Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая история

"Тетчеризм"


Политика выхода британской экономики из кризиса посредством воплощения неоконсервативной модели государственного регулирования получила название "тетчеризм", по имени главы правительства консерваторов с 1979 г. Маргарет Тэтчер. Понятие "тетчеризм", как и "рейганомика", вошло в мировой экономической литературе, отражая новое понимание экономической политики (в пределах неолиберализма - это концепция в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, сторонники которой отстаивают принципы саморегулирования, свободного от излишней регламентации). Предложена новая экономическая программа М. Тэтчер была основана на теории экономического либерализма и его современной модификации - монетаризма.

Поэтому правительство Тэтчер выступил за свободное предпринимательство, расширение личной инициативы и крайний индивидуализм. Он проводил политику сокращения расходов на социальные нужды населения и налогообложения, приватизации государственных предприятий, отказа от субсидий обанкротившимся предприятиям, урезание власти профсоюзов.

Реформы затронули все сферы хозяйственной жизни страны: было ограничено профсоюзные права на проведение забастовок; в денежной и банковской системе вводилась монетаристська концепция, которая предусматривала жесткое ограничение денежной суммы в обращении; осуществлялись стимулирования развития частного бизнеса и ограничения государственного предпринимательства; проводилось расширение хозяйственной самостоятельности и финансовой автономии государственных компаний; проведено налоговую реформу; употреблялись антиинфляционные меры.

Для воплощения монетарных принципов регулирования экономики предусматривались ослабление налогового контроля за функционированием рынка, повышение роли кредитно-денежных институтов, радикальное изменение структуры бюджетного механизма, которая выражалась в отходе от прогрессивного налогообложения частных лиц и предпринимателей.

Важным направлением реформы стал курс на приватизацию, что значительно ограничивало государственное предпринимательство. Отметим, что в 70-е годы в руках государства находились 95,1% акций крупной автомобильной компании "Бритиш лейленд мотор корпорейшн", 62,5% акций электротехнической компании "Феранті". 93,5% стали производилось на предприятиях Британской стальной корпорации, которая принадлежала государству. Большое внимание уделялось приватизации нефтяной, сталелитейной, авиакосмической промышленности, воздушного транспорта. За три года (с августа 1984 по май 1987 г.) в частную собственность было передано 9 важнейших забот, или около 33% всей собственности государства в промышленности, в том числе телекоммуникации и предприятий газовой промышленности. Государственные компании были выведены из зоны благоприятного климата, который ранее поддерживался правительством. Теперь они должны были выживать в условиях конкуренции, а цены на производимые ими товары и услуги не поддерживались специальными мероприятиями, а полностью определялись условиями рыночной конкуренции. Конкуренция и страх банкротства подготовили эти компании к повышению эффективности, отношения с государством строились на основе контрактов.

В начале 80-х годов в результате приватизации доля капиталовложений в экономику со стороны государственных органов и национализированных отраслей хозяйства составляла 25% против 50% по сравнению с периодом пребывания при власти лейбористов. Сократились расходы местных бюджетов и состоялась приватизация жилья. Согласно закону, его продали по льготным ценам жителям - арендаторам.

Значительно стимулировала развитие частного предпринимательства новая налоговая и финансовая политика: увеличены налоговые льготы, снижены налоги крупных корпораций до 35%; увеличились кредиты, которые предоставлялись частным лицам банками страны; проводилась политика правительства, направленная на стимулирование хозяйственной деятельности предприятий; сокращались численность государственного аппарата и расходы на его содержание (среди центральных министерств практически не было отраслевых, что ликвидировало прямое вмешательство государства в хозяйственную жизнь).

С целью стимулирования инвестиций акцент был смещен с прямого налогообложения на косвенное. Доля поступлений в государственный бюджет от косвенных налогов возросла с 34% в 1979 г. до 39% в 1981 г. Ставки налога на добавленную стоимость, которым облагались широкий ассортимент товаров первой необходимости, включая услуги и медицинскую помощь, была повышена с 8% до 15%.

Важнейшими направлениями антиинфляционной деятельности правительства Тэтчер были: государственный контроль темпов роста денежной массы в обращении; сокращения, которые предоставлялись государством частному сектору; отмена контроля над ценами и заработной платой; повышение ставки процента; ограничение государственных расходов, в том числе и на социальные нужды. Следствием стало снижение инфляции в конце 80-х годов до 3% в год (в 1980 г. она составляла 16%), то есть до величины, которую рекомендовали монетариста. А уже в середине 80-х годов Великобритания показала средние темпы экономического роста, характерные для развитых стран. Увеличение валового внутреннего продукта достигло самого высокого показателя в Западной Европе, возросла производительность труда. Окрепла позиция Лондона как одного из финансовых центров мира.

Внутри страны правительства Тэтчер удалось заменить устойчивую систему социальных гарантий "для всех" другой, індивідуалістською - "каждый за себя". Произошли глубокие структурные изменения общества. Сократилось количество рабочего класса, занятого непосредственно на производстве, расширилась занятость в сфере обслуживания, вырос слой собственников мелких фирм, появилась социальная группа высокооплачиваемых менеджеров среднего уровня. Большинство избирателей 80-х годов Великобритании стали относить себя к "средних слоев".

Достигнутые успехи "тетчеризму" относительно условий Великобритании были свидетельством способности капиталистической системы трансформироваться и приспосабливаться к новым социально-экономическим условиям. Основные направления осуществления структурных изменений экономики страны сохранена и в 90-х годах, несмотря на "сжатия" социокультурного потенциала общества. Последнее вызвано неравномерностью роста доходов различных слоев населения. От этой политики доходы 20% богатого населения росли в среднем на 4,7% в год, тогда как в 20% бедных - всего на 0,2%. В результате средний доход 20% богатых начале XXI вв. был в 17 раз выше, чем 20% бедных.



Назад