Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая история

Переход к "рейганомики"


В 70-е годы произошли структурные изменения в экономике США. Была проведена массовая "чистка" неконкурентоспособных отраслей экономики, сотни предприятий ликвидированы. Например, только в текстильной промышленности было закрыто более 200 предприятий. В то же время появились новые наукоемкие отрасли, которые и сегодня определяют лицо современного мира. Распространение современных инновационных технологий составляет весомую часть дохода США. Америка постоянно имеет положительное сальдо платежного баланса в 7-8 млрд. долл. за балансом передачи технологий.

Больших изменений в новых условиях постиндустриальной эпохи понесли и "внутренние" взаимоотношения, прежде всего распределение полномочий между местными и федеральными органами власти. В 70-е годы активно воплощалась в жизнь концепция нового федерализма, которая предусматривала перенесение центра тяжести в принятии общественных решений на местные органы власти и активное развитие самоуправления на местах.

Было модифицировано систему регулирования экономики центральными органами. Кейнсианские рецепты фискальной политики борьбы с безработицей и инфляцией в новых условиях перестали эффективно работать. Начали расти дефицит и государственный долг. Кроме того, в условиях открытого информационного общества со свободным движением товаров и капиталов в мировой экономике меры государственного воздействия и значительное налоговое бремя на национальных производителей стали приводить к увеличению вывоза капиталов из страны.

В конце 70-х годов в США изменился подход к регулированию хозяйственной конъюнктуры. Новая экономическая политика, которую стал проводить президент Г. Рейган, получила название "рейганомика".

В период президентства Г. Рейгана (1980-1988) экономика страны была охвачена кризисом. В 1982 г. в США не действовало 30% производственных мощностей в перерабатывающей промышленности. Ухудшилось положение почти во всех отраслях. Безработица составляла более 10% трудоспособных. В этих условиях экономическая политика Рейгана основывалась на рецептах неоконсерваторов и на протяжении 80-90-х годов применялась во всех развитых странах Запада. Основными ее составляющими были: сокращение социальных программ и всех видов налогов; борьба с инфляцией методами жесткой кредитно-денежной политики; дерегулированию предпринимательской деятельности. Правительство отпустил ставки процента в свободное плавание и позволил им через рыночный механизм искать равновесие самостоятельно.

Рост ставки процента в начале 80-х годов до 20% повлияло на остальной мир. Во-первых, до Соединенных Штатов направлялся поток капитала из развитых стран, в результате чего американцы, используя накопления, провели санацию своей экономики. Во-вторых, рост ставок процента, резкое торможение инфляции и переориентация мировых потоков капитала в США стали началом развертывания мирового долгового кризиса развивающихся стран.

Другим шагом экономической политики Рейгана стало сокращение налогов. 1981 г. в соответствии с Законом о налогообложении произошло снижение подоходного налога на 23%, сокращение максимальной налоговой ставки на доходы от капитала с 70 до 50%. Однако этот закон не решил проблемы малообеспеченных семей. Поэтому в 1986 г. был принят новый закон о подоходном налоге, который предусматривал сокращение подоходных налогов на граждан с 50 до 28%, налогов на прибыль корпораций - с 46 до 34%, что стимулировало инвестиционную деятельность. Закон освободил 6 млн. граждан с низкими доходами от уплаты федеральных налогов. Было установлено систему, при которой лица с одинаковыми доходами платили бы примерно одинаковые налоги. Однако новый закон подрывал принцип прогрессивного налогообложения, согласно которому лица с высокими доходами платили больший процент, чем лица с низким доходом. Устанавливались только две ставки: 15% - подлежали налогообложению доходы ниже 29 750 долл. в год на семью и 28% - доходы, которые превышали этот уровень. Были сняты ограничения на ведение инвестиционного бизнеса коммерческими банками США, которые действовали еще с 30-х годов и существенно ограничивали конкуренцию на финансовом рынке. Все эти меры способствовали экономическому росту США: в 1986 г. на долю страны приходится около 34% промышленного производства развитых капиталистических стран и 20% их внешнеторгового оборота (в 1970 г. 32 и 18% соответственно). После замедления роста в начале 90-х годов американская экономика продолжила свое движение вперед.

Преодолеть дефицит государственного бюджета в 290 млрд. долл. удалось благодаря реализации плана стабилизации экономики президента Б. Клинтона (1992). Он включал три программы:

- стимулирования экономики путем увеличения количества рабочих мест (на ее реализацию выделено 30 млрд. долл.);

- инвестирование экономики; предлагала льготное финансирование для частных инвесторов и целевые капиталовложения (140 млрд. долл.);

- (сокращение бюджетного дефицита за счет сокращения правительственных расходов и увеличение налогов).

Для дополнительного привлечения капиталов в производственную сферу наряду с налоговой реформой резко повышались в случае необходимости учетные ставки на банковский кредит. Это сказалось на движении капиталов в международном масштабе, стимулировало интенсивный приток в американскую экономику капиталов других стран мира, что дало США финансировать модернизацию своей экономики в значительной степени за "чужой счет". В 90-е годы США пережили период устойчивого экономического роста. Темпы роста экономики страны составили 2,9%, тогда как в Германии - 2, Великобритании - 1,9, Франции - 1,5, Японии - 0,8%. В результате экономического роста впервые с 1951 г. федеральный бюджет стал профицитным (в 1998 финансовом году профицит составил 70 млрд. долл., в 2000 - 237 млрд. долл.). В этот период резко повысились темпы роста производительности труда, увеличились реальные доходы всех сословий общества, снизились темпы инфляции. США опережали все другие страны по объему производства и экспорта наукоемкой продукции и услуг. В 2000 г. общий объем расходов на НИОКР в США превысил 264 млрд. долл. и достиг 2,7% ВВП. Это почти половина общих расходов на НИОКР во всех развитых странах мира.

Таким образом, неоконсервативна стратегия, основы которой поддерживает и нынешний президент Дж. Буш-младший, в целом способствовала осуществлению структурной перестройки и технического переоснащения экономики США преимущественно с помощью зарубежных капитальных вложений, снижение процентных ставок.

 



Назад