Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая история

1985-1991 гг.


Апрельский (1985 г.) Пленум КПСС сформулировал концепцию ускорения социально-экономического развития страны на основе научно-технического прогресса. Разработана программа коренной реконструкции машиностроения вошла в план 12-й пятилетки (1986 - 1990 гг.). На развитие машиностроения с целью обновления основных фондов планировалось вдвое больше средств, чем в предыдущей пятилетке. Запланированы значительные средства направить на развитие и внедрение научных разработок, прежде всего в приборостроении. По сути делалась попытка новой индустриализации страны за счет централизации бюджетных ресурсов, их распределения и перераспределения, изменения структуры бюджета под жестким административным контролем. Темпы прироста объемов капитальных вложений увеличились с 3% в 1985 г. до 8,4% в 1986 г.

Однако мобилизовать необходимые для новой индустриализации средства не удалось. На начало 1989 г. стало вполне понятно, что реализовать принятые ранее программы не удалось. Уменьшение капиталовложений привело к росту незавершенного строительства, увеличение сроков ввода в действие объектов строительства, снижение темпов роста производства в различных отраслях. Основные причины этих негативных последствий: резкое сокращение бюджетных средств, выделенных для решения поставленной задачи; невозможность обеспечить в пределах предыдущей экономической системы высокую эффективность капиталовложений, которые направлялись в новую индустриализацию.

В отличие от периода 30-50-х годов, когда развитие промышленности и строительства происходил за счет сокращения социальных расходов и увеличение поступлений в бюджет от экспорта продукции, курс на сокращение социальных расходов в 80-90-е годы был невозможен через политические причины. Поэтому основными источниками получения бюджетных средств для развития машиностроения и ускорения научно-технического процесса должны стать доходы от экспорта энергоносителей и повышения доходности отраслей народного хозяйства. Цены на нефть, продаваемую за свободно конвертируемую валюту, составляли в 1988 г. лишь 44% от уровня 1985 г. Аналогичную динамику имели цены на газ. Вследствие этого в 1985-1990 гг. произошло падение доходов от продажи энергоносителей вдвое. Сокращение доходов бюджета имело место также в результате уменьшения импорта товаров народного потребления на пользу увеличения импорта машин и оборудования и потери вследствие этого части налога с оборота. Неблагоприятные для СССР изменения конъюнктуры на мировом рынке и невозможность сократить импорт вызвали, начиная с 1985 - 1986 гг., ускорение роста внешней задолженности страны.

Названные выше причины негативно влияли и на состояние государственных финансов, приближая финансовый кризис, который начался в начале 90-х годов. Частая смена министров финансов, переход из финансовых органов в коммерческие структуры большого количества профессиональных работников, разделение Министерства финансов на несколько самостоятельных ведомств, отсутствие между ними надлежащей координации еще больше ослабили систему управления государственными финансами и ухудшили финансовое состояние государства.

Все эти факторы заставляли партийно-государственное руководство страны искать пути выхода из создавшегося положения. Была осознана необходимость структурной перестройки промышленности, изменения экономических отношений в народном хозяйстве. Это нашло свое проявление в попытках расширить хозрасчет, устанавливать прямые экономические связи между предприятиями, вводить арендные отношения и др. То есть постепенно формировалось понимание необходимости не улучшение, а серьезных преобразований, изменения существующей в СССР экономической модели. Важными шагами на этом пути стали законы "Об индивидуальной трудовой деятельности" (1986) и "О кооперации" (1988), которые с многочисленными оговорками легализовали мелкое частное предпринимательство. Уже в 1988 г. индивидуальной трудовой деятельностью, в основном кустарно-ремесленными промыслами, было занято 734 тыс. человек. Число кооперативов весной 1989 г. превысило 99,3 тыс. В них было занято до 2 млн. человек. Через 2 года эта цифра превысила 7 млн. человек, что составило около 15% активного населения. Основная масса кооперативов была сосредоточена в сфере услуг, производстве товаров народного потребления, строительстве и торгово-посреднической деятельности. Однако вскоре начали появляться "кооперативные" коммерческие банки, а в 1990 г. были приняты законы "Об акционерных коммерческих обществах" и "О ценных бумагах", которые свидетельствовали о появлении ростков рыночной экономики в СССР. В конце 80 - начале 90-х годов в СССР началась "компьютерная революция" - массовое распространение персональных компьютеров, импортируемых из других стран.

Вместе с тем новые предприниматели, пользуясь ненасыщенностью рынка товаров и услуг и слабостью законодательного регулирования, резко увеличивали цены и ориентировались в основном только на состоятельных людей. Как правило, не имея банковских кредитов, они активно занялись "отмыванием" капиталов теневой экономики (по оценкам, до 70-90 млрд. рублей ежегодно) и быстро попадали под влияние растущей организованной преступности, которая сумела создать тотальную систему рэкета частного бизнеса. Нажитые частными предприятиями (прежде всего в торгово-посреднической сфере) и "теневиками" деньги положили начало первоначальному накоплению капитала.

