Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая история

Проблемы вхождения в мировую экономику


Несмотря на экономический рост в первые два года нового века, оснований для оптимистических оценок еще мало, поскольку оно не опирается достаточной степени на факторы долговременного действия.

Способность современного правительства Украины реализовать намеченные на перспективу программные действия содействие вхождению отечественной экономики в мировое хозяйство - важный фактор повышения ее конкурентоспособности. Без целенаправленной политики государства, которая изменяет состояние экономической среды на лучшее, отечественный бизнес не будет иметь необходимой мотивации для развития своих конкурентных преимуществ.

Политики и чиновники должны осознать, что на рынке товаров и услуг конкурируют не столько государства, сколько конкретные предприятия и фирмы. В процессе дальнейшей адаптации к рыночным условиям украинском предпринимательству придется менять предварительные ориентиры, которые сформировались и утвердились в период "дикого" капитализма. В ходе утверждения и расширения предпринимательской деятельности необходимо будет осваивать нормы цивилизованного ведения бизнеса, формировать новую этику деловых отношений, использовать в своей деятельности стратегии, нацеленные на развитие предприятий и удовлетворения потребностей рынка.

Анализ положительных результатов последних лет развития экономики Украины показал, что выход страны на траекторию роста стал возможным благодаря открытости экономики и активному использованию внешнеэкономического фактора. Они опираются на существующие в Украине, пусть и недостаточно ощутимые конкурентные преимущества. Вместе с тем стране нужно менять нынешнюю одностороннюю метало-сырьевую специализацию, которая не может служить надежной основой для стабильности долговременного экономического роста.

Стратегия правительства Украины относительно дальнейшего вхождения ее в мировую экономику, по нашему мнению, должна заключаться в ориентации на формирование двухполюсной международной специализации, которая базируется на использовании природно-ресурсного и научно-технического потенциала. Опыт, например, Южной Кореи, показывает, что в перспективе последний должен быть приоритетным.

Ближайшие задача внешнеэкономической деятельности правительства Украины в рамках этой стратегии следующие:

- не допускать снижения ценовой конкурентоспособности отечественного экспорта и импортозаменяющего производства;

- на основе создания свободных экономических зон, государственной монетарной политики стимулировать экспорт, особенно продукции, созданной на основе высоких технологий;

активно внедрять в жизнь политику гибкого протекционизма, обеспечивать защиту отраслей и производств, которые "становятся на ноги", модернизируются, потенциально конкурентоспособные на внутреннем и внешнем рынках.

В настоящее время набор рычагов для сохранения ценовой конкурентоспособности основной массы украинских экспортных товаров - металла, сырья и полуфабрикатов, а также импортозамещающей продукции достаточно ограничен.

Прежде всего это регулирования цен на продукцию и услуги естественных монополий (электроэнергия, железнодорожные перевозки). От уровня этих цен в значительной степени зависит объем затрат на производство продукции во всех отраслях экономики. В условиях имеющейся еще инфляции регулирования цен естественных монополий не сводится к их замораживания или установления планки увеличение на минимальном уровне. Вопрос стоит о пропорциональности роста монопольных цен и цен в народном хозяйстве в целом. Ведь в последние годы цены на электроэнергию росли почти в 2 раза быстрее, чем в других отраслях промышленности, что привело к постоянному росту убыточности предприятий (почти в 5 раз с 1997 к 2000 г.)

Не менее значительным рычагом поддержания конкурентоспособности отечественных товаров и услуг является целенаправленное воздействие Национального банка на валютный курс гривны. Обменный курс, по нашему мнению, вряд ли стоит рассматривать только как макроэкономический индикатор, по динамике которого оценивается состояние народного хозяйства, и лишь как якорь, удерживающий экономику от гиперинфляции. Мировой опыт показывает, что в развивающихся странах и странах с переходной экономикой сознательно поддерживается заниженный валютный курс. Как правило, это страны, имеющие большую внешнюю задолженность и страдают от вывоза капиталов. Для финансирования того и другого требуется, чтобы экспорт товаров и услуг устойчиво превышал их импорт. Поддерживать положительное торговое сальдо помогает заниженный валютный курс. Использование валютного курса только для борьбы с инфляцией может вызвать рост реального курса и валютный крах.

Укрепление курса национальной валюты или подтягивания его до паритета покупательной способности (ППС) приближает внутренние цены к мировым. В результате неизбежно снижается ценовая конкурентоспособность отечественных производителей, что на самом деле ведет к сокращению экспорта и роста импорта.

Для Украины, которая сталкивается с перманентными трудностями в обслуживании государственного внешнего долга и страдает вследствие нехватки зарубежных инвестиций, в ближайшие годы неприемлема линия на неуклонное укрепление курса гривни. Отечественный опыт это подтверждает: преждевременный переход к фиксированного курса в пределах "валютного коридора" закономерно привел к девальвации национальной валюты в 1997-1998 гг. с 1,9 грн до 5,2 грн за 1 долл. США. От этих ошибок в финансово-денежной политике потери бюджета составили 7,6 млрд. грн, валютные резервы сократились с 2,3 млрд. до 761 млн долл. США.

Национальный банк Украины, учтя опыт и взяв на вооружение политику плавающего валютного курса, старается не допускать резких курсовых колебаний. При этом он исходит из необходимости обеспечения конкурентоспособности важнейших экспортных отраслей, умеренного протекционизма в отношении жизнеобеспечения населения и поддержания имеющегося активного сальдо по текущим операциям платежного баланса, что дало бы возможность Украине выполнять обязательства по внешним долгам. В 2000-2001 гг. применение режима "плавающего" курса фактически вылилось в укрепление гривни: номинальная девальвация составила 4,18% за год, а в 2002 г. гривна подорожала примерно на 5,2%.



Назад