Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая история

Свертывание НЭПА-в и формирования командной экономики


Как и каждая переходная модель, нэп не мог окончательно стабилизировать экономическое развитие. В конце 20-х годов резервы "восстановительного эффекта" был исчерпан, страна оказалась на пороге острого кризиса, в основе которой лежала недостаток капиталов для реконструкции промышленности. В 1926 г. оказалась нехватка металла, а затем и других материалов и сырья. Она была обусловлена развитием нового строительства, напряженными планами выпуска продукции на действующих предприятиях. Для регулирования поставок создали Комитет государственных заказов. Товарный голод охватил и потребительский рынок.

Основными причинами этого были:

1) срыв хлебозаготовки (вследствие недовольство крестьян государственными заготовительными ценам) и невыполнение экспортных обязательств, что уменьшило валютные поступления и соответственно повлекло сокращение промышленного производства и капитального строительства;

2) значительно быстрее роста спроса на внутреннем рынке по сравнению с предложением (рост количества рабочих в промышленности и строительстве; снижение на 10% в 1927 г. цен с одновременным ростом номинальной заработной платы рабочих увеличило платежеспособный спрос);

политика активного вытеснения с 1926 г. частного капитала: повышение тарифов на перевозки частных грузов; приостановление государственного кредитования частных предприятий; введение в 1927 г. налога с сверхприбыли; запрещение предоставления частным лицам в аренду государственных предприятий и возобновление старых договоров; уменьшение количества иностранных концессий (до 1930 г. ликвидировано большинство концессий; в 1931 г. ликвидирована и частная промышленность);

4) огосударствление распределения: в 1929 г. осуществлен переход на карточную систему снабжения; в феврале 1930 г. ликвидировано товарные биржи и ярмарки.

СССР выбрал вторую из двух альтернатив: 1) низкие темпы развития всего хозяйства на базе нэпа и прогрессирующее отставание от ведущих капиталистических стран; 2) отказ от рынка, возврат к административным методам, концентрация имеющихся ресурсов и форсированное развитие главной звена хозяйства - большой индустрии. Политика нэпа была вынужденным тактическим шагом, предпринятым под давлением обстоятельств, а не стратегической линией. Сворачивание в конце 20-х годов нэпа обусловлено внутренними экономическими противоречиями этой политики и противоречивыми процессами, которые она вызвала в обществе. Среди них: снижение темпов развития; исчерпания ресурсов; нежелание большевистской партии делиться властью и распространить действие экономического плюрализма на сферу политики; быстрая дифференциация общества, рост социальной напряженности, а следовательно, і создание социальной базы для решительного отказа от рыночных отношений. Отказа от нэпа требовала и государственная политика реализации курса индустриализации, принятого XIV съездом ВКП (б) в декабре 1925 г. Начала раскручиваться "машина чрезвычайности": в 1927 г. программа "переконструирования нэпа", развертывание кооперирования по производственному принципу и коллективизации, расширение плановых начал в экономике, активное наступление на капиталистические элементы города и деревни.

Восстановление и расширение государственного сектора создали условия и вызвали необходимость перехода от годового планирования в форме контрольных цифр к перспективному планированию. Первый пятилетний план (1928-1932 гг.) был утвержден в 1929, p. за ним воплощались в жизнь 1933-1937 гг. - второй и 1938-1942 гг. - третий пятилетние планы. Госплан УССР, как и союзный, относительно пятилетнего плана стоял на таких позициях: "План должен быть: а) научным прогнозом объективных возможностей; б) формулировкой задач, определяющих условия оптимального их использования; в) система мероприятий, направленных на практическое осуществление политических устремлений государственной власти". На практике последнее вытеснило и підім'яло под себя научность, объективность, оптимальность. В "год великого перелома" (так назвал И. Сталин 1929 г.) взят курс на резкое форсирования индустриализации. 1931 г. советские закупки составили 30% мирового экспорта машин и оборудования, 1932 г. - почти 50%.

Источники финансирования этих закупок и индустриализации

были такие:

1) перекачки средств за помощью государства с легкой и пищевой в тяжелую промышленность;

2) налоги с населения (для села "надподатки" - постоянный рост цен на промышленные товары);

3) добровольные и принудительные (под контролем общественных организаций) займа (1927-1929 гг. выпущено три государственные займы индустриализации, только населения Украины подписались на сумму свыше 325 млн. рублей);

4) выпуск бумажных денег (выпусков), не обеспеченных золотом (в 1928-1932 гг. инфляционное покрытия государственных нужд составил 4 млрд. рублей);

5) форсированное расширение продажи водки, благодаря которому в 1927 г. бюджет получил 500 млн., 1930 г. - 2,6 млрд., а в 1934 г. - 6,8 млрд. рублей;

6) увеличение вывоза за границу нефти, леса, пушнины, хлеба и другого сырья;

7) режим экономии (за счет сокращения административно-управленческих расходов за 1928-1929 гг. сэкономили только в Украине почти 65 млрд. рублей);

8) усиление государственной эксплуатации крестьянства и рабочего класса, многих миллионов узников Гулага.

