно перспектив развития исследуемой проблемы.

В выводах подаются обобщенные умозаключения, идеи, мнения, оценки, предложения ученого.

В список литературы включаются публикации преимущественно последних 5-10 лет. Особенно ценятся труда последнего года издания.

В приложениях приводятся формулы, таблицы, схемы, если они существенно облегчают понимание работы.

Выбор темы реферата студенты осуществляют в соответствии с утвержденной тематики на кафедре и по согласованию с научным руководителем.

Объем расширенного реферата 20-24 страницы.

Изложение материала в реферате должен быть кратким и сжатым. В реферате используется стандартная терминология, смысл которой понятен из контекста.

Реферат рецензируется, оценивается и учитывается при проведении итогового зачета, экзамена по соответствующей дисциплине.

Рецензия на реферат или другую научно-исследовательскую работу должен объективно оценивать положительные и отрицательные стороны. В рецензии той или иной степени следует оценить умение автора поставить проблему, обосновать ее социальное значение, понимание автором соотношение между реальной проблемой и уровнем ее концептуальности; полноту освещения литературных источников; глубину их анализа, владение методами сбора, анализа и интерпретации эмпирической информации; самостоятельность работы, оригинальность в осмыслении материала; обоснование выводов и рекомендаций.

Стиль рецензии должно соответствовать нормам, принятым для научных отзывов, то есть быть доброжелательным, но принципиальным.

В отношении к автору работы предложение следует строить в третьем лице прошедшего времени («Студент поставил..., раскрыл..., доказал..., обосновал») до самой работы - в настоящем времени («реферат содержит..., раскрывает..., подтверждает...»).

Рецензию не следует завершать оценке, она должна органически вытекать из содержания документа.

Довольно распространенной формой обнародования результатов научного исследования является доклады и сообщения.

Доклад - это документ, в котором излагаются в определенные вопросы, даются выводы, предложения. Она предназначена для устного (публичного) прочтения и обсуждения.

Различают такие виды докладов:

1. Отчетные (обобщение состояния дел, хода работы за определенное время);

2. Текущие (информация о ходе работы);

3. На темы научных исследований.

Научный доклад - это публично сделанное сообщение, развернутое изложение определенной научной проблемы (темы, вопросы), одна из форм обнародования результатов научной работы, возможности за короткий промежуток времени «войти» в научное общество при условии яркого выступления.

Структура текста доклада аналогичная плана статьи.

Алгоритм текста доклада:

Введение - Основная часть - Итоговая часть

Во введении указывается проблемная ситуация, которая обусловила потребность публичного выступления, затем обосновывается основная идея автора, приводятся аргументы, факты, теоретические выкладки и на конец выводы и рекомендации.

По сравнению с научной публикацией публичный доклад имеет свои особенности. Есть два метода написания доклада.

1. Исследователь готовит сначала тезисы своего выступления и на основе их пишет доклад на семинар или конференцию, редактирует и готовит к публикации в научном сборнике, как отчет или статью.

2. Исследователь пишет доклад, а затем в сокращенном виде знакомит с ней аудиторию.

При написании доклада следует учитывать, что значительная, существенная часть ее напечатана в тезисах, часть - на слайдах, кодоплівках, плакатах, поэтому докладчик лишь дает отдельные комментарии к иллюстрированного материала, опубликованные тезисы. Это позволяет сэкономить время выступления на 20-40%. Целесообразным является ссылки на предыдущие выступления, полемический характер докладов, что вызывает интерес у слушателей.

При формировании содержания доклада следует учесть, что за 10 минут человек может прочитать текст напечатан на четырех страницах машинописного текста (через два интервала). Объем доклада составляет 8-12 страниц (до 30 минут).

Сообщение, выступление могут быть объемом 4-6 страниц.

При подготовке научной публикации, доклады, выступления нужно избегать:

- неточности и расплывчатости формулировки названия;

- неопределенности личного вклада в исследование;

- этажного изложения содержания и результатов исследования;

- дублирование содержания публикаций;

- достаточно короткого срока обнародования результатов диссертации.

При этом тексты монографий, рефератов, выступлений должны соответствовать теме и содержанию научно-исследовательской работы.

Результаты научного исследования могут завершаться написанием книг, в том числе учебников и учебных пособий.

Рассмотрим их особенности и структуру.

Учебник - учебное издание, которое содержит систематизированное изложение содержания учебной дисциплины, соответствует программе и официально утвержден в качестве такой вид издания.

Учебное пособие - учебное издание, частично или полностью заменяет или дополняет учебник и официально утвержденное в качестве такой вид издания.

Они утверждаются Министерством образования и науки Украины как нормативные издания с соответствующим грифом. Присвоение грифа означает, что учебник или учебное пособие соответствует установленным требованиям: относительно соответствия учебной программе по содержанию, по объему и относительно технического оформления.

При создании учебников и учебных, методических пособий необходимо учесть следующие требования:

- учебные книги должны иметь высокий научно-методический уровень, содержать соответствующий справочный аппарат;

- учебники и учебные пособия должны быть написаны в доступной форме, учебный материал должен быть связан с практическими заданиями, в книге должны прослеживаться тесные межпредметные связи;

- в учебниках и пособиях необходимо усилить внимание к вопросам их профессиональной ориентации с учетом использования ЭВМ.

Структура учебной книги предусматривает: содержание (перечень разделов); вступление (предисловие); основной текст; вопросы, тесты для самоконтроля, обязательные и дополнительные задачи, примеры; справочно-информационные данные для решения задач (таблицы, схемы и т.п.); библиографический список; аппарат для ориентации в материалах книги (предметный, именной указатели), приложения, которые имеют непосредственное значение к теме книги.

Таким образом, каждый исследователь ученый выбирает наиболее подходящий способ для преобразования так называемого чернового варианта рукописи в окончательный вид научной работы.



Назад