Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая история

"Новый курс" Ф. Рузвельта


Решающим в выборах 1933 г. стал социально-политический фактор. Президентом США был избран Франклина Делано Рузвельта (1882-1945), который предложил для выхода из кризиса комплекс реформ - "Новый курс" (под таким названием вошли в историю широкомасштабные реформы Ф. Рузвельта).

В мировой истории "Новый курс" - это одна из наиболее известных и эффективных реформ. Ф. Рузвельт провел в жизни больше реформ, чем обещал во время предвыборной кампании. Уже 9 марта было созвано специальную сессию Конгресса США и в течение 100 дней заложены основы политики "Нового курса".

Мощным инструментом политики "Нового курса" и вместе с тем его следствием стали восстановление і развитие системы государственного регулирования рыночных отношений. В отличие от начале 20-х годов восстановление етатизації проходило хоть и в кризисный, но мирный период. Поэтому она не имела военно-политический, социально-экономический характер, а восстановлена система достаточно эффективно развивалась вплоть до конца 60-х годов.

Первым шагом реформ были попытки оздоровление банковской і финансовой системы. В марте 1933 г. в стране была приостановлена деятельность всех банков, что позволило приостановить и обмен банкнот на золото. В апреле 1933 г. был принят закон, запрещающий экспорт золота, а также указ, по которому граждане страны были обязаны сдать банкам имеющиеся у них золотые запасы на сумму более 100 долл. Это привело к резкому обесцениванию национальной валюты. Правительство, не отказываясь в принципе от метода обеспечения банкнот, к концу 1933 г. осуществил крупные закупки денежного металла (на 187,8 млн. долл.) на внешнем рынке. Приток в страну золота снизил его цену на внутреннем рынке, что дало возможность правительству США уже в январе 1934 г. провести девальвацию валюты страны на 41%.

"Законом о золотой резерв" (1934) устанавливалась новая цена на золото (на уровне 35 долл. за 1 тройскую унцию), которая действовала до 1971 г. Одновременно весь золотой запас изымался из федеральных резервных банков и передавался Федеральному казначейству. Банкам взамен выдавались золотые сертификаты, которые приравнивались к золоту и обеспечивали банковский резерв. Проведена девальвация доллара способствовала тому, что распределение дохода изменился в пользу промышленного, а не ссудного капитала. Тем самым было предотвращено массовое банкротство в кредитной сфере, уменьшилась задолженность монополий правительства, возросли экспортные возможности США.

Согласно "Чрезвычайного закона о банках" одновременно было проведено лицензирование их деятельности. До конца марта 1933 г. снова возобновили работу 4/5 ранее закрытых крупных банков - членов Федеральной резервной системы, а 2 тыс. мелких кредитных учреждений были ликвидированы или вошли в состав более крупных кредитных учреждений. Действующим банкам предоставили правительственный кредит в 1 млн. долларов, который оживил сферу кредитных операций. Кроме того, государство взяло на себя обязательства страховать депозитные вклады банков (создана Корпорация по страхованию банковских вкладов). К началу 1934 г. около 80% всех банков США застраховали свои депозиты, что способствовало укреплению доверия к ним, а соответственно, росту притока средств на счета и предотвращению банкротства банков. Была создана система регулирования банковской деятельности, приняты меры защиты вкладов от риска биржевых спекуляций.

Расширила свою деятельность создана еще за президента Гувера "Реконструктивная" корпорация. Только за два года "Нового курса" сумма выданных ею займов превысила 6 млрд. долл. Усилилась концентрация банковской системы - число банков с 25 тыс. в 1934 г. сократилось до 15 тыс. Для уменьшения дефицита государственного и улучшения финансового положения страны президент рекомендовал резко снизить заработную плату федеральным служащим, членам Конгресса и пенсии ветеранам войны. Несмотря на сильное сопротивление Сената, закон был принят уже 20 марта 1933 г. В конце 1933 г. разрешено употребление спиртных напитков и введен значительный налог на их продажу.

Стабилизация банковской и финансовой системы создала предпосылки для восстановление производства. Но этих мер было явно недостаточно. Поэтому в июне 1933 г. принят Закон о восстановлении национальной промышленности (НИРА - национальные интересы развития Америки), который по сути вводил систему государственного регулирования промышленного сектора. Для его реализации в соответствии было создано Администрацию национального восстановления, в состав которой вошли представители финансовой олигархии, торговой палаты, "Дженерал моторз", от группы Моргана и других концернов, а также экономисты, деятели Американской федерации труда. Одновременно отраслевые ассоциации предпринимателей (всего 17 ассоциаций) в соответствии с первого раздела закона разработали и приняли "Кодексы честной конкуренции". За ними для предприятий одной отрасли строго регламентувались объемы производства (применение однотипных технологических процессов), предел заработной платы, продолжительность рабочей недели, определялись рынок сбыта товаров, цена на продукцию и др. Кодексы запрещали применения детского труда. В случае утверждения кодекса президентом он набирал силу закона, а действие антитрестовского законодательства временно приостанавливалась. В целом во всех отраслях промышленности администрация Ф.Д. Рузвельта санкционировала к действию 746 кодексов, которые охватили 99% американской промышленности и торговли.

Второй и третий разделы закона о восстановлении промышленности содержали также ряд положений, которые регламентировали порядок изъятия и расходования налогов, которые шли на организацию общественных работ и выплату пособия по безработице. Созданная Конгрессом США Администрация общественных работ, которой выделялась огромная по тем временам сумма - 3,3 млрд. долл., проводила масштабную деятельность по созданию новых рабочих мест в сфере муниципального хозяйства, дорожного строительства и т.д., организации трудовых лагерей для безработной молодежи в возрасте от 18 до 25 лет. Всего на общественных работах в начале 1934 г. было занято 5 млн. человек, выплатой пособия по безработице охвачено 20 млн., численность молодежи, которая работала в трудовых лагерях, составляла 250 тыс. человек. В лагерях молодежь имела бесплатное питание, ночлег, форму и получала один доллар в день. Они работали под присмотром инженерно-технического персонала, во всем остальном подчинялись офицерам.

