Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая история

Превращение Англии в "фабрику мира"


Колоссальные богатства для Англии приносило ограбления колоний. Это давало возможность капиталистам-предпринимателям создавать большие централизованные мануфактуры, легко находить средства для их расширения и введения самых дорогих усовершенствований, если только они обеспечивали высокие прибыли. Развитие мануфактур подготовил создания машин, а наличие свободных капиталов обеспечивала быстрое распространение и практическое применение изобретений и усовершенствований.

Развитие изобретательской и научной мысли в Англии - это закономерный результат отношение общества к вопросам развития образования и науки. Так, в начале периода Реставрации, в 1662 г. в Лондоне оформилось Королевское общество, которое стало первой научной организацией в Англии и фактически выполняло роль академии наук. Общим принципом его деятельности была отказ от схоластики и догматических методов "достижений". Только наблюдение за жизнью, природой, эксперименты и точный математический расчет признавались в кругах Королевского общества настоящей наукой.

Королевское общество способствовало развитию в Англии в XVIII в. различных научных центров, которые занимались подготовкой кадров как для науки, так и для промышленности. При содействии Королевского общества появились научные организации нового типа, так называемые диссидентские академии, в которых предоставлялась высшее научно-техническое образование. 1799 г. в Лондоне основан Королевский институт - научно-образовательное учреждение, которая имела целью "распространение познания и облегчения широкого введения полезных механических изобретений и усовершенствований".

Великие открытия и изобретения в науке и технике, сделанные в Англии в XVIII в. - первой половине XIX ст., были результатом действия достаточно развитой для того времени системы образования и подготовки специалистов. В XVIII в. в Англии создаются все необходимые условия для развития изобретательской мысли: 1) достаточное количество денежных средств, которые давали возможность субсидировать научные исследования; 2) достаточно образованное общество, которое воспринимало все новое, что появлялось в мире науки; 3) конкуренция со стороны других стран мира; 4) необходимость удовлетворения потребностей внутреннего рынка. Поэтому не случайно первые изобретения сделано именно в отраслях хлопкового производства, чтобы уничтожить хлопковую отрасль Индии и вытеснить традиционные отрасли - производство шерстяных и суконных тканей на внутреннем рынке. Потом изобретательство распространилось на металлургическую промисловость, поскольку для развития собственной промышленности нужно было все больше металла.

В 1733 г. механик Дж. Кей изобрел летучий челнок, который повысил производительность труда ткача вдвое. За ним в 1785 г. Е. Катрайт изобрел механический ткацкий станок, производительность которого в 40 раз превышала производительность ткача, что работал вручную. Быстрое развитие механизации происходил и в другой составляющей хлопкового производства - прядении. 1736 г. изобретена первая прядильную машину, которая механізувала процесс прядения. Ткач Д. Харгривс изобрел в 1765 г. более совершенную механическую прялку, на которой можно было работать сразу несколькими веретенами (до 20). Недостаток этих прядильных машин заключался в том, что приводили их в движение руки человека.

Создание Д. Аркрайтом первой прядильной фабрики с машиной, которая работала на водяном двигателе, стало следующим важным шагом на пути технического прогресса. В 1780 г. по его примеру уже работало 20 прядильных фабрик, а еще через десятилетие - 150. Фабрики обычно строились на берегах рек, ибо двигателем пока что оставалось водяное колесо. Однако такая механизация не удовлетворяла бурного развития техники производства тканей и широкого использования машин.

Начатые еще в XVII в. поиски эффективного и универсального двигателя завершились созданием во второй половине XVIII в. паровой машины. Она, с одной стороны, совершила настоящую революцию в развитии производства, с другой - впервые наглядно продемонстрировала единство теории и практики, науки и производства. Паровую машину изобрел в 1769 г. лаборант Глазгівського университета Дж. Уатт (1736-1818). В 1784 г. продолжая усовершенствования, изобретатель создал паровую машину "двойного действия". В ней пара, расширяясь, давила то на одну, то на другую сторону поршня. Это была действительно универсальная машина, которую использовали в различных сферах производства, а впоследствии, с некоторыми усовершенствованиями, - и на транспорте.

Революціонізуюча роль паровой машины в развитии производства заключалась в способности ее двигать механизмы в любых условиях. Для обеспечения спроса на машины на внутреннем и мировом рынках Дж. Уатт и фабрикант Дж. Болтон создали заводы по производству паровых машин. Первым делом их применили на хлопчатобумажных фабриках, что привело к росту хлопкового производства с 1788 по 1803 г. втрое и значительного снижения издержек производства на единицу продукции.

Широкое производство машин требовало не только усилий рабочих, техников и ученых, но и развития такой отрасли, как металлургия.

В конце XVII ст. выплавка железа осуществлялось, как и три тысячи лет назад, с применением древесного топлива, запасы которого в Англии быстро уменьшались. Широкое производство машин нуждался металла, что способствовало в начале XVIII в. применению для плавки металла новых технологий с использованием кокса. Значительного успеха в этом достиг А инженер. Дерби, который к железной руды стал добавлять во время плавления на каменном угле негашеная известь и получил чугун высокого качества. В 1756 г. он основал чугунолитейный завод, который давал более 8 тыс. т чугуна в год (для сравнения: в 1700 г. в Англии было выпущено 18 тыс. т чугуна).

