Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая история

Внешнеэкономическая деятельность государства


Украина во внешней торговле в течение последних трех лет имеет положительное сальдо. Экспорт основной массы отечественных товаров (более 60%) пока остается рентабельным, поскольку рост закупочных цен на внутреннем рынке в последние годы компенсируется ростом мировых цен. Текущий рыночный курс гривны обеспечивает значительный запас эффективности внешних торговых операций с экспортными товарами. Одновременно происходит снижение эффективности экспорта - он отстает от темпов роста производства в 1,5 раза.

Укрепления денежной единицы должно стать определяющим атрибутом упрочения позиций национального рынка, его инвестиционной привлекательности, эффективным средством повышения конкурентоспособности отечественного товаропроизводителя и модернизации экономики. Но стоит помнить, что забегание вперед в решении этой проблемы также может иметь негативные последствия. Поэтому в управлении курсом гривни следует изменить акценты, переходя к обеспечению относительной стабильности гривни в режиме плавания. В таком случае под устойчивостью понимается девальвация гривны, которая соответствует темпам инфляции или величине превышения национальных темпов инфляции над зарубежными. Проводя такую монетарную политику относительно курса гривны следует учитывать опыт большинства менее развитых стран, которые в отличие от развитых, удерживают соотношение между рыночным курсом и ППС в диапазоне 40-50%. Тем временем намеченная правительством Украины политика укрепления гривни может оказывать сдерживающее влияние на экспортную и импортозамещающее производство, что скажется на размерах активного сальдо по текущим операциям. Учитывая опыт развитых стран, лучшие условия существенного укрепления национальной валюты и приближение ее рыночного курса к ППС создаются тогда, когда вызревают общеэкономические предпосылки - растут эффективность производства и производительность труда, улучшается структура экспорта, снижаются темпы инфляции, повышается конкурентоспособность продукции, особенно по качественным параметрам.

В повышении конкурентоспособности и стимулирования экспорта, прежде всего готовой продукции, невозможно обойтись без использования общепринятых и доказавших свою эффективность, рычагов. Среди них - льготное кредитование и налогообложение, предоставление государственных гарантий под внешнее финансирование экспортного производства и поставки продукции в кредит, страхование экспорта от рисков, государственное содействие проведению отечественной продукции на внешние рынки.

К сожалению, правительство Украины не предусматривает использование подобных мероприятий в этом десятилетии. Правительство намерено оказать поддержку авиастроению, выполнению космических программ, модернизации военного потенциала, а также некоторых других наукоемких и капиталоемких производств в формах, которые исключают возможность легального применения протекционистских рычагов со стороны торговых партнеров. Для решения имеющихся проблем обеспечения прогрессивных сдвигов в структуре экспорта этих мер явно недостаточно. Складывается впечатление, что исполнительная власть недооценивает значение экспорта для экономического развития страны и ее вхождение в мировое хозяйство.

Таким образом, для эффективного использования монетарных рычагов правительства и предприятий Украины в повышении конкурентоспособности в условиях переходной экономики необходима комплексная программа облагораживания экспорта. ее основой должен стать расширение ассортимента и улучшение качества экспортной продукции, совершенствование товарной и географической структуры экспорта, использования прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества. Такая программа должна стать составной структурного маневра, направленного на технологическую модернизацию и прогрессивную перестройку национального хозяйства, повышение международной конкурентоспособности Украины.

Зарубежный опыт показывает, что в современных условиях расширения экспорта товаров и услуг и укрепление позиций национальных производителей на внешних рынках слишком сложно обеспечить без финансовой и другой поддержки государства, даже если предлагаемые товары и услуги вполне конкурентоспособны. Поэтому, формируя бюджет, следует предусматривать бюджетные ассигнования на содействие экспорту, эквивалентные не менее чем 0,3% ВВП.

Государство обязано активно поддерживать развитие экспортного потенциала. Следует оказывать активное финансовое содействие путем выдачи гарантий под привлекаемые экспортерами в коммерческих банках ресурсы, страхование и гарантирование экспортных кредитов. Не менее важна долевое участие государства в реализации перспективных инвестиционных, ориентированных на экспорт проектов. Этот показатель должен составлять не менее 40% финансирования.

