Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая история

Предпосылки промышленного переворота


Частичная ликвидация феодального режима на селе стала предпосылкой промышленного переворота в Германии. Первый ощутимый удар феодального режима на селе нанесли Французская революция 1789-1794 гг. и Наполеоновские войны. Вступая на немецкую территорию, французы отменяли феодальные привилегии и освобождали крестьян от выполнения феодальных повинностей. Так, за Люневільским миром 1801 г. левобережья Рейна временно отошел к Франции, там было ликвидировано феодальные привилегии и повинности крестьян, распродано монастырские земли. Наполеоновское господства ограничило здесь самостоятельность большого количества мелких государственных объединений. Затем удар по феодализма нанесли аграрные реформы начала XIX ст., что ускорили развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве.

Важным условием промышленного переворота в Германии стала ликвидация экономической раздробленности. В 1818 г. принят Таможенный закон, согласно которому на всей территории Прусского государства уничтожались таможенные заставы, сбор акцизов и внутренних пошлин. Впервые в Германии создано большую хозяйственную область. Тариф 1818 г. защитил территорию Пруссии от конкуренции других германских государств, но не мог противостоять давлению Англии и России, которые были заинтересованы в беспрепятственном продажах в Пруссии промышленных товаров и зерна. В 1833 г. Пруссия добилась организации Таможенного союза, объединившего 18 государств Северной Германии, территория которых составляла 77 тыс. км2 и на ней проживало 23 млн. человек. Все таможенные заставы, сбор акцизов и внутренних пошлин между этими государствами подлежали ликвидации. Создание союза способствовало формированию общенемецкого внутреннего рынка и ускорению экономического развития, прежде всего машинного производства.

Другой важной преградой экономического развития была отсутствие развитых путей сообщения. Они стали возникать после образования Таможенного союза. 1835 г. появилась первая железная дорога между Нюрнбергом и Фюртом, которая имела длину всего 12 км. В 1848 г. протяженность железных дорог составляла уже 2363 км.

Развитие капитализма в сельском хозяйстве, рост мануфактурной промышленности, образования Таможенного союза, усиление процессов первоначального накопления капитала, возможность использования иностранной техники ускорили начало промышленного переворота.

Больше всего машинная технология воплощалась в производство в текстильной промышленности и особенно в хлопковой, в частности в Саксонии. В рамках Таможенного союза в 1846 г. насчитывалось уже 313 прялок и 750 тыс. механических станков. Ткацкое производство оставалось в руках кустарей, ремесленников и рабочих "домашней промышленности" (рассеянной мануфактуры). В Силезии развивалось льонопрядильне производство на машинной основе. В 1839 г. на территории Пруссии было 11 фабрик, которые занимались изготовлением льняной пряжи, поэтому кустарное и мануфактурное производство оказалось в тяжелом положении.

Создание Таможенного союза стимулировало развитие шелковой промышленности. ее древним центром был Крефельд, изделия которого находили широкий спрос на Лейпцизьких ярмарках. В 1846 г. в Крефельде работало 8 тыс. шовкоткацьких станков, 20 фарбувалень, 7 участковых участков.

Значительные изменения произошли и в тяжелой промышленности. С появлением паровых машин спрос на уголь вырос. Добыча угля в Пруссии выросло в 1824-1843 pp. с 1,2 млн. до 3,1 млн. т. Общая численность увеличилась за шахтеров 1800- 1848 гг. в 4 раза, с 25 тыс. до 100 тыс, в других отраслях крупной промышленности - в 12 раз, с 50 тыс. до 600 тыс. человек.

Начало строительства железных дорог сыграл важную роль в ускорении промышленного переворота в Германии.

Значительный промышленный подъем в Германии произошло в 50 - 60-е годы. За 50-е годы XIX в. объем промышленного производства удваивается, а в 60-е годы вырос еще в полтора раза. Опережающими темпами развивались отрасли тяжелой промышленности. Производство средств производства с 1861 по 1870 г. увеличилось на 23%, тогда как производство предметов потребления - только на 9%. Строительство железных дорог дало сильный толчок развитию фабричной промышленности, породив большой спрос на уголь, рельсы, паровозы, вагоны. Получили развитие новые отрасли промышленности, прежде всего химическая индустрия. Открытие анилиновых красителей (1856) было положено в основу производства не только краски, но и фармацевтической продукции, взрывчатых веществ, каучука. Наращивались мощности фабрик по производству калийных и фосфорных минеральных удобрений. Химическая промышленность заняла третье место среди отраслей немецкой промышленности, а по доле в мировом производстве - второе место после США. Значительное развитие имела немецкая электротехника. Об этом свидетельствует создание в 1867 г. E.B. Сименсом динамо-машины. Изобретение генератора для выработки электрического тока знаменовал первые шаги электротехнической промышленности. Этот период промышленного переворота характеризовался еще тем, что немецкая индустрия механізовувалась на основе развития отечественного машиностроения. В Германии возникли большие на то время машиностроительные заводы. Например, в 1866 г. на локомобільній фабрике Борзіга работали 1600 рабочих. Аналогичные предприятия сооружались в Хемнице, Касселе и других городах.

Таким образом, структура отраслей тяжелой промышленности Германии в этот период была значительно шире, чем в Англии и Франции. Новые предприятия тяжелой промышленности были настоящими индустриальными гигантами, оснащенными самым передовым оборудованием и новейшими технологиями.



Назад