Важное значение для экономики СССР приобрела промышленность Украины, капиталовложения в которую за годы первой пятилетки составляли более 20% общесоюзных. Из 35 важных объектов промышленности СССР в период технической реконструкции 20-30-х лет 12 находились в Украине (7 новостроек - металлургические заводы: Запорожсталь, Криворожсталь, Азовсталь, Днепрострой, Дніпроалюмінійбуд, Краммашбуд (Краматорск), Харьковский тракторный завод (ХТЗ) - и 5 в корне реконструированных - Луганский паровозостроительный и металлургические заводы в Макеевке, Днепродзержинске, Днепропетровске, Комунарську. Из 1500 промышленных предприятий, строившихся в СССР в годы первой пятилетки, 400 строилось в Украине. Благодаря этому в промышленном комплексе Украины появились новые отрасли: в пищевой - маргариновая и молочная, маслопереробна, комбикормовая, хлебопекарная, в металлургии - электрометаллургия (завод Днепроспецсталь), цветная металлургия (Константиновский цинковый (1930), Днепропетровский алюминиевый (1933) заводы). Программу первой пятилетки относительно общего объема промышленного производства выполнен на 93,7%, в тяжелой промышленности - на 108%. Доля промышленной продукции повысилась с 51,5% в 1928 г. до 70,7% в 1932 г. Доля первого подразделения в валовой продукции всей промышленности выросла до 53,4% против 39,5% в 1928 г.

Взяв курс на модернизацию промышленного потенциала страны, советское руководство сразу столкнулось с тремя проблемами: средства, сырье и трудовые ресурсы для развития индустрии. Получить все это можно было от крестьянства, которое составляло большинство населения. Привычные административные методы в экономике - перекачивание средств за счет установления заниженных цен на сельхозпродукцию (в годы первой пятилетки они иногда составляли 1/8 рыночных) - уже не могли эффективно удовлетворить потребности индустриализации. Выход виделся в коллективизации, поскольку коллективное (контролируемое и управляемое государством) хозяйство могло быстро обеспечить рост производства и финансовых поступлений.

Коллективизация началась в 1928 г. Первоочередной задачей в области сельского хозяйства признавался развитие всех форм кооперации (производственной, жилой, кредитной, потребительской и т.д.), а перспективным задачам - постепенный переход к коллективной обработке земли на основе новой техники (механизация, электрификация). Но не устанавливались сроки, формы и методы кооперирования. XV съезд ВКП (б) (1927) предусматривал медленный, постепенный, добровольный переход к кооперации. Однако практика диктовала быстрые темпы и жесткие методы, было возбуждено закреплены на бумаге основные принципы кооперации. Форсирование коллективизации привело не только к резкому сокращению поголовья скота и сбора зерновых, но и к человеческим жертвам, которые считались миллионами (около 10 млн человек). В результате в годы первых пятилеток действовала карточная система снабжения населения (до 1936 г.). В то же время коллективизация создала социальную базу для модернизации аграрного сектора, позволила повысить производительность труда, высвободить трудовые ресурсы для других отраслей экономики.

В 1929-1933 гг. проведено хозяйственные реформы, которые завершили процесс ограничения рыночных отношений и способствовали формированию экономической системы, основанной на командно-административных методах управления экономикой. Прежде всего реформы охватили управления промышленностью. В 1932 г. ВСНХ реорганизовали в несколько наркоматов, ведавшие отдельными отраслями промышленности. Дальнейшее развитие системы шел путем дробления наркоматов, особенно интенсивно в 1938-1939 гг. До марта 1939 г. их создано уже 34, что означало переход к отраслевого принципа управления. Было восстановлено коллегии наркоматов. Резко возросла численность чиновников (только за годы первой пятилетки - в 16 раз), администрирование охватило всю социально-экономическую структуру общества. Усилилась единоначалие, которая привела к утверждению командного стиля в управлении экономикой и господства директивных методов руководства.

Возражения рыночных отношений умаляет роль и значение хозяйственного расчета. По мере усиления директивного планирования и управления экономикой ослабевала роль прибыли. Он почти целиком поступал в бюджет, из которого финансировались капиталовложения. Было введено прямое банковское кредитование (1930), а материально-техническое снабжение осуществлялось по принципу распределения. Предприятия, входившие в трестов, получали кредиты в соответствии с планами, которые состояли трестами. Предполагалось, что открытие предприятиями собственных счетов в банке повысит их оперативность. Однако практическое осуществление названных мер привело к противоположному результату. Кредитование стало осуществляться "под план", что подрывало сами основы хозрасчета. К тому же понимание хозрасчета изменилось: финансово-хозяйственная самостоятельность сводилась просто к сопоставление доходов и расходов предприятия, а сам хозрасчет рассматривался как форма учета и контроля. Госбанк за счет покупателей оплачивал счета поставщиков независимо от качества и ассортимента продукции, а также компенсировал все расходы, понесенные поставщиками.

