Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая история

Первая группа


По классификации ООН, к этой группе относятся новые индустриальные страны

(НИК - Аргентина, Бразилия, Мексика, Южная Корея, Тайвань, Гонконг (с 1 июня 1997 г. - Сянган, что перешел под юрисдикцию КНР), Сингапур и страны созданной в 1960 г. Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК - Алжир, Эквадор, Габон, Венесуэла, Индонезия, Ирак, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, Объединенные Арабские Эмираты); ОПЕК пытается противостоять власти гигантских нефтяных монополий и увеличить свои доходы.

В странах первой группы все большие масштабы приобретает начатый еще в 30-е годы процесс импортозамещающей индустриализации - замена импорта многих промышленных товаров их производством на месте. В результате более широкой индустриализации получили развитие отрасли легкой и пищевой промышленности, а также цементной, нефтяной, строительной промышленности. В новых индустриальных странах Латинской Америки произошло становление новых отраслей (металлургической, нефтеперерабатывающей, энергетической, химической), что способствовало резкому росту выпуска промышленной продукции в регионе (в 1958 г. он в три раза превысил довоенный уровень).

Среди стран Латинской Америки по уровню промышленного развития лидерство принадлежит Аргентине, на долю которой в 1950 г. приходилось 1/4 всей промышленной продукции региона (10% населения региона), 1/6 приходилась на Бразилию (30% населения региона). Однако более быстрыми темпами шло развитие Бразилии и Мексики, поэтому в конце 50-х годов по общему объему промышленного производства Мексика вышла на первое место (1/5 объема всей Латинской Америки), хоть по производству на душу населения обе эти страны еще отставали от Аргентины.

Политика импортозамещающей индустриализации сознательно стимулювалась государством, роль которой в экономике постоянно усиливалась, особенно в создании новых производств, предприятий тяжелой промышленности. Однако создать достаточные условия для самостоятельного экономического развития ни одна из НИК не смогла. Сохранился высокий степень зависимости их экономик от экспорта продукции сельского хозяйства и сырья и соответственно от конъюнктуры мирового развития. Зависимость от импорта потребительских товаров изменилась зависимостью промышленности от дорогих машин и оборудования. Иностранный капитал также начал перемещаться в местную обрабатывающую промышленность. Поступления капиталовложений і займов в страны Латинской Америки за 1946-1960 гг. составил 10 млрд. долл., а вывоз продуктов - 19,5 млрд. долл.

Изменить такое положение пытались патриотическая местная буржуазия и политики стран Латинской Америки. Под руководством известного аргентинского экономиста Рауля Пребіша была разработана программа ускоренной модернизации всей экономической и социальной инфраструктуры на основе индустриализации, интенсивного сельскохозяйственного производства и эффективных внешнеэкономических связей, которая получила название "доктрина ЭКЛА" (ЭКЛА - Экономическая комиссия ООН для стран Латинской Америки, созданная в 1948 г.). Эту программу взяли на вооружение правительства Аргентины, Мексики и других стран.

В 1961 г. президент США Дж. Кеннеди предложил в рамках курса "Новые рубежи" программа "Союз ради прогресса", рассчитанную на 10 лет и принятую 19 латиноамериканскими странами. Цель ее - ускорение экономического и социального развития стран Латинской Америки. Программа предусматривала ускоренную индустриализацию, уменьшение зависимости экономики от экспорта аграрно-сырьевых товаров и импорта машин и оборудования. На ее реализацию США выделили кредиты и другие виды помощи размером в 20 млрд. долл.

Благодаря принятым мерам (ускоренное проведение аграрной реформы, кредитная и агротехническая помощь крестьянству и др.) в Мексике в более широких масштабах, чем в других странах региона, удалось решить проблему самообеспечения страны продовольствием, несмотря на демографический взрыв. Ежегодные темпы роста ВВП в 60-е годы составляли 7% против 5% в 1960 г. Доля Мексики в ВВП Латинской Америки выросла с 20,3% в 1960 г. до 23,3% в 1970, p. что обеспечило ей второе место после Бразилии.

С 1950 по 1970 г. иностранные кредиты и займы Мексики выросли с 0,6 млрд. до 28 млрд. долл., 70% из которых приходилось на инвестиции США. Внешнеэкономический долг страны в этот период вырос на 1,2 млрд. долл. и составил 3,8 млрд. долл.

Подъема революционных и народно-демократических движений и кризис традиционных устоев латиноамериканского общества вызвали изменения в латиноамериканской политике Вашингтона. США за семь лет (1961-1967) выделили на реализацию программы "Союз ради прогресса" в виде кредитов и займов и других форм 7,7 млрд. долл. Финансовая помощь США и международных финансовых организаций поступала в основном на развитие производственной инфраструктуры, аграрного сектора, образования, медицины.

Причины экономического роста этих стран такие: выгодное географическое положение; наличие дешевой рабочей силы; большие вложения иностранного капитала, прежде всего со стороны США, Японии и ФРГ; оперативный развитие внешнеэкономических отношений; активная роль транснациональных корпораций (около 80% всех средств было вложено в НИК).

Особое место среди стран третьего мира занимают государства Среднего Востока - экспортеры нефти. Доходы, получаемые этими странами от национальных нефтеперерабатывающих компаний, были настолько велики, что внутренние инвестиции не могли поглотить их. Значительные финансовые вливания пошли в экономику промышленных стран Запада, а также в те государства, политические режимы которых устраивали стран-доноров. Частный сектор во многих странах региона (Саудовская Аравия, Султанат Оман, ОАЭ и др.) постепенно укрепляет государство как движущая сила экономического роста. Инвестиционный капитал частных лиц, размещен за рубежом выходцами из стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (создана в 1981 г.), оценивается в 162 млрд. долл.

Широкие возможности для осуществления политики государственных капиталовложений имеют Объединенные Арабские Эмираты, доходы которых от нефти составляют более 10 тыс. долл. на душу населения. В Дубае доходы от нефти составляют 2500 долл. США на душу населения.

По оценкам экспертов конца 90-х годов, арабские страны обладают 62,4% мировых запасов нефти и более 20% всех запасов газа. Прогнозируется, что эти страны и дальше будут наращивать добычу нефти и природного газа, что приведет к усилению их роли в качестве основных поставщиков энергоносителей в мире. В начале 2000-х годов один баррель из двух экспортируемых приходился на арабские страны (в начале 90-х годов это соотношение составляло один баррель из трех).

Однако, имея значительные нефтяные поступления, арабские страны также имеют достаточно проблем экономического развития. Это засухи, значительный рост населения вообще и в городах в частности, растущая зависимость от импорта продовольствия, отставание в развитии инфраструктуры промышленности, в том числе нефтяной, ухудшение положения в сельском хозяйстве.

В 90-х годах усилились структурные сдвиги в экономике НИК, что ведет к соответствующему сближения их с передовыми промышленно развитыми странами и в то же время к быстрого расширения экономической пропасти между ними и основным массивом развивающихся стран. Уже сегодня страны НИК, где проживает 1/8 всего населения стран третьего мира, создают более 2/5 его совокупного промышленного и валового продуктов.



Назад