Выплавка металла по новой технологии привела к увеличению спроса на уголь, который вместе с железной рудой стало главным сырьем металлургической промышленности.

В Южном Уэльсе, Шотландии, Ланкашире, Йоркшире началась разработка новых угольных копей. Добыча угля увеличился с 26 млн. т в 1700 г. до 76 млн. т в 1790 г. и превысил 100 млн. т в 1795 г. Развитие угольной и тяжелой промышленности в начале XVIII в. стал стимулом к улучшению транспорта, прежде всего построения каналов.

Перевозки угля из Манчестера до Ливерпуля гужом стоило 40 шиллингов за тонну. 1795 г. введено в действие канал длиной 17,6 км, построенный по поручению герцога А. Бріджуотера под руководством инженера Т. Бридли. Стоимость перевозки угля благодаря этому уменьшилась ровно наполовину. Через два года канал продлили до портового города Ранкорна, благодаря чему Манчестер получил выход к морю. Потом его соединили с рекой Трент и районом гончарного производства. Когда строительство Большого соединительного канала было закончено, транспорт стал в 4 раза дешевле. В связи с этим значительно развилась гончарная промышленность, а в Чешире увеличилась разработка залежей соли.

Впоследствии вся страна была охвачена лихорадкой строительства дорог, каналов и покрылась сетью водных путей.

Росту перевозки товаров гужевым транспортом способствовало строительство дорог с твердым покрытием, образ которого в конце XVIII в. разработал Же. Макадом.

Развитие внутреннего рынка и необходимость быстрой передачи информации на большое расстояние привели к открытий в сфере связи. Так, в 1837 г. В. Кук и Ч. Уинстон получили патент на электромагнитный телефонный аппарат, а в 1847-1852 гг. было проложено телефонную линию между портами Дувр и Кале.

Достижения в развитии транспортной системы и средств связи дали еще более сильный толчок экономическому развитию всей страны. Производство металла увеличилось с 68 тыс. т в 1788 г. до 250 тыс. т в 1806 г. и продолжало расти в последующие годы. Быстро росла тяжелая промышленность в центральных графствах страны: Стаффордшире, Западном Йоркшире, Южном Уэльсе. Железо начали использовать в различных сферах. 1779 г. был построен первый железный мост через р. Северн в Колбрук-дейли, изготовлен целиком из литых чугунных деталей. По его модель А. Дерби в 1787 г. получил от Общества искусств золотую медаль.

Появление высококачественных сортов железа дала возможность изготавливать из него более усовершенствованные инструменты. Во второй половине XVIII в. изобрели токарный станок с суппортом, а также строгальный станок, благодаря чему механики получили возможность обрабатывать детали с точностью до малых долей дюйма. В результате достижений технического прогресса стало возможным ввести взаимозаменяемость деталей, что впоследствии стало характерной чертой массового производства сложных машин.

В сфере транспорта действительно революционным событием стал изобретение механика-самоучки Д. Стефенсона, который на основе действия паровой машины создал паровоз, который двигался с колоссальной для того времени скоростью - 20 миль в час. Этого рекорда Стефенсон достиг на первой в мире железнодорожной линии Стоктон - Дарлингтон в 1825 г. С этого времени начинается строительство железных дорог сначала в очень ограниченных масштабах, а затем - ускоренно и повсеместно.

Век железных дорог положило начало большому росту всех отраслей промышленности, укреплению монополий британских фабрикантов и положило начало развитие современной тяжелой промышленности. Происходил ускоренное развитие главных отраслей промышленности, особенно угольной и металлургической.

Развитие железнодорожного транспорта и пароходства способствовал усилению эмиграции. В 1837 г. началась колонизация Новой Зеландии. В 1840 г. число поселенцев в Австралии так возросло, что ее фактически прекратили использовать как место, куда ссылали правонарушителей на каторжные работы. Много людей эмигрировали в Канаду.

Таким образом, промышленная революция, которая продолжалась в Англии с 60-х годов XVIII в. до 30-х годов XIX в., превратила страну не только в индустриальную державу, айв индустриальную "мастерскую мира". Установилась английский мировая промышленная и торговая монополия. Этому способствовало осуществления правительством Г. Пиля (премьер-министр в 1841-1846 гг.) программы свободной торговли. В июне 1846 г. промышленная буржуазия, несмотря на сопротивление земельной аристократии, добилась отмены "хлебных законов", после чего были значительно снижены тарифы на ввоз многих видов сырья и продовольственных товаров. Правительство Дж. Рассела (премьер-министр в 1846-1852 pp.) в 1849 г. отменил навигационные акты, которые сыграли большую роль в защите английской морской торговли от иностранной конкуренции, но потеряли свое значение с ростом торгово-промышленной силы Великобритании.

 

Основные термины и понятия

Промышленный переворот, фабричное производство, концессия, контрибуция, ограждения, эмиграция, концентрация, централизация капитала.

 



Назад