Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая история

Новая экономическая политика


Появление новой модели хозяйствования обусловлена рядом объективных причин:

переход к мирному строительству, что требовал изменения акцентов в экономике; кризисное состояние экономики, что имел тенденцию к своему усиления и стимулировал отход от военно-коммунистической доктрины; недовольство крестьянства продразверсткой (следует учесть, что 77% личного состава Красной армии этого периода составляли крестьяне); неблагоприятный для коммунистов состояние мирового революционного движения, что заставлял большевистский режим придерживаться более гибкой линии в отношении крестьянства.

В 1921 -1922 pp. формировалась непівська модель организации общества, которая фактически реализовалась на практике. В основу ее положена концепция пути к социализму через государственный капитализм. Составной модели в экономике была административно-рыночная система хозяйствования. Принципиальные ее характеристики такие: государственная монополия (минимальный связь с мировой экономикой) во внешней торговле, государственная собственность на большую и значительную часть средней промышленности, торговли, транспорта; хозрасчет в промышленности, что действовал в ограниченном виде только на уровне трестов (объединений предприятий), которые находились в собственности государства; неэквивалентный обмен с деревней на основе продналога; торможение развития большого индивидуального хозяйства на селе.

Согласно решений X съезда РКП (б) продналоге определялся как процентное или частичный вывод продуктов с учетом количества едоков, наличии скота и объема полученного урожая. Размер налога устанавливался до сева и имел строго дифференцированный характер: для бедных крестьян он снижался. Излишки продукции разрешалось реализовывать в рамках прямого обмена на промышленные товары. Однако обмен практически сразу же перерос в торговлю, что вызвало необходимость признания товарно-денежных отношений и торговли как формы их реализации.

С переходом к нэпу повсюду начала возрождаться кооперация. Правительство видел в ней оптимальную форму вовлечения крестьянства в социалистического строительства, важный элемент смычки города и деревни. В течение короткого времени сельскохозяйственная кооперация сосредоточила в своих руках значительную часть товарной продукции: в Украине, например, до 37% плановой заготовки зерна и почти 50% технических культур. В 1924 г. кооперативные организации обеспечивали до 96% потребностей промышленности в сырье. К концу восстановительного периода в Украине всеми видами кооперации было охвачено большую часть сельского населения республики. Натуральный налог заменили денежным, позволили наем и аренду земли.

Нэп обусловил существенные изменения в промышленности. Оставляя в своих руках "командные высоты", землю и решающие отрасли хозяйства (крупная промышленность, банки, транспорт, внешняя торговля), государство перешло к новым формам хозяйственных отношений - аренды. В аренду организациям (кооперативам, артелей и др.), а также частным лицам показались мелкие и средние предприятия, которые производили в основном потребительские товары. Арендодателями выступали ВСНХ и ее местные органы (районные и губернские). В Украине 1921 г. в аренду было сдано 5200 таких предприятий, то есть почти половину имеющегося фонда. Арендная плата увеличила материально-финансовые ресурсы государства. Однако с 1924-1925 гг. сдача государственных предприятий в аренду начала сокращаться и была приостановлена в 1928 г.

Начатый процесс разгосударствления и внедрение хозрасчета требовал более гибкой формы управления. Поэтому вместо сверхцентрализованных главков, тормозили нэп, введено тресты, которые стали основными звеньями управления государственной промышленностью. Первые тресты в Украине было организовано осенью 1921 г. ("Тютюнтрест", "Маслотрест", "Цукротрест", "Югосталь" и др.) Всего в республике было создано 21 республиканский и 54 губернских тресты, которые объединяли 304 предприятия и имели широкую хозяйственную самостоятельность. Однако хозрасчет фактически не распространялся на предприятия, входившие в трестов, а это тормозило развитие рыночных отношений.

Позже возникла новая форма организации производства - синдикаты, которые выполняли функции торгово-распределительного аппарата трестов реализации продукции и снабжения предприятий сырьем. Постепенно синдикаты из торговых трансформировались в регулирующие, а отчасти в управленческие организации, заменив главкізм.

ВСНХ Украины руководила теперь не массой предприятий, а регулировала и планировала хозяйственную деятельность трестов и синдикатов. Для обеспечения взаимодействия плановых и рыночных начал в апреле 1921 г. создан Госплан СССР (через 8 месяцев - Госплан Украины), на местах - ведомственные и территориальные плановые комиссии. Исходили из того, что рынок необходимо организовывать и научно предусматривать, то есть путем планирования влиять на него.

