Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая история

Политика реформ


С обретением независимости в 1991 г. Украина отдала предпочтение не научно обоснованным выводам отечественных и иностранных ученых о постепенном переходе к рынку западноевропейского типа, то есть рынке с относительно сильным макроэкономическим контролем со стороны государства и с сохранением крепкого государственного сектора экономики, а рекомендациям экспертов влиятельных международных финансовых организаций - Международного валютного фонда и Всемирного банка. Суть их сводилась к тому, чтобы как можно быстрее перейти к открытой и децентрализованной системы торговли и валютных курсов с целью ускорения интеграции экономики страны в мировое хозяйство. Мощные иностранные фирмы должны были обеспечить острую конкуренцию со стороны международных рынков. Эксперты учитывали, что ускорение либерализации внешнеэкономических связей приведет к банкротству части предприятий и рост безработицы. Однако, по их мнению, если выдержать эти трудности, то, вероятно, через два года начнется устойчивый подъем, а темпы роста могут быть выше, чем в большинстве промышленных стран Запада. Этому будет способствовать финансовая помощь Запада, которая может поступать, когда будет сделано "первый большой шаг".

Восприняв навязанную международными финансовыми и банковскими организациями монетаристскую концепцию, правительство В. Фокина ввел в обращение купоно-карбованцы и стал на путь "шоковой терапии". В 1992 г. провозглашено рыночной либерализации торговли и цен, за исключением цен на некоторые товары. Такая политика украинского правительства углубила кризис, способствовала дальнейшему падению производства и при отсутствии конкуренции неизбежно привела к чрезвычайному росту цен: в 1992 г. более чем в 30 раз, а в следующем году Украина прошла через самую высокую в мире гиперинфляцию - более 10 000%. Характерным стало опережающий рост цен на импортируемые в Украину нефть и газ. В 1992 г. цены на продукцию топливной отрасли в 5,5 раза опережали общий индекс промышленных цен. Такое более чем пятикратное превышение сохранялось на протяжении всех последующих лет. В 2000 г. в украинском импорте на минеральные продукты, львиную долю которых составляют нефть и природный газ, приходилось 47%, или 6,6 млрд долл. США (примерно 21% используемого ВВП). В свою очередь, это привело к резкому падению жизненного уровня населения, образования небольшой прослойки богатых людей и обнищания подавляющего большинства населения. Не имея основных стратегических целей, произведенных именно для Украины с учетом ее национальных интересов и исторических особенностей, страна пошла по пути формирования "дикого капитализма" образца XVIII ст. - свободного рынка, возражения регулирующей роли государства, отсутствия социальной защиты и т.п.

Развитие реформ по рекомендациям МВФ привел Украину к глубокого трансформационного кризиса, выйти из которой стране не удалось и начале XXI вв. По глубине и продолжительности кризиса, спада экономики Украина значительно превзошла уровень "великой депрессии" 1929-1933 гг. В 2000 г. ВВП Украины составил 43,2% от уровня 1990 г., а объем промышленного производства - 61,6% этого уровня (производство США в 1929 - 1933 гг. сократилось на 46%, а в Советском Союзе в период Великой Отечественной войны наибольшее падение промышленного производства составило 30%).

Приведем основные показатели развития экономики Украины за период 1990-2000 гг. (табл. 1)

Таблица 1. ВВП, промышленное и сельскохозяйственное производство, инвестиции в основной капитал в 1990-2000 pp

 

Годы

 

Валовой
внутренний
продукт

 

Промышленное производство

Сельскохозяйственное производство

Инвестиции в основной капитал

 

1990 = 100 %

в% к предыдущему году

1990 = 100 %

в% к предыдущему году

1990 = 100 %

В% к предыдущему году

1990 = 100 %

В% к предыдущему году

1990

100,0

96,4*

100,0

99,9

100,0

96,3

100,0

98,5

1991

91,3

91,3

95,2

95,2

86,8

86,8

92,9

92,9

1992

82,3

90,1

89,1

93,6

79,6

91,7

58,6

63,1

1993

70,6

85,8

87,6

92,0

80,8

101,5

52,5

89,6

1994

54,4

77,1

63,7

72,7

67,5

83,5

40,7

77,5

1995

47,8

87,8

56,0

88,0

65,0

96,4

29,1

71,5

1996

43,0

90,0

53,2

94,9

58,8

90,5

22,7

78,0

1997

41,7

97,0

53,0

99,7

57,7

98,1

20,7

91,2

1998

40,9

98,1

52,5

99,0

52,1

90,2

22,0

106,1

1999

40,8

99,8

54,6

104,0

48,5

93,1

22,0

100,4

2000

43,2

105,8

61,6

112,9

52,9

109,2

25,2

114,4

*Национальный доход

Данные таблицы показывают, что Украина пережила серьезный спад производства. Десять лет подряд происходило падение ВВП и сельскохозяйственного производства, девять лет - промышленного производства, восемь лет - инвестиций в основной капитал. Только с 2000 г. наблюдается реальный рост ВВП, но последний еще не достиг и половины уровня 1990 г.

Производственные мощности большинства отраслей промышленности используются лишь на 20-40-60%. Следовательно, нет необходимости повсеместно строить новые производственные сооружения, на которые идет половина всех промышленных инвестиций. их необходимо направлять в активную часть основного капитала - станки, производственное и технологическое оборудование.

В 2000 г. на конечное потребление домохозяйств направлено 55,8% произведенного ВВП, валовое накопление основного капитала - 19,0 % и на общегосударственные расходы - 18,7%. Разница между экспортом (61,4% ВВП) и импортом (-57,0%) товаров и услуг составила 4,4%. За десятилетие реформ произошло существенное сокращение всех составляющих использования ВВП потребление домохозяйств - почти вдвое, валового накопления - в 5,7 раза, общегосударственных расходов - на 1/7 (однако в их составе расходы на образование, здравоохранение, науку, культуру сократились гораздо больше).

За период реформ произошли деиндустриализация страны, физический распад производительных сил, разрушение интеллектуального потенциала общества. В Украине более чем в два раза снизилась производительность труда, в два раза выросла себестоимость промышленной продукции. Быстрое снижение реальных доходов населения Украины привело к кризису сбыта произведенной продукции. Почти половина ее оседает на складах. В стране стала преобладать бартерная экономика, что резко сократило бюджетные поступления. Хроническим стал дефицит государственного бюджета.

В условиях отсутствия протекционистской политики государства в собственной стране отечественного производителя стали вытеснять с рынка иностранные производители. Неконкурентоспособность подавляющего большинства продукции отечественного производства усиливалась более низкой производительностью труда, несоответствием качества отдельных видов продукции до мировых стандартов, высокими ценами. Изменение положения на конкурентном рынке углубляла процесс спада производства, а в ряде случаев вела к банкротству предприятий.

Неизбежным следствием глубокого и длительного кризиса стало резкое (почти двукратное) падение жизненного уровня населения Украины, которое отбросило его по большинству показателей на позиции 60-х годов. По сравнению с 1990 г. реальная заработная плата уменьшилась более чем в три раза, а реальное потребление домашних хозяйств - более чем в пять раз. Более 80% населения находятся за чертой бедности. Официально зарегистрированная безработица небольшое, но с учетом скрытой безработицы, вынужденных отпусков за свой счет, задержек с выплатой заработной платы (и без того низкой) уровень безработицы составляет 40%.

За годы кризиса резко упали объемы жилищного строительства - с 17,4 млн м2 общей площади в 1990 г. до 5,6 млн. м2 в 2000 г. В советский период 60% жилья сводилось за счет государства и населения (преимущественно городское) получало его практически бесплатно. К 2000 г. строительство за счет этих источников сократилось в 11,3 раза.

Нельзя Не согласиться с мыслью о неизбежности падения производства и ухудшение положения населения в период проведения экономической реформы. Мировой опыт показывает обратное: разумно осуществлены экономические преобразования сопровождаются экономическим ростом и повышением уровня жизни населения.



Назад