Для более эффективного использования трудовых ресурсов правительство приступило к реализации крупных общенациональных проектов, которые способствовали экономическому прогрессу. Среди них - возведение гигантских плотин, с помощью которых предполагалось электрифицировать всю страну. Для воплощения в жизнь одного из проектов в 1933 г. было создано региональное Управление долины реки Теннеси, деятельность которого изменила этот край. К пяти существующих плотин добавились еще 20 построенных, река стала судоходной. На работах в долине Теннеси было занято 40 тыс. человек. Значительно улучшились земледелие, приостановлено эрозию почв, посажен молодые леса. Трудом безработных на юге США создавалась современная инфраструктура - строились автострады, аэродромы, мосты, порты и т. д. Комплексное развитие этого экономического района стал первым опытом действия "встроенного стабилизатора" (термин появился в 50-е годы) - вмешательство государства в развитие хозяйства. Показателем его эффективности стал резкий рост доходов населения бассейна реки.

Воплощены в жизнь мероприятия по восстановлению промышленности в целом дали положительные результаты. Государству до весны 1935 г. удалось установить достаточно действенный контроль над промышленным сектором. При этом наблюдался дальнейший процесс монополизации промышленности США, что удовлетворяло крупные монополистические объединения.

Не менее важной была антикризисная аграрная политика

Рузвельта, которая осуществлялась на основе Закона о регулировании сельского хозяйства. Конгресс США принял его весной 1933 г. накануне объявленного фермерами всеобщей забастовки. Для преодоления кризиса перепроизводства был избран систему поощрения в виде премий и компенсаций тем фермерам, которые сокращали производство в своих хозяйствах. По замыслу правительства, такая политика способствовала уже на макроуровне не только уменьшению общих размеров товарной продукции, но и поддержанию цен на сельскохозяйственные товары (по закону на уровне 1909 - 1914 гг.) и тем самым увеличению доходов фермеров. Резко сокращены посевные площади (вспахано 10 млн. акров занятых хлопчатником участков, уничтожено 1/4 всех посевов) и поголовья скота (забито 23 млн. голов крупного рогатого скота и 6,4 млн. голов свиней, мясо которых превращали в минеральные удобрения), что повлияло на ценообразование. По сравнению с 1933 г. доходы фермеров в 1936 г. выросли на 50%. Однако от такой системы премирования и компенсаций выигрывали прежде всего крупные хозяйства, которые могли без существенного ущерба сократить производство, а мелкие фермеры продолжали испытывать трудности. Учитывая этот фактор, правительство согласно тому же закону принял чрезвычайных мер по снижению фермерской задолженности, которая к началу 1933 г. достигла 12 млрд. долл. В частности правительство провело эмиссию казначейских билетов и государственных акций на сумму 3 млрд. долл., что дало возможность в 1933-1935 гг. предоставить фермерам дешевых кредитов на сумму более 2 млрд. долл. и тем самым ослабить обвальный процесс аукционной продажи обанкротившихся фермерских хозяйств. Благодаря займам много фермерских хозяйств справились с кризисом. Однако около 10% всех ферм (600 тыс.) в этот период разорились и были проданы.

Важной инициативой правительства в области внешней торговли стало принятие Закона о торговле 2 марта 1934, p. которым предусматривалась при заключении торговых договоров взаимная скидка тарифов на 50% на усмотрение президента "в интересах американской промышленности и сельского хозяйства". Цель закона - увеличить экспорт, открыть для США иностранные рынки. Закон был радикальной мерой в стране, которая проводила протекционистскую политику, и через несколько лет США дал ощутимые выгоды.

"Новый курс" Рузвельта, как уже отмечалось, начало превращения США в социально ориентированное государство. Социальная направленность политики стала преобладать уже на втором этапе реформ, когда под давлением народного движения в июне 1935 г. был принят Национальный закон о трудовых отношениях. Он вошел в историю как закон Вагнера (по фамилии сенатора Г. Вагнера). Признавались необходимость коллективной защиты работниками своих интересов через профессиональные союзы путем заключения с предпринимателями коллективных договоров, право рабочих на забастовки. Администрации было запрещено применять репрессии за принадлежность к профсоюзам и вмешиваться во внутренние дела рабочих организаций. Суды обязывали рассматривать жалобы профсоюзов за нарушение закона. Одним из результатов закона Вагнера стало объединение всех рабочих организаций в Рабочий альянс Америки (1936), а также создание Лиги объединенных фермеров и Союза пайщиков.

В "Новом курсе" Рузвельта воплотились черты либерально-реформистского варианта регулируемого капитализма. Важнейшим инструментом правительственных мер стал государственный бюджет, за счет средств которого осуществлялось финансирование расширенного воспроизводства и социальных программ. Активная политика государственного вмешательства позволила США, во-первых, отвлечь революционную (как это не раз происходило в Европе) изменение строя, по-второе, хотя и медленнее, по сравнению с отдельными европейскими странами, преодолеть кризисное состояние экономики. К 1937 г. по ряду основных экономических показателей США практически вышли на уровень 1929 г.

Основные термины и понятия

 

Экономический кризис, социальные гарантии, социальные права, девальвация, сертификат, банкротство, милитаризация труда, анти-трестівське законодательство, государственный социализм, социализация найма, етатизація, просперити.



Назад