Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая история

Особенности экономической модели


Проведенные реформы обеспечили переход Японии к рыночным отношениям. В стране сформировалась уникальная экономическая система, скрепленная типичными азиатскими неформальными связями - отношениями среди представителей как деловых кругов, так и деловых кругов и государства. Важнейшей особенностью этой модели было сочетание рыночных отношений с их государственным регулированием, рыночной конкуренции с экономическим планированием. Формально роль государства незначительная: государственный бюджет Японии перераспределяет всего треть ВВП. Это вполне сопоставимо с США и намного меньше, чем в европейских странах, где эта доля может превышать 50% (например, в Швеции). С такой точки зрения экономика Японии принадлежит к одной из самых либеральных в мире. Однако только некоторые азиатские страны (например, Южная Корея или Китай) могут поспорить с Японией по степени жесткости и эффективности влияния правительства на экономику.

Японское правительство разрабатывает стратегические планы развития в целом (1948-1952, 1951-1953 гг. - планы восстановления народного хозяйства, 1955-1959 гг. - план самообеспечения, 1957 - 1960 гг. - долгосрочный план экономического развития, 60-е годы - план удвоения национального дохода и т.п.), а уже на их основе крупные компании формируют собственные планы. Правительство выступает представителем бизнеса на внешнем рынке, защищает его всеми возможными средствами, а бизнес выполняет указания правительства. Отступников строго наказывают, поэтому часто всю японскую промышленную систему называют "корпорация Япония".

Осенью 1951 г. в связи с вступлением в силу Сан-Франциським мирным договором, всю полноту власти передано японскому правительству. Важную роль в экономическом развитии страны сыграли принятые в 1952 г. решение правительства о внедрении принятых ранее ограничений во взаимоотношениях между крупными компаниями и их дочерними предприятиями". Это способствовало образование новых монополистических объединений, которые отличались от дзайбацу. Вместо прежних семейных форм руководства установлено коллективное управление в форме совещания президентов важнейших компаний. Новые финансово-промышленные группы (кейрецу) были сцементированные быстрее неформальными связями, разветвленной и запутанной системой участия. Формально независимые компании, которые входят в кэйрэцу (финансовые, торговые, промышленные, сервисные), выступают по нечленов группы единым фронтом.

Более того, по составу участников также трудно оценить реальные активы, находящиеся под контролем группы. В стране экономика формально не монополизирована, функционирует сектор мелкого и среднего бизнеса, который обеспечивает основную занятость. Между его предприятиями идет жесткая конкуренция, что характерно для рыночной экономики. Однако подавляющая часть этих предприятий входит в сферу влияния одной финансово-промышленной группы и является ее невидимым продолжением. Японские корпорации связаны разветвленными субподрядными отношениями с мелкими фирмами, которые поставляют им свою продукцию. Крупные компании, в свою очередь, "заботятся" о мелкие, предоставляют им научную и техническую помощь, обучают персонал, помогают с управлением и привлечением финансовых ресурсов. Эти небольшие фирмы второго эшелона окружены в свою очередь фирмами третьего эшелона, причем заработная плата рабочих фирмы обратно пропорциональна их отдалению от центра. За счет этого, в частности, поддерживается высокая эффективность экспортных отраслей. Ни одна европейская фирма, связанная законами о минимальные размеры оплаты труда, не может так поступать. Подобные мелкие фирмы "пожизненно" входят в зону влияния какой-либо финансово-промышленной группы. Получив подряд от одной компании, практически невозможно потом работать на другую. Представители других финансово-промышленных групп никогда не будут с ней заключать контракты.

Распространена также особая система взаимоотношений компании с персоналом, в основу которой положен психологию "компания - большая семья". Распространение системы пожизненного найма ограничивает перемещение рабочей силы внутри страны (однако поощряется ее перемещения внутри компании). Такая система сделала Японию заложником национальной традиции, хотя и дала возможность достичь впечатляющих успехов.

Более либеральные правила игры на международном рынке и давление развитых стран требуют от японских компаний внедрение новых технологий и схем организации производства, значительного повышения его эффективности. Но подобные шаги предусматривают массовое сокращение персонала компаний, что подрывает саму суть их взаимоотношений с рабочими. А введение рыночной оплаты труда на всех предприятиях в соответствии с ее эффективности подрывает конкурентоспособность японской экономики на международных рынках.

Интернационализация производства, основанная на международном разделении труда, порождает увеличение торговли не только товарами и услугами, но и рост потоков капиталов между различными странами. Япония еще с 80-х годов стала активно экспортировать свой капитал. Однако экспорт его в основном идет в финансовую сферу (скупка ценных бумаг), сферу недвижимости, что не всегда ведет к успеху. К тому же японцам трудно играть за непривычными для них правилам. Это же касается и прямых капиталовложений. Японцы не могут распространить на предприятия других стран свои схемы работы с персоналом. Поэтому приходится осваивать другие системы отношений с людьми и приучаться жить в непривычном для них мире.

Формально Япония имеет независимый и современный центральный банк, но реальные ставки процента и норму обязательных ресурсов определяет министерство финансов. Государство ограничивало приток в страну иностранного капитала. Лишь в 60-х годах началась либерализация внешнеэкономической деятельности Японии, которая включала поэтапной отмене ограничений на импорт продукции конкурентоспособных отраслей и продолжалась в течение десятилетия.

Подобная система экономических отношений и социальная структура, поддерживающая ее, не соответствуют традиционному представлению об открытое общество и характерные для него либеральные правила игры. Очевидно также, что система ценностей и мировоззрения населения стран Запада не дает в полной мере понять "азиатскую" экономику Японии. Но японская экономика по всей своеобразия имеет много общего, например, с экономикой Южной Кореи. При всей несхожести двух стран совместное можно найти и в прагматичных подходах к остальному миру со стороны Китая.

Однако в 80-х годах была исчерпана эффективность этого экономического механизма, который давал возможность стране поддерживать впечатляющий экономический рост. В 60-е годы экономика страны росла ежегодно средними темпами на 10%, в 70-е годы они составляли 5, в 80-е годы - 4, а в 90-е годы были незначительными (1996 г. - 3,6%, 1997 г. - 1, 1998 г. - 0%). Япония в 1969 г. по объему валового национального продукта вышла на второе место после США в капиталистическом мире.

Важными факторами экономического успеха были: высокоэффективное использование зарубежной экономической помощи; массовое обновление основного капитала; расширение внутреннего рынка; использование зарубежных научно-технических достижений; использование высококачественной рабочей силы (еще в 1947 г. в Японии было введено обязательное и бесплатное 9-классное образование, создана система подготовки и переподготовки кадров); инициативность японских предпринимателей; традиционно сложившаяся система наемного труда, которая оказалась в гармоничных отношениях между администрацией фирмы и наемным персоналом; стремительное развитие собственной научно-исследовательской базы и др.

Важную роль в экономическом развитии Японии отыграл протекционизм. Например, в 1946 г. в Японии было собрано 110 легковых автомобилей, тогда правительство не ставил задачи развития автомобильной отрасли. В 1951 г. Министерство внешней торговли и промышленности Японии перешло к протекционистской политики в этой области. Было ограничен ввоз готовых автомобилей и созданы условия для импорта зарубежных технологий. И хотя фирма "Тойота" вышла с опозданием на американский рынок, но уже в 1971 г. доля импорта в США машин этой фирмы составляла 16% (в 1962 г. - 0,2%). После вступления автомобильной промышленностью стабильности в 1971 г. разрешено внешние капиталовложения в эту отрасль. Но и после этого государство строго лімітувала зарубежные инвестиции.

Успех в значительной степени был обеспечен благодаря адаптивности японской модели к изменению внутренних и особенно внешних условий. Способствовала этому постоянный структурная перестройка всей экономики. Она обусловлена прежде всего необходимостью обеспечить прогрессивную структуру внутреннего спроса и конкурентоспособность японских товаров на мировых рынках. Примером может служить развитие автоиндустрии - рост жизненного уровня японцев в 60-80-х годах привело к повышению спроса на автомобили, а это в свою очередь вызвало быстрое развитие этой отрасли. Коренная перестройка всей структуры экономики в конце 70-х годов была вызвана прежде всего кризисом 1974-1975 гг. Основные направления перестройки: обеспечение приоритета наукоемкого производства, которое не требовало больших затрат сырья, энергии, рабочей силы; сокращение энергоемкого производства; реконструкция отраслей промышленности, продукция которых особенно пострадала от зарубежной конкуренции.

Не менее важными факторами послевоенного экономического успеха Японии государственное управление жизненным уровнем японцев (60-е годы - политика получения потребления в пользу наращивания инвестиций, 80-е годы - стратегия приоритетного расширения потребления) и умение правительственных кругов определять такие долгосрочные цели, которые бы захватили всю нацию. Например, популярный в 60-е годы лозунг "Догнать развитые западные страны по уровню валового внутреннего продукта", когда выход на второе место в мире по этому показателю подавался как вхождение Японии в клуб великих экономических держав мира. Это также отдельные экономические факторы: рост производительности труда, повышение реальной заработной платы и т.д. Но следует помнить, что японская модель развития включает не только экономические, но и политические, этнокультурные, соціопсихологічні и другие факторы в их диалектической связи.

Японские экономисты считают, что национальная экономика всегда развивалась и продолжает развиваться по активного вмешательства государства, которая не только создает условия для действия рыночного механизма, но и охватывает все стороны хозяйственной жизни, сосредоточивает внимание на решении главных задач. Достигается это за счет планирование экономического развития. В Японии, как впоследствии и в Южной Корее, государственные планы-прогнозы были директивными и часто передавались не только предприятий, но и к их цехов. Очевидно, что в условиях частной собственности выполнение таких планов возможно только тогда, когда действует механизм добровольно-принудительного стимулирования предпринимателей для выполнения указаний правительства. Японское правительство осуществлял это с помощью экономических рычагов: введение налога, изменения ставки кредитов, установления льгот и субсидий и др.

Экономический рост предполагает наличие источников инвестиций. Для Японии в основном это были внутренние источники. Американцы частично помогли, отказавшись от значительной части репараций, насытив экономику в 50-е годы заказами на обслуживание американской армии во время войны в Корее, предоставив позже научно-техническую помощь. Поиск внутренних источников инвестиций привел к созданию механизма получения потребления и перекачки национального дохода в инвестиционную сферу.

Но в отличие от авторитарного, военного режима, который обеспечивал действие такого механизма (Южная Корея, Чили), в Японии правительство опиралось на особую черту национальной культуры - способность воспринять общекорпоративные интересы как интересы собственной семьи. С 80-х годов происходит постепенная переориентация на расширение потребления. В настоящее время потребительский спрос в Японии составляет 60% ВВП, тогда как в США - 80%. Японская ситуация не характерна для высокоразвитых стран, имеющих пропорционально развитую экономическую систему. Япония еще должно пройти абсолютно необходимую стадию на пути постиндустриального общества - стадию "общества всеобщего благосостояния". На это нацелены планы последнего десятилетия (например "Пятилетний план государства благосостояния" 1992-1996 гг.).

Создан в послевоенный период уникальный экономический механизм привел к тому, что Япония и в 90-е годы представляла собой сочетание противоположностей: национального богатства с относительно бедным населением; современного производства с традиционной (почти полуфеодальной) культурой. Страна отличается своей кредитно-денежной системой, которая вместе с механизмом сдерживания потребительских расходов населения дает возможность свести инфляцию до безопасного уровня. Функционирование своеобразного кредитно-денежного механизма, который позволяет направлять кредитные ресурсы, в том числе и заново выпущенную денежную массу, до определенных правительством точек промышленного роста, привело к созданию уникальной банковской системы. Она представляет собой нечто среднее между Госбанком СССР, который осуществлял финансирование народного хозяйства, и двухуровневой банковской системой развитых стран. Центральный банк работал в тесном взаимодействии с министерством финансов. В других высокоразвитых странах (США, Германии) финансовая и денежно-кредитная система разделены. Такое взаимодействие центральных органов в стране дала возможность подключить Банк Японии к управлению экономическим развитием. Но в 90-е годы уникальная банковская система Японии стала существенным тормозом на пути ее преобразования в зрелую государство со здоровой экономикой.

Заметим, что управление процессом экономического развития не является задачей центрального банка. Но, по примеру Японии, в некоторых развивающихся странах, привлекают его к финансированию перспективных отраслей национального хозяйства.

Быстрый темп развития экономики предусматривает и высокие темпы увеличения денег в поворота. их можно обеспечить интенсивным увеличением золотовалютных ресурсов. Но для этого стране нужно положительное сальдо торгового баланса, производство конкурентоспособных товаров, что для развивающихся стран, - очень сложная задача. Выпуск денег под государственный долг без соответствующего роста товарной массы - прямой путь к инфляции. Поэтому единственно возможный путь - предоставление кредитов частному сектору. Это с успехом использовала Япония. Центральный вливал деньги в банковскую систему, где они мультиплікувалися.

Постоянный ресурсный голод быстрорастущей экономики заставлял коммерческие банки выполнять условия центрального банка. В результате последний кредитовал перспективные отрасли, но не сам, а через коммерческие банки. им и приходилось недремлющее следить за рациональностью использования средств предприятиями. Таким образом, государственная политика проводилась не через бюджетное финансирование, а через разумную национальную кредитную политику. Финансирование шло не из бюджета, а через банковскую систему, поэтому выделенные средства было необходимо вернуть, да еще и с процентами (хоть и льготным), а проект должен окупиться. В этом случае объем национальных инвестиций мог превышать объем вкладов. Япония за рубежом закупляла в основном лицензии и патенты (т.е. товары), а на их основе сама организовывала производство. Поэтому разница между вкладами и инвестициями покрывалась еще и банковскими кредитами, которые таким образом порождали деньги для роста. Государство проводила жесткую политику контроля за доходами (в том числе по заработной плате), которые имели расти медленнее, чем производительность труда, и в сфере оптовых цен, поскольку промышленность главным образом реагировала на них.

За последние годы Япония превратилась в финансовый центр мирового значения. Общий объем нетто-активов уже достиг 129 млрд. долл. США. В 1995 p. доля японских кредитов в мире составляла 53%. Крупнейшие коммерческие банки мира - японские, однако они представляют собой неповоротливых монстров с достаточно низкой эффективностью работы. Причина заключается в недостаточности разделения финансовой и денежной системы в Японии. Коммерческие банки предназначены для государственного финансирования перспективных отраслей и в ходе своего развития оказались хроническими должниками центрального банка. Последний - это своеобразный подразделение министерства финансов, которое определяет, в частности, величину его учетной ставки. При этом, хотя бюджет государства может быть сбалансированным, его фактический дефицит переводится на центральный банк. Он, по сути, выполняет те же функции, что и государственное бюджетное финансирование. Государство создало японские банки и печатала для них деньги, чтобы они финансировали перспективные отрасли и развитие экспорта. Доходы банков идут государству. В этой системе промышленные и торговые фирмы также являются хроническими должниками банковской системы и коэффициент их долговой нагрузки может составлять 300-400%. Как следствие, создается своеобразная экономическая система, в которой все друг другу виноваты: промышленные и торговые компании - банкам, а коммерческие банки - центральном банке.

Из трех групп субъектов, которые обеспечивают источники инвестиций и которым достаются первые плоды экономического роста - семья, корпорация и государство, главную роль играют крупные корпорации. Они включены в определенной финансово-промышленной группы. Роль государства формально остается не очень заметным (через бюджет ну систему распределяется около 25% ВВП), а населения являются относительно бедными.

Высокое качество японской экономики хорошо видно на примере сравнительных данных по энергопотреблению. В 1985 г. в Японии потребляли 2,6 т условного топлива на душу населения, а в США - 6,7 т, то есть в 2,6 раза больше, при том, что ВНП на душу населения в Японии выше, чем в США. Япония разрабатывает концепцию новой энергетической культуры, сущность которой - обеспечение энергетических потребностей страны за счет углубления структурной перестройки, развития альтернативных источников энергии. Японский экспорт в 1985 г. превысил импорт более чем на 46 млрд. долл., а в 1993 г. - на 120,2 млрд. долл. (Для сравнения: в ФРГ превышение составило 23,1 млрд., а США имели отрицательное сальдо 115,8 млрд. долл.) В том же году дефицит торгового сальдо США с Японией достиг 60 млрд. долл. США обвинили Японию в "колониальном характере" ее торговли.

"План построения информационного общества в 2001 p.", выполнение которого обеспечило общую информатизацию страны, свидетельствует о новейшие процессы в области экономики и общества. Япония занимает ведущее место среди развитых стран мира.

Основные термины и понятия

"План Доджа", экспортный картель, кэйрэцу, "азиатская" экономика, план-прогноз, директивное планирование, протекционизм.



Назад