Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая история

Антимонопольная политика


 По степени монополизации США существенно обогнали Европу, для которой были характерны картели и синдикаты, которые объединяли десятки относительно небольших предприятий. В США монополистический капитализм, опираясь на концентрацию производства, эту фазу обошел. Поэтому здесь поведение монополий - установление высоких монопольных цен - становилась невыносимой для значительной части населения.

Общественность США считала монополизации отраслей промышленности недопустимым нарушением принципа индивидуальной свободы. Под давлением мощной волны антимонополістичного движения фермеров, рабочих, мелкой и средней буржуазии было принято (1890) разработано сенатором Дж. Шерманом антитрестовское законодательство. Подобные законы затем было принято в 27 штатах страны, а в 15 штатах антимонопольные законы даже включено в конституцию. Однако формулировка закона было настолько нечетким, что тресты легко обходили все запреты. Юристы-консультанты Рокфеллера в 1899 г. изобрели для "Стандарт ойл" новую организационную форму - холдинговую компанию, основанную на владении контрольным пакетом акций.

Усовершенствовал антитрестовское законодательство президент Теодор Рузвельт (1901-1909). Было принято дополнение к закону Шермана 1901, p. билль о создании министерства торговли и труда 1903, p. в 1906-1908 гг. - об охране природных ресурсов страны, которую взяла на себя государство. Чтобы предупредить хищническое использование земли, часть ее была передана в государственный земельный фонд, который не подлежал отчуждению. Государственный земельный фонд вырос более чем в 3 раза - с 45 до 150 млн. акров. Были приняты меры по ирригации засушливых земель. Антитрестовское законодательство в 1909 г. снова дополненное законом Мена - Элкина и тарифной реформой Пейна - Олдрича.

По правления президента Вудро Вильсона (1912-1921) было принято тариф, который отменял протекционизм. Пошлины были снижены с 42 до 27% на 900 видов товаров, а на 365 товаров отменено вообще. Высокие пошлины остались на табак, табачные изделия и сахар. Следующим важным шагом В. Вильсона стало введение прогрессивного налога на доходы частных лиц и корпораций.

В 1914 г. в США был принят закон Клейтона, за которым профсоюзы и союзы фермеров не подпадали под действие антитрестовского закона. Создано Федеральную резервную систему (ФРС), которую возглавлял Федеральное резервное управление Вашингтона. К системе ФРС вошло 12 федеральных резервных банков, капитал которых имел образовываться из поступлений (взносов) национальных, промышленных и банков штатов. В этот же период была создана Федеральная промышленную комиссию (ФПК), на которую возложена сбора информации и привлечения к ответственности (суда) частных лиц и корпораций за нечестные методы деятельности. Все эти меры начали развитие государственно-монополистического капитализма, когда государство осуществляло регулирующие меры в экономике, охватывая различные ее отрасли.

Государство предоставляло поддержку аграрному сектору, прежде всего в деле внедрения научных методов ведения хозяйства, создание его инфраструктуры - элеваторов, холодильников (холодильных складов), внедрения различных технических средств, которые обеспечивали сохранение сельскохозяйственной продукции.

Научный подход к ведению хозяйства оказался в экономически обоснованной специализации сельскохозяйственных районов страны: Средний Запад и Калифорния, Дакота, Небраска стали основными производителями пшеницы; Айова, Небраска, Канзас - кукурузы. Американское зерно мало высокое качество и низкую себестоимость, что вывело страну на первое место в мире по вывозом зерна.

Росту производительности труда, техническому оснащению в фермерском хозяйстве способствовала концентрация производства. Если в 1880 г. фермеры - владельцы земли составляли 2/3 от общего числа фермеров, то в 1910 г. - 1/3. В ходе структурной перестройки сельского хозяйства приоритетными стали молочное животноводство, птицеводство, а также отрасли, которые ориентировались на городской рынок. Чтобы ослабить зависимость фермеров от капитала и услуг железных дорог (а они были монополизированы), элеваторов, крупных оптовых складов, магазинов, началось создание различных организаций и союзов для защиты фермерских интересов. Появились кооперативные фермерские организации по переработке и продаже продуктов на местных рынках.

В 1913 г. фермерство составил 1/3 всего населения. Фермерские хозяйства обеспечивали продукцией внутренний рынок и много поставляли на европейский рынок. их производительность труда, которая выросла с 1860 по 1913 г. на 250%, была значительно выше по сравнению с европейскими фермерами.



Назад