В условиях переходной экономики значительными рычагами также поощрения экспорта с помощью налоговых льгот, предоставление экспортерам информации, маркетинговых и консультационных услуг через их государственную общенациональную сеть. Особенно важно на нынешнем этапе является государственное содействие участию украинских производителей в международных выставках и ярмарках, продвижению отечественной продукции на внешние рынки с помощью экономической дипломатии.

Принятие и реализация предложенной программы могли бы привести к формированию и развитию новой модели участия Украины в международном разделении труда. Это обеспечило бы эффективный экспорт сырья и продуктов ее переработки с постепенным увеличением роли и повышением качества последних; активное проникновение на внешний рынок украинских поставщиков готовой, прежде всего наукоемкой продукции, которая соответствует зарубежным аналогам, а в отдельных случаях имеет преимущества над ними за счет применения уникальных технологий и технических решений; сравнительно масштабный экспорт капиталоемкой продукции, прежде всего комплектующего оборудования, которое поставляется в рамках технического содействия развивающимся странам.

Не менее важными являются расширение арсенала средств для защиты национальных отраслей и поддержания их конкурентоспособности. В мировой практике используются тарифное регулирование, антидемпинговое законодательство, специальные и компенсационные пошлины, нетарифные ограничения, включая квотирование и лицензирование, так называемые технические барьеры в торговле. Все эти рычаги в соответствии с действующим законодательством могут применяться и в Украине. Однако импорт на внутренний украинский рынок регулируется преимущественно с помощью таможенных тарифов.

Понятно, что выполняя международные соглашения, правительство Украины не может ставить целью создания непреодолимых тарифных и нетарифных барьеров на пути проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок. Защитные меры не должны препятствовать выбраковке неэффективных производств, полной или частичной замене импортом отдельных видов отечественной продукции и услуг. В этом случае неизбежна консервация технической отсталости и высокой ресурсомісткості отечественного производства, хранения непригодных по рыночным условиям форм управления и организации хозяйственной деятельности. Однако отечественный рынок нуждается в цивилизованной защиты. Необходимо помочь "встать на ноги" предприятиям, секторам и отраслям экономики, потенциально способным выдержать конкуренцию. Даже такие развитые страны, как США, ЕС и Япония, поддерживают высокие барьеры на пути текстильных товаров, то есть той продукции, перспективы экспорта которой из развивающихся стран, относительно благоприятные. Кроме того, на Западе сохраняется чрезвычайно высокий уровень аграрного протекционизма, который препятствует экспорту продукции сельскохозяйственного производства для развивающихся стран. Так, в Канаде на импортное масло устанавливается пошлина 360%, завозной сыр - 289, яйца зарубежного производства - 236%; в ЕС: на импортную говядину - 213%, пшеницу - 167%; в Японии привозные мучные изделия облагаются пошлиной 388%; в США импортируемый сахар - 244%. Защита, разумеется, должен иметь не су цельный, а только выборочный и временный характер, уровень его по мере роста конкурентоспособности отечественных изделий следует снижать. Такова общемировая тенденция развития.

Итак, интересы повышение национальной конкурентоспособности в условиях вхождения экономики Украины в мировое хозяйство требуют:

- внесение коррективов в внешнеэкономическую политику, не прибегая к унификации тарифных ставок;

- увеличение доли инвестиций в основной капитал и доли затрат на инновации в общем объеме промышленной продукции;

- сохранение научно-технического потенциала, в том числе за счет расширения государственного финансирования фундаментальной науки, исследований и разработок, а также образования.

Не стоит забывать, что в настоящее время более 50% экономически активных граждан развитых стран занято не физическим, а умственным трудом, а в США их более 2/3. Сегодня становится все более очевидным, что будущее не только отдельного человека, но и той или иной страны будет зависеть от общеобразовательного уровня населения. По оценке экономистов, в развитых странах 60% прироста национального дохода связаны с ростом знаний и образованности общества.



Назад