В 1987 г. началась экономическая реформа, созвучно с реформой 1965, p. но в некоторых аспектах более радикальная. Цель ее заключалась в переходе от административных к преимущественно экономическим методам управления. Ключевыми лозунгами стали расширение самостоятельности предприятий, переход их на хозяйственный расчет, самофинансирование и самоуправление". Эти идеи нашли отражение в законе "О государственном предприятии", принятом 30 июня 1987 г. Он вступил в силу для всех предприятий в 1989 г. Предприятия получили право самостоятельно планировать свою деятельность, основываясь на рекомендованных, а не директивных задачах, на контрактах с поставщиками и потребителями и на государственных заказах. Деятельность предприятия должна регулироваться не министерствами и ведомствами, а долгосрочными экономическими нормативами. Предприятия получили право заключения прямых договоров с другими предприятиями, а некоторые - вступать в контакт даже с иностранными фирмами. Однако, поскольку реформа не изменила отношений собственности, расширение прав предприятий не сопровождалось соответствующим повышением их ответственности за результаты хозяйственной и финансовой деятельности.

В ходе проведения реформ предприятия начали снижать капитальные вложения и резко повысили заработную плату. Пользуясь малейшей возможностью, руководители предприятий повышали цены, что дало сильный импульс к инфляции. В то же время, несмотря на объявления "самофинансирование", многие предприятия, как и прежде, пользовались государственными субсидиями (до 40%). Таким образом, директивные, плановые регуляторы промышленности было возбуждено, а рыночные так и не были воплощены. Половинчатое, непродуманное реформирование не позволило решить острых экономических проблем и лишь способствовало быстрому росту народнохозяйственных диспропорций, разбалансированности экономики.

Преобразования в сельском хозяйстве сводились к перестройки системы управления, некоторого расширения самостоятельности колхозов и совхозов, воплощение арендных договоров, то есть предоставление крестьянским семьям права брать землю в аренду на длительный срок и распоряжаться произведенной продукцией. По сути, это была попытка создать "социалистическое", то есть без введения частной собственности на землю и подконтрольное государству, фермерство. Однако эти меры не дали существенных результатов. Создание комитета, который объединял ряд министерств и ведомств, ведавшие отраслью, - также не имело существенного эффекта в решении сельскохозяйственных проблем и не дали возможность добиться реального повышения самостоятельности и инициативы колхозов и совхозов. Крестьяне-арендаторы столкнулись с большими трудностями в финансировании, приобретении техники, с многочисленными бюрократическими препонами, а не редко и с враждебным отношением местных органов и даже односельчан. Как итог, к лету 1991 г. хозяйства арендаторов охватили лишь 2% земли и 3% поголовья скота.

Для народного хозяйства СССР наиболее острыми становились финансовые проблемы, традиционно советские руководители считали второстепенными по сравнению с производством. К обострению вели недооценка и непонимание этих проблем, стремление быстрее обеспечить ускоренное экономическое развитие, решить социальные задачи. К этому добавились ошибочные решения (особенно по антиалкогольной кампании, которая, по некоторым оценкам, наносила ущерба на 10 млрд. рублей ежегодно, и опережающего материальное производство рост заработной платы - в 1988-1989 гг. увеличение ее вдвое по сравнению с 1987-1986, pp. на четверть выросли социальные выплаты). Все это привело к нарушению макроэкономического баланса, которое усилилось также вследствие объективных причин: снижение мировых цен на энергоносители и непредвиденных расходов на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы (нанесенный им непосредственный ущерб оценивается в 8 млрд. рублей - около 1,5% национального дохода), а позже и страшного землетрясения в Армении.

Как следствие, традиционный для советского государства дефицит консолидированного бюджета, что оценивался примерно в 2-3% и покрывался в основном за счет вкладов населения в государственные сберегательные банки, стал стремительно расти. В 1985 г. он составил, по некоторым подсчетам, всего 1,8%, в 1986 г. - 5,7, в 1987 г. - 6,4, а в 1988 г. - 9,2%. Это в свою очередь привело не только к поиску кредитов на Западе, но и дало импульс инфляции, сначала скрытой, которая оказалась в "вымывании" товаров с потребительского рынка, резком увеличении дефицита. Недовольство население быстро росло, а популярность президента СССР М.С. Горбачева падала.

Для экономики это обернулось усилением социальной напряженности, началом массовых забастовок и стремительным ростом количества популистских решений. Начался развал советского государства. В 1988-1990 гг. он приобрел формы "парада суверенитетов", то есть явного расширение полномочий союзных республик, провозглашение ими верховенства собственных законов над союзными, игнорирование предписаний центра, в том числе о перечислении налогов, и самостоятельного поиска путей выхода из кризиса. 16 июля 1990 г. Верховная Рада УССР приняла "Декларацию о государственном суверенитете Украины". В декабре 1991 года лидеры России, Украины и Белоруссии (стран - основательниц СССР) объявили о приостановке действия Союзного договора 1922 г. и создании Содружества Независимых Государств, которая объединила 11 бывших союзных республик (без Грузии и государств Прибалтики). СССР перестал существовать.

 

Основные термины и понятия

Моделирование экономики, денежные доходы, надпрограми, "оттепель", хозрасчет, директивное планирование, гипертрофированный рынок, бюджетный дефицит, валютная платежеспособность, финансовый кризис, бизнес, рэкет.



Назад