Важной формой привлечения иностранного капитала для восстановления народного хозяйства страны в первой половине 20-х годов стали концессии. Государство предоставляло предприятия или территорию для разработки его природных ресурсов и осуществляла контроль за их использованием, не вмешиваясь в хозяйственные и административные дела. Концессии облагались теми же налогами, что и государственные предприятия. Оплата осуществлялась частью полученной прибыли (в виде произведенной продукции), другую ее часть могли реализовать за рубежом.

Возрождение товарно-денежных отношений обусловило необходимость восстановление денежной системы. В октябре 1921 г. основан Госбанк РСФСР. В Украине действовали банки как общесоюзного и республиканского значения, возобновили работу финансово-кредитные учреждения местного значения (коммунальные банки, кредитные общества и др.), которых в 1925-1926 гг. уже насчитывалось 250. Начали работу биржи (первая Харьковская - февраль 1922 г.). В 1924-1925 гг. в Украине их было 15 с общим годовым оборотом более 1 млрд рублей. Наряду с товарными биржами в Украине во всех крупных губернских городах и большинстве уездных функционировали биржи труда, которые регулировали рынок рабочей силы, обеспечивали занятость, оказывали материальную и денежную помощь безработным. В 1924 г. был создан Наркомат внутренней торговли СССР (соответственно и Украины).

В 1922-1924 гг. было проведена денежная реформа - вводилась твердая конвертируемая валюта (червонец). В ноябре 1922 г. создан Госбанк СССР, что выпустил банковские билеты (червонцы), которые обеспечивались в размере 25% золотом и иностранной валютой, а частично - дефицитными товарами, краткосрочными векселями и другими обязательствами. Золотое содержание червонца (7,74234 г чистого золота) отвечал 10 рублям 1913 г. Червонец стал вытеснять радзнаки.

Создание денежной системы наряду с налоговой реформой способствовало бездефицитности бюджета. Согласно налоговой реформы с конца 1923 г. промышленные предприятия отчисляли в государственный бюджет 70% всех доходов (сельхозналог составлял около 5%), что обеспечило в 1923 - 1924 гг. сбалансированность государственного бюджета. Было отменено трудовую повинность, вводилась сдельная оплата труда (1922 г.). Подоходный налог состоял из основного и прогрессивного. Основной платили все граждане, кроме чернорабочих, поденщиков, государственных пенсионеров, а также рабочих и служащих с ежемесячной заработной платой менее 75 руб. Прогрессивный платили те, кто получал дополнительную прибыль. К тому же действовали еще и косвенные налоги: на соль, спички и др.

Произошли значительные изменения в аграрной политике. Натуральный налог заменен денежным (в 1923 г. введен единый налог, который изымался в смешанной форме на выбор крестьянина, с 1924 г. - только денежный: бедняки платили 1,2% своих доходов, середняки - 3,5 и кулаки - 5,6%). Земельным кодексом 1922 г. разрешено наем батраков и аренду земли, отменено на десять лет величину земельных границ. В 20-е годы возникли первые колхозы (коллективные хозяйства) - кооперативные хозяйства добровольно объединились для совместного ведения крупного сельскохозяйственного производства на основе общественных средств производства и коллективного труда. В 1925 г. в Советском Союзе их насчитывалось уже 22 тыс. Они характеризовались большей механизацией труда и товарностью.

Таким образом, основные мероприятия новой экономической политики - построение отношений между городом и деревней на экономической основе, развитие промышленности на новых организационных принципах и на базе электрификации, кооперирования населения, частичное введение хозрасчетных отношений, допуск частного капитала в экономику, наладка государственного регулирования, планирования и управления экономикой - в совокупности дали возможность до 1925 г. достичь основных довоенных показателей экономического развития. Однако период нэпа не характеризовался гармоничным бескризисным развитием. Наоборот - дестабилизирующие процессы расшатывали экономику почти каждый год: финансовый кризис 1922, p. кризис сбыта 1923, p. товарный голод 1924, p. рост инфляции 1925 p. Однако взаимодействие плановости и развитие рыночных отношений обеспечивали динамическое равновесие в хозяйственной системе. С одной стороны, план выходил из потребностей рынка и учитывал процессы, которые происходили на нем, с другой - план организовывал рыночные процессы, производил на них активное влияние. Дестабилизация началась с нарушением этого взаимодействия, ростом с 1925 г. центристских тенденций в экономике, то есть усилением централизованного планирования и управления экономикой в ущерб рыночным отношениям.



Назад