Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая история

Вторая группа


К нее входят 33 государства, доход в которых на одного жителя в 1978 г. превысил 415 долл. США: страны Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии (Индия, Пакистан, Иран, Сирия, Ирак, Ливия и др.). Как и в других странах третьего мира, после обретения независимости перед ними во всей полноте стала проблема получения экономической самостоятельности.

Индия в 1948 г. получила независимость. На территории бывшей британской колонии образовалось два государства - Индийский Союз и Пакистан.

С приходом к власти партии Индийский национальный конгресс в 1949 г. правительство страны взяло курс на создание смешанной экономики. Государственному сектору и планированию отводилась важная роль в развитии страны с сохранением частного сектора.

Основное внимание правительство уделяло аграрным преобразованиям. Был ликвидирован создан еще в прошлом веке институт посредников - заміндарів. Ограничивалось помещичье землевладение. Государство оказывало поддержку крестьянским хозяйствам, ограничивала ростовщичество. Развивалась кооперация, воплощались передовые агротехнические технологии. Однако на планы модернизации экономики Индии негативно влияли высокие темпы роста населения, национально-религиозные противоречия, проблемы каст. Вместе с тем зеленая революция дала стране в 70-е годы отказаться от импорта продовольственного зерна. Созданный промышленный потенциал дал возможность в 1986 г. осуществить запуск собственного спутника связи на индийском ракетоносители.

По примеру стран НИК в 80-е годы Индия начала рыночные реформы. Страна от импортозамещающей индустрии перешла к развитию экспортных отраслей добывающей промышленности. Государство стимулировало развитие государственного сектора в базовых отраслях, частного предпринимательства, привлечения иностранного капитала транснациональных корпораций в прогрессивные отрасли производства. Однако выйти на намеченные экономические рубежи Индии не удалось. В период седьмого пятилетнего плана (1985-1990) средний рост составил 3,5% запланированного. Примерно такие же темпы развития народного хозяйства Индии характерные для 90-х годов.

Пакистан имеет свои особенности (полная исламизация), которые создали проблемы по демократизации страны. Но, как и Индия, он пошел єврокапіталістичним путем. По примеру Индии было ликвидировано посредничество в земельных отношениях, в промышленности созданы основы государственного сектора, предоставляется поддержка частному предпринимательству и иностранным инвестициям. В стране, несмотря на принятые меры, усиливался государственный дефицит, обострялись проблемы платежного баланса. Продолжала отставать главная отрасль страны - сельское хозяйство, где было занято почти 80% населения. Отсутствие новейших агрономических технологий делала отрасль, как и экономику в целом, зависимой от конъюнктуры внешнего рынка основной экспортной продукции страны - нефти.

Иран - страна, которая установила суверенитет еще в 1946, p. но начала реформы, призванные ускорить капиталистический развитие страны и осуществить модернизацию форсированными темпами, лишь в 60-70-е годы. Важнейшей реформой, проведенной в 60-х годах, была аграрная. В ее ходе ставилась задача ликвидации земельного голода, ограничение крупного землевладения, создание фермерсько-капиталистических хозяйств путем выкупа казной значительных земельных владений и роздання их крестьянам с условием выкупа в рассрочку. Однако стимулирование развития капитализма на селе не смогло преодолеть существующих пережитков и не дало положительных результатов.

Политика модернизации экономики в 70-е годы получила название белой революции. Она включала реформы в области сельского хозяйства, промышленности, образования и медицины. Осуществление индустриализации повлекло увеличение темпов промышленного производства до 10-15% в год. Но ликвидация помещичьих товарных хозяйств привела к падению сельскохозяйственного производства, массовой безработицы. Выразителем недовольство стало мусульманское духовенство, выступления которого против реформ привели к победе в конце 70-х годов исламской революции (в 1979 г. в Иран вернулся шиитский лидер Хомейни, шах покинул страну). Иран провозглашен исламской республикой и страна вернулась к нормам шариата. Иран и начале XXI вв., несмотря на смерть Хомейни, остается исламской республикой.

На Африканском континенте деколонизация длилась почти все послевоенные годы. Сначала независимость получили арабские страны Северной Африки. Часть из них (Марокко и Тунис) стабильно придерживались прозападной ориентации и курса на модернизацию страны в русле рыночной экономики. Алжир и Ливия пытались построить арабский социализм.

Среди арабских стран особое место занимает Сирия, которая обрела независимость в 1946 г. Занимая лишь шестое место по численности населения и десятое по размерам территории среди этих государств, в настоящее время это одна из наиболее развитых стран арабского мира. В 1963-1965 гг. в Сирии осуществлены следующие социально-экономические преобразования: национализированы банки и страховые общества, начато новую аграрную реформу, значительно ограничен максимум земельных владений, под контроль государства взято все большие и часть средних промышленных предприятий. Государственный сектор экономики постепенно стал занимать ведущие позиции в производстве, кредитно-финансовой сфере и внешней торговли. Все природные ресурсы страны и собственность занятых их разработкой финансовых компаний (иностранных и местных) был национализирован. Сирия - первая страна арабского мира, которая взяла под контроль государства нефтяные и другие природные богатства.

В 1966 г. по требованию нового правительства страны иностранный нефтяной консорциум "Ирак петролеум компани" увеличил платежи за транспортировки иракской нефти к Средиземному морю через территорию Сирии. Однако на положение страны негативно повлияла Шестидневная война с Израилем в 1967, p. вследствие которой Израиль аннексировал значительные по площади территории соседних стран - Египта, Сирии и Иордании.

Новый этап социально-экономических преобразований связан с именем президента Хафеза Асада (с 1971 г.). В стране было создано высокоразвитую текстильную, пищевую, нефтедобывающую, строительную индустрию, сформировались новые отрасли промышленности (химическая, горнодобывающая, цементная и др.).

Согласно четвертому пятилетним планом (1976-1980) началось ускоренное промышленное развитие страны - индустриализация. За пять лет в стране было построено более 100 промышленных объектов. Доля промышленности в ВНП (1985) уже составила более 30%, а ее продукция во всем объеме экспортируемых товаров - 33%. Сформировался промышленный рабочий класс.

Укрепление промышленного потенциала страны продолжалась и в годы пятой пятилетки (1981-1985). Быстрыми темпами развивался государственный сектор, на долю которого приходилось более 80% промышленного производства и около 90% всего экспорта и импорта. Среднегодовые темпы роста ВНП первой половины 80-х годов составляли более 7%. Железные дороги и шоссейные дороги, сотни мостов, построенных в эти годы, связали все районы страны в единый народнохозяйственный комплекс.

Важную роль в сирийской экономике играло сельское хозяйство, на долю которого приходилось около 20% ВНП Организация сельскохозяйственных кооперативов стала важной чертой аграрных преобразований в 80-е годы. В Сирии в 1987 г. насчитывалось уже 4156 кооперативов, большинство из них были постачально-сбытовыми. Но дальнейшее развитие доказал их неэффективность и поэтому они были ликвидированы.

В создании ведущих отраслей сирийской экономики и энергетического комплекса страны важную роль сыграло сотрудничество Сирии с СССР. После подписания первой экономического соглашения в 1957 г. был построен Євфратський гидроузел - плотина "Аль-Баас" с ГЭС, ряд промышленных предприятий.

Однако в последние годы экономическое положение страны ухудшилось. В производстве некоторых видов промышленной и сельскохозяйственной продукции отмечается застой. Одна из главных причин трудностей - развитие инфляционных процессов, сокращение помощи от нефтедобывающих арабских государств и России, которая не может быть таким важным партнером, как бывший Советский Союз.

Таким образом, страны, входящие во вторую группу, имеют достаточные возможности для экономического роста, однако их реализация усложняется вследствие причин, в том числе острых структурных диспропорций.



Назад