Не стимулировала развитие инициативы предприятия и налоговая реформа, хотя вместо большого количества налогов и видов налоговых изъятий в бюджет устанавливались налог с обращения и отчисления из прибыли.

Таким образом, в 30-е годы было создано экономическую систему, основанную на жестком централизме и директивности. По сути, государство снова перешла к своеобразной "раскладки" как в сельском хозяйстве (обязательные поставки), так и в промышленности, где устанавливались жесткие директивные задания относительно производства и распределения продукции, а прибыль предприятия практически полностью изымался в бюджет государства. Утвердились командно-бюрократические методы управления. Ограничение самостоятельности и прав предприятий привело к тому, что предприятия как хозяйствующие единицы стали превращаться в исполнительные органы центрального руководства. Все это завершилось утверждением командно-административной системы управления народным хозяйством.

Развитие централизованного планирования проходил по линии все большего охвата планом всего народного хозяйства. В отличие от первого пятилетнего плана второй охватил развитие всех отраслей хозяйства - промышленности, сельского хозяйства, транспорта, товарооборота. В первом пятилетнем плане определялись задачи развития промышленности бывшей ВСНХ (60% всей промышленности). Второй пятилетний план охватывал всю промышленность. Если план ГОЭЛРО давал конкретные производственные задачи по 17 отраслях, а первая пятилетка - по 50, то вторая - по 120 отраслях промышленности. Жестко регламентувались не только плановые задания, но и ресурсы для их выполнения, формы и размеры оплаты труда, другие показатели.

Директивное централизованное планирование переносилось также в сельское хозяйство. Еще в годы первой пятилетки стали разрабатывать государственные посевные планы, которые доводились до каждого района и колхоза. В 1932 г. впервые был разработан план тракторных работ МТС (в 1937 г. насчитывалось 5518 МТС, и они обслуживали 91,5% колхозов), в 1935 г. - развитие животноводства на каждый год, в 1938 г. - проведение агрокультурных мероприятий. Было восстановлено методы внеэкономического принуждения, действовавших в годы "военного коммунизма".

В наиболее уродливой форме командно-административные подходы оказались в насильственных методах и ускоренных темпах коллективизации, утвержденной во второй пятилетке (в колхозы объединены 93% всех крестьянских хозяйств и 99% всех посевных площадей). Управление базировалось не на экономических методах, а на волюнтаристському вмешательстве в процессы производства, обмена и распределения сельскохозяйственной продукции. Планирование, которое игнорировало объективные законы развития, стало приобретать, по сути, бюрократического характера.

Результаты развития экономики, основанной на такой плановости, оказались противоречивыми. С одной стороны, система помогла мобилизовать и сконцентрировать экономические ресурсы в четко определенных сферах (участках) хозяйственной, научной, социальной деятельности. Так, в период второй пятилетки достигнуто увеличение валовой продукции промышленности в 2,2 раза, 80% ее получены от новых и реконструированных предприятий, рост продукции в сельском хозяйстве в 1,5 раза, снижение себестоимости продукции на 10,3% (в первой пятилетке наблюдалось увеличение себестоимости на 2,3%). Страна получила технико-экономическую независимость. Она производила практически все виды промышленного оборудования, вышла на первое место в Европе и второе в мире по объему промышленной продукции в 1936, p. хотя по производству на душу населения еще отставала от развитых государств. Однако уже в этот период жизни неоднократно ставило вопрос о ликвидации военно-коммунистических командных методов управления аграрным сектором, что основывались на жесткой регламентации хозяйственной деятельности колхозов и совхозов.

В годы третьей пятилетки наряду с усилением отраслевого планирования все большее значение приобретало планирования народного хозяйства в территориальном разрезе. Это сопровождалось укреплением централизованного планирования. В Украине 1940 г. при Совнаркоме республики создано Экономический совет, которая должна усилить работу правительства относительно руководства хозяйственными наркоматами, осуществлять контроль за выполнением планов, рассматривать мобілізаційно-оборонные вопросы. Такие же советы создавались относительно товаров широкого потребления, сельского хозяйства и заготовки, коммунального хозяйства, топлива и транспорта. Еще больше утвердился принцип директивности хозяйственных планов, усилился степень централизации планирования производства и распределения продукции, финансовых и трудовых ресурсов. Значительно возросла роль Госплана как народнохозяйственного штаба страны и роль Госплана Украины как такого же штаба в масштабе республики. Однако вторая половина 30-х годов отмечена заметным нарастанием проблем в хозяйственной жизни. В феврале 1941 г. сделана попытка разработать методы их преодоления. Снова намечались повсеместное внедрение хозрасчетных отношений и ряд других мероприятий, но начать их реализацию не удалось. Становилось все более понятным, что формы и методы планового управления, которые сложились, в значительной степени исчерпали себя и стали причиной многих негативных явлений в экономике.

 

Основные термины и понятия

Национализация, конфискация, "военный коммунизм", нэп, продразверстка, продналоге, главкізм, централизация управления, директивное планирование.



Назад