Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая история

Торговля


Важную роль в развитии товарно-денежных отношений играла торговля. Основными местами, где происходили товарно-денежные операции, были ярмарки, базары и торги. В Украине в конце XVII в. на Левобережье собиралось 390 ярмарок, в Слобожанщине - 271. С возрождением Правобережья в 40-60-х годах XVIII в. произошло 42 ярмарки. Как правило, ярмарки собирались несколько раз в год и приурочивались к религиозных праздников. Увеличилось количество торгов и базаров и дней их проведения. На конец XVIII ст. в Украине ежегодно их проводилось более 16 000. Крупнейшие и самые богатые по ассортименту продукции ярмарки были в Киеве, Ромнах, Нежине, Кролевце, Стародубе, Харькове, Сумах, Львове. На Крещенский контрактовая ярмарка в Киеве, открытый 1797 г. вместо ярмарке в Дубно на Волыни, приезжали около 5000 человек. Товарооборот нежинских и роменских ярмарок достигал 4 млн. рублей. В конце XVIII в. ярмарочной торговле вытеснила постоянная торговля в лавках, магазинах, а также еженедельные торги, что свидетельствовало о росте внутреннего рынка. Следующим звеном системы внутренней торговли после ярмарок были торги, которые специализировались на продаже определенного товара (Глухов - хлеба, Ромны - табака, Львов - скота и т.п.). На них скупали товар для оптовой продажи на ярмарках.

На территории Украины велась также транзитная торговля. Купцы России посещали рынки стран Западной Европы и Балкан. Важное значение имели торговые связи со странами Востока. Через Украину из России везли на Восток скобяные изделия, льняные и конопляные ткани, сукно, кожу, бумагу, посуда и др. Ввозили красители, предметы роскоши (дорогие ткани, вина, кофе и др.) из Европы, чай, шелковые и хлопчатобумажные ткани - из Китая, скот, хлопчатобумажные ткани, мерлушка, урюк - из Средней Азии. Значительная часть этих товаров оседала на рынках Украины. К середине XVIII в. внешняя торговля в основном развивалась через главный балтийский порт - Гданьск. Добытый во второй половине XVIII в. выход к Черному морю дал возможность расширить торговые операции через Одессу, Таганрог, Севастополь и др. До конца XVIII в. внешний товарооборот вырос почти в пять раз (с 24 млн. до 110 млн. рублей).

Таким образом, несмотря на то, что российский царизм в лице Петра i И Екатерины II фактически отменил свободную украинскую торговлю, в XVIII в. она имела важное значение в товаризації производства и формировании внутреннего рынка. На селе торговля развивалась медленно: еще не было постоянных магазинов и лавок. Здесь действовали офени (коробейники), которые носили весь свой товар на руках (в коробке), более состоятельные имели подводы. Тормозила развитие торговли и отсутствие хороших путей сообщения. Главным видом транспорта оставалась подвода. Только в 20-х годах XIX в. появились первые пароходы на Днепре, а в 60-х годах были проложены первые железные дороги: 1861 г. - Львов - Перемышль, 1865 г. - Одесса - Балта.



Назад