Электронная онлайн библиотека

 
 Конкурентное право Украины

1. Предмет и задачи курса


Один из основополагающих принципов рыночной экономики - это свободная конкуренция товаропроизводителей.

Термин «конкуренция» (competition, concurrence) происходит от латинского слова «concurentia» (от concurrere) - сталкиваться.

Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства. До середины XIX в. получил широкое развитие рынок со свободной конкуренцией, который не регулируется государством. Такой рынок влиял на товаропроизводителей исключительно через механизм спроса и предложения и колебания цен, постоянно заставляя учитывать требования потребителей, улучшать качество, повышать производительность труда, расширять производство, снижать затраты.

Конкуренция является состязанием хозяйствующих субъектов, когда их совместные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые нужны потребителю. Конкуренция - это экономическая борьба между предпринимателями за лучшие условия хозяйствования: за наиболее выгодные условия производства и реализации продукта и получения максимального дохода. Конкуренция является эффективно действующим механизмом соревнования на рынке. Именно действие механизма конкуренции заставляет всех участников рыночного хозяйства не останавливаться на достигнутом, а находиться в постоянном поиске новых возможностей. Конкуренция действует как принудительная сила, заставляя предпринимателей бороться за увеличение прибыли путем поиска новых форм и методов производства, использование новейшей технологии, новых способов организации и управления.

Целью деятельности субъектов хозяйствования на рынке является реализация своей продукции с целью получения прибыли и удовлетворения своего спроса. Производитель, выпуская на рынок новый вид товара высшего качества, устанавливает повышенную цену и стимулирует других производителей совершенствовать свое производство, выпускать товар высшего качества. При этом цены снижаются. При насыщении рынка они стабилизируются на определенном уровне. Если продукция не будет пользоваться спросом, то цены могут снизиться ниже себестоимости. Цены несут информационный импульс от производителя до потребителя и наоборот. Через колебания рыночных цен вокруг стоимости устанавливается уровень цен, при котором наблюдается равенство спроса и предложения на товар. Однако в условиях рынка конкуренция сбивает равновесие между спросом и предложением и создает новую рыночную ситуацию.

Рынок посредством трех рыночных механизмов - конкуренции, спроса и предложения, ценообразования приводит систему хозяйства в движение и дает стимулы для дальнейшего развития. Рынок привлекает хозяйствующих субъектов вступать в конкурентные отношения и постоянно поддерживать конкуренцию между собой. Действие рыночного механизма стимулирует предпринимателей непрерывно создавать новые продукты.

Следствием свободной конкурентной борьбы между отдельными товаропроизводителями во второй половине XIX в. было создание трестов и монополизация ими отдельных товарных рынков. Это привело к необходимости вмешательства государства в процессы рыночной экономики. Так, впервые в США в 1890 г. появилось антитрестове законодательство (Закон Шермана), которое положило начало формированию конкурентного права.

Основное назначение конкурентного права любого государства с рыночной экономикой - защищать и поддерживать конкуренцию правовыми средствами.

Предмет курса «Конкурентное право Украины» составляет совокупность законов и иных нормативных правовых актов, которые регулируют отношения, связанные с конкуренцией.

В предмет курса входит изучение конкурентного законодательства, определяющего систему антимонопольных органов, их полномочия, порядок осуществления контроля за соблюдением конкурентного законодательства; правила поведения субъектов хозяйствования на рынке, запрещенные виды анти-конкурентных согласованных действий и монополистической деятельности; товарные и территориальные границы рынка, а также монопольное положение субъектов хозяйствования на нем; ответственность за нарушение конкурентного законодательства, применения административного и судебного порядка защиты конкуренции.

Предметом изучения курса является также организация контроля за экономической концентрацией и предупреждением монополизации товарных рынков; запретом антиконкурентных действий органов власти, управления и контроля; типовыми требованиями к согласованных действий субъектов хