Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая история

50-60-е годы


В истории СССР и Украины послевоенные годы по характеру социально-экономического развития можно разделить на три периода: подъем (1950 - 1970); застой (1971-1985); кризис и изменение социально-экономической системы (1985-1990). Рассмотрим особенности экономического развития на каждом из этих этапов.

Вместе с ростом индустриальной мощи СССР усугублялись и все больше проявлялись негативные тенденции, которые приобретали рис хронических. Во-первых, это заметное отставание от ведущих капиталистических стран, прежде всего, по качественным показателям - затратами материальных, трудовых, финансовых ресурсов, экономической эффективности и т.д. Во-вторых, бессистемное моделирования экономики, перенасыщение ее промышленными предприятиями, диспропорции в развитии различных отраслей экономики. В-третьих, постепенное снижение темпов роста производительности труда в промышленности и т.д. При таких условиях именно жизнь выдвигало первоочередная задача ускорения научно-технического прогресса, осуществления значительных структурных сдвигов в технологии, организации и управлении производством. Кроме того, необходимо было решать еще два насущные, но противоречивые задачи: накормить и одеть людей, дать им жилье, поднять их культурный уровень; укрепить оборону страны путем производства новых видов вооружения.

В условиях отсутствия зарубежных инвестиций и ограниченности финансовых и материальных внутренних ресурсов командно-административная система решала проблемы в традиционном для себя стиле: определила главные среди указанных задач и выработали соответствующую систему приоритетов. В августе 1953 г. было определено новый курс, который предусматривал социальную переориентацию экономики и приоритетное развитие легкой промышленности. Последнее, правда, мало вынужденный характер. Масштабные дотации в легкую и пищевую промышленность вместе со значительным снижением цен - в конце 1953 г. хлеб стоил в три раза дешевле, чем в 1948 г. - привели к росту дефицита и просмотра текущего плана на пользу опережающего роста производства товаров широкого потребления. Другим ключевым направлением экономической политики стало возрождение разоренного села, решение продовольственной проблемы, которая требовала радикальных реформ всего процесса сельскохозяйственного производства. Уже в 1954 г. были резко снижены обязательные поставки сельскохозяйственных продуктов государству, списаны долги колхозов, уменьшены налоги с приусадебных участков и разрешена продажа избыточной продукции на базаре. В то же время в 1,5-5,5 раза были повышены заготовительные цены на сельскохозяйственные продукты, выросли капиталовложения и поставки техники селу.

Ослабление колоссального государственного давления на село способствовало тому, что в 1953-1958 гг. среднегодовые темпы рост сельскохозяйственного производства были в 5 раз выше против 1950-1953 гг. (16% против 3%). Весомый вклад в рост сельского хозяйства сделало сначала и освоение целинных земель. Уже в 1954-1956 гг. было вспахано 36 млн. га целинных и залежных земель. В 1954-1958 гг. государство получало с целины больше половины заготовленного хлеба. Доля капиталовложений в сельское хозяйство повысилась почти до 1/3 по сравнению с 1/5 в начале десятилетия (правда, примерно 32% этих инвестиций приходилось на целину). Денежные доходы колхозов с 1953 по 1958 г. выросли более чем в три раза. Это был период наибольшего подъема в истории колгоспно-совхозного производства в СССР.

Однако оживление советского села оказалось непродолжительным. На продолжение начатой в 1953-1954 гг. аграрной политики не хватало внутренних источников финансирования. В результате политических и социальных причин советское правительство не осмелился повысить розничные цены, перенеся на них примерно трехкратное увеличение заготовительной дотации, полученной колхозами в 1953 - 1958 гг. Однако этот груз оказался непосильным для бюджета. В 1958 г. проведена реорганизация МТС с принудительным выкупом колхозами сельскохозяйственной техники (только колхозы Украины вынуждены были приобрести свыше 108 тыс. тракторов, почти 43 тыс. комбайнов и другую технику на сумму 4,2 млрд рублей). Хотя это мероприятие дало возможность выкачать из села некоторые средства, но вместе с тем резко ухудшил финансовое положение большинства хозяйств, а главное, не мог решить проблемы инвестиций для сельского хозяйства. С 1954 г. (освоение целины) начались экономически необоснованные массово-политические кампании. Среди них: с 1955 г. - максимальное расширение посевов кукурузы (в Украине посевы кукурузы занимали в 1953 г. 2,2 млн. га, в 1955 г. - более 5 млн., в 1962 p. - 3 млн. га, в Союзе засеяно 32 млн. га, из которых только 7 млн. га дали некий урожай), с 1957 г. - "мясные" и "молочные" кампании - догнать США по производству мяса, масла и молока на душу населения (для Украины эта "гонка за лидером" закончилась в 1964 г. общим падением продукции животноводства на 92% относительно уровня 1958 г.). Другие административные реорганизации - укрупнение колхозов, преобразование части из них в совхозы и др. - также не дали ощутимых результатов.

Политика реализации надпрограм дополнялась попытками ликвидировать приусадебное крестьянское хозяйство. Так, уже в 1955 г. его размеры уменьшены в 2 раза. В 1956 г. установлен денежный налог с граждан, которые держали скот в городах, а летом 1959 г. принят указ о запрете содержания скота в городах и рабочих поселках. Еще в 1956 г. M.C. Хрущев предлагал, чтобы крестьяне продавали своих коров колхозам, а молоко получали на трудодни, ошибочно полагая, что личные подсобные хозяйства будут терять свое значение и вскоре исчезнут совсем. Поэтому за 1954-1964 гг. поголовье КРС в подсобных хозяйствах колхозников, например, в Украине сократилось на 14%, поголовье свиней - на 20, а овец и коз - на 53%.

Как следствие, среднегодовые темпы роста сельскохозяйственного производства в 1959-1964 pp. вновь снизились до уровня начала 50-х годов (1,5%). Освоение целины, в которое вложены огромные инвестиции, хотя и дало сначала положительные результаты, создало на востоке страны новые районы сельскохозяйственного производства, но не смогло решить зерновой проблемы СССР. Через эрозию почвы и засухи урожаи на целинных землях стали быстро падать. В начале 60-х годов в городах возник острый дефицит продуктов питания, включая хлебобулочные, мясные изделия и другие продовольственные товары массового потребления. Для объяснения тотального дефицита власть начала борьбу против "спекулянтов", "экономических преступников", но улучшить ситуацию не смогла. В 1962 г. советское правительство вынуждено было повысить розничные цены на мясо (на 30%) и масло (на 25%), что вызвало массовые протесты населения. Однако проблему дефицита продуктов питания это не решало. С 1963 г. правительство, чтобы предотвратить голод, впервые закупил за рубежом более 12 млн. т зерна (на 1 млрд. долл.). СССР стал регулярно в растущих объемах, завозить зерно из-за рубежа.

В промышленности этот период характеризовался постепенным смягчением сталинского надцентрализму, советской децентрализацией и демократизацией управления. Расширились права союзных республик. В их ведению было передано 15 тыс. предприятий, некоторые министерства из союзных был преобразован в союзно-республиканские. Территориальный принцип управления осуществлялся через советы народного хозяйства (совнархозы), которые создавались в экономических, административных районах. На территории СССР было образовано вместо ликвидированных 140 союзных и союзно-республиканских и республиканских министерств 105 таких совнархозов, а в УССР - 11. Под контроль совнархозов Украины, например, было передано 10 тыс. промышленных предприятий и в конце 1957 г. им подлежали 97% заводов республики (1953 г. - только 34%). Ускоренными темпами развивалась легкая промышленность. Таким образом, в первые годы "оттепели" промышленная политика, как и экономическая политика в целом, была нацелена на решение первоочередных задач.

В эти годы был сделан существенный шаг к повышение уровня жизни населения. Осуществлено масштабное повышение заработной платы, отменены принудительные государственные займы, которые забирали почти 10% заработков трудящихся и были скрытой формой дополнительного налогообложения населения. С мая 1966 г. в колхозах введено гарантированную оплату труда. Вдвое повышены пенсии, а с 1964 г. пенсии впервые стали выдавать колхозникам. В 1953 - 1958 гг. заработная плата жителей городов увеличивалась в среднем на 6% в год. Во второй половине 50-х годов рабочих и служащих перевели на 7-часовой рабочий день. Впервые за годы советской власти было развернуто массовое жилищное строительство, в том числе с привлечением средств населения через жилищно-строительные кооперативы. Городской жилищный фонд в 1955 - 1964 гг. увеличился в 1,8 раза. К концу 70-х годов 80% семей были обеспечены квартирами, однако жилищную проблему вследствие большой миграции сельского населения в города решить так и не удалось. В конце 50-х - начале 60-х годов под влиянием экономических трудностей темпы роста благосостояния населения резко замедлились; социальные проблемы, и прежде всего тотальный дефицит продовольственных и других товаров, обострились. 1958 г. введено обязательное восьмилетнее образование для всех детей школьного возраста. Отмена платы за обучение в средней школе и в высших учебных заведениях способствовало росту уровня народного образования. Создана сеть школ, техникумов, высших учебных заведений позволила сформировать хороший кадровый потенциал страны, что положительно отразилось на развитии науки, культуры. Важно отметить, что в развитии экономики СССР в 1950 - 1970 гг. существенную роль сыграли факторы интенсивного роста, когда прирост национального дохода и валового общественного продукта обеспечивался главным образом увеличением производительности труда и внедрением достижений НТП. Промышленное развитие обеспечивался систематическим ростом капиталовложений, в структуре которых повысилась доля, направленная на расширение, реконструкцию и техническое переоснащение действующих предприятий.

Советский Союз вместе со США были лидерами первого этапа третьей НТР (1945 - середина 60-х годов и середина 60-х годов - конец 80-х годов). В эти годы осуществлялись кардинальные изменения в техническом развитии. Быстрыми темпами развивались радиоэлектронная, атомная, химическая промышленность, приборостроение. Именно в это время страна создала свой ядерный и ракетный потенциал. Величайшими достижениями стали запуск первого в мире спутника, а затем - космического корабля, осуществления первого полета человека в космос, построение первых АЭС и морских атомных кораблей.

В СССР в период 1950-1970 гг. было осуществлено коренную перестройку топливного баланса: выросла добыча нефти и газа, их доля в общем объеме энергоресурсов повысилась в 3 раза - с 19,7 до 60,2%. Для транспортировки этих ценных видов топлива построили трубопроводы, которые соединили все районы, за исключением Дальнего Востока. В стране была создана Единая система нефте - и газоснабжения.

Существенного развития в СССР вступил морской транспорт, который по тоннажу вышел на пятое место в мире. Весь воздушный транспорт был переведен на реактивные двигатели. В эти годы осуществлено техническую реконструкцию железных дорог - их переведено на электровозную и тепловозную тягу. С 1958 г. в СССР приостановлен выпуск паровозов. Достал развития автомобильный транспорт, возросли масштабы автодорожного строительства. Завершилось создание Единой энергетической системы Европейской части СССР, включая Урал - крупнейшей энергосистемы мира.

Значительному развитию экономики СССР способствовала экономическая реформа 1965 г. Она оказалась, с одной стороны, в централизации управления народным хозяйством путем ликвидации совнархозов и восстановления отраслевых министерств (создано 40 союзных министерств и ведомств, которые снова взяли под контроль 90% предприятий УССР). С другой стороны, возрождался хозрасчетный принцип ведения хозяйства на предприятиях, создавались фонды материального стимулирования, вводилась плата за использование предприятиями основных производственных фондов, предприятиям предоставляются более широкие права в области планирования и др. В сельском хозяйстве план обязательных закупок зерна был снижен и провозглашено неизменным на 10 лет, а сверхплановые закупки должны проводиться по повышенным ценам, были сняты некоторые ограничения из подсобных хозяйств. Все эти мероприятия были направлены на повышение материальной заинтересованности трудовых коллективов в конечном результате производства, в повышении уровня интенсификации труда и экономики страны в целом.

В 1966-1970 гг. в СССР благодаря реформам удалось удержать высокие темпы роста основных экономических показателей. Валовой общественный продукт вырос на 6,7% ежегодно (в 1961 - 1965 гг. на 6,9%). Национальный доход вырос на 41%, тогда как в 1961-1965 гг. - на 32%. По расчетам академика А.Г. Аган-бегяна, прирост эффективности общественного производства в восьмой пятерке по сравнению с седьмой был вдвое выше. Быстрыми темпами развивались наука и отрасли промышленности, которые определяли НТП (машиностроение, электроника, энергетика, нефтехимическая промышленность и т.д.). По объему производства ряда видов промышленной продукции СССР обогнал США и занимал первое место в мире.

Основная противоречие реформы 1965 г. заключается в попытке властных структур сохранить директивную модель ведомственного хозяйственного механизма и в то же время интенсифицировать два взаємознищувальні процессы: усилить централизацию в экономике и задействовать рыночные экономические регуляторы (рентабельность, прибыль и др.), сочетать централизованное плановое управление с расширением хозяйственной самостоятельности предприятий и объединений. Если усиление централистских начал органично воспринималось системой, то рыночные идеи не вписывались в хозяйственный механизм, суть которого было сохранение всей власти в руках государства. Через это, как отмечают исследователи, "реформа превратилась в первую очередь на многочисленные разговоры о реформе", а в процессе реализации она была выхолощена и в начале 70-х годов свернута.

В экономике один вариант административного, внерыночного управления одержавленим хозяйством - жестко-командный и безусловно директивный - сменился другим, согласовательно-бюрократическим (директивы сохранялись, но растущие размеры хозяйства требовали многочисленных согласований в различных учреждениях и на разных ступенях управления). Однако растущие масштабы народнохозяйственного комплекса (прежде всего тяжелой индустрии) усложняли управление из центра, снижают его эффективность. Хозяйственный механизм командно-административной системы все чаще начал пробуксовывать. Ситуация особенно обострилась, когда в 60-е годы в мире развернулась НТР. Тогда в научно-технической области началось то же отставание, ради преодоления которого в свое время выбрали администрирования как метод управления. Создана для быстрого преодоления технической отсталости централизованная директивная система планирования и управления экономикой сама стала причиной растущего отставания страны от высокоразвитых государств. Если в США в 1985 г. действовало почти 1,5 млн. ЭВМ (и еще более 17 млн. персональных ЭВМ), то в СССР - лишь несколько десятков тысяч.



Назад