Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая история

Интеграция


Важным фактором развития экономики в послевоенный период стала интеграция в различных формах. Страны-соседи с интенсивным торговым обменом и примерно сопоставимым уровнем хозяйственного развития образовывали зоны свободной торговли. Например, с 1 января 1948 г. по решению еще 1944 г. правительств Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, которые находились в изгнании в Лондоне, образован таможенный союз (известный под названием Бенилюкс). В рамках союза уже в 1949-1950 гг. было введено ограничение на импорт промышленной продукции, а к середине 50-х годов в рамках Бенилюкса сняты преграды для свободного движения капиталов и миграции рабочей силы. За примером Бенилюкса в том же 1948 г. создан таможенный союз Франсітал (Франция, Италия). Создание таких союзов вышло за пределы Европы. США и Великобритания в том же году приняли решение об международный контроль тяжелой промышленности Германии, создали международную администрацию, куда вошли кроме названных еще и представители Франции, Германии и стран Бенилюкса. Такие же экономические союзы возникают и на других континентах: 1945 г. создана Лига арабских государств (ЛАГ), которая охватила 20 стран; 1948 г. - Организацию американских государств (ОАГ), в которую вошли 31 латиноамериканское государство, США и Канада и др. Таким образом, в мире во второй половине XX в. межгосударственные связи начинают перерастать в международную экономическую интеграцию.

Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на разных уровнях и в разных формах. Она имеет такие характерные признаки.

1. Планомерная изменение структуры отдельных стран, координация сотрудничества государств, согласованная увязка ассортимента продукции в странах содружества, а также совместное использование научно-исследовательского потенциала на основе международного разделения труда.

Создание и совершенствование международного сотрудничества, обеспечивающая международную специализацию и кооперирование производства.

3. Активизация роли внутренней экономической политики в создании условий для углубления эффективности хозяйственных связей с другими странами.

Примером наиболее совершенной интеграции может служить поступательное движение развития Европейского Союза, на повестке дня которого стоит не только снятие всех ограничений на торговлю, но и создание единого парламента и правительства. В отношении стран, не входящих в союз, все члены союза проводят как правило единую таможенную политику, создавая им менее благоприятные условия.

Промышленная продукция ЕС составляет 90% от общеевропейского производства. С 1 января 1999 г. 11 стран ЕС перешли к единой валюте - евро (кроме Великобритании, Бельгии, Швеции и Греции). В ЕС 11 официальных языков. Ведущую роль в этой организации играют Германия, Франция, Великобритания.

Таким же путем идет развитие международной интеграции Североамериканской ассоциации свободной торговли (НЕФТЬ), основанной в 1992 г. на основе соглашения между США, Канадой и Мексикой о создании общего североамериканского рынка. Между этими странами демонтируются не только таможенные барьеры, НЕФТЬ открывает путь к созданию единого континентального рынка для свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В 1994 г. 34 американские государства (все, за исключением Кубы) решили создать до 2006 г. общую зону свободной торговли. Происходит процесс "выращивания" взаимопроникновение крупного капитала на всей территории Североамериканского континента, что даст возможность доминировать над другими экономическими центрами мира (Западной Європою и Японией).

В современный период в этом направлении активизировали свою деятельность Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, просматривается курс Японии на создание своего рода Азиатского рынка, идут переговоры о создании Восточно-азиатского экономического сообщества.

Углубление экономической интеграции ведет к необходимости создания наднациональных органов, способных координировать усилия различных стран и формировать механизм для цивилизованного решения спорных вопросов, что несколько ограничивает действие национальных правительств.

Их задача - унификация правового пространства разных стран (правил игры) и координация экономической политики. Завершением этого процесса должно стать создание единого правительства и единого парламента.

В идеале пока что ни один экономический блок не достиг такого развития (ближайший к этому Европейский Союз), поэтому важную роль продолжают играть международные организации. Среди них уже упомянутые МВФ и МБРР, которые пытаются решать и международные экономические проблемы. Кроме того, специфическую роль на международной арене играют регулярные совещания глав высоко-развитых стран.

Эти страны образуют несколько "клубов", среди которых наиболее известен G-7 (или "Большая семерка"). Целью этого объединения (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада) являются ежегодные встречи глав государств для обсуждения мировых валютных проблем, проблем равновесия платежных балансов и вопросов взаимной торговли.

В современный период развития интеграции спектр международных экономических организаций чрезвычайно широк. Каждая из них решает свой круг вопросов, касающихся мирового рынка, но ее решение носит мировой характер. Если одна организация решает свой круг вопросов, это является сигналом для начала введения переговоров остальных. Классическим примером является последовательность в решении вопросов по международной задолженности. Сначала та или иная страна договаривается с МВФ, и только после этого с ней могут иметь дело страны Парижского, Лондонского клубов, Всемирный банк и др. Сам МВФ зависит в принятии решений и в своих действиях от высокоразвитых стран из клубов G-7 или G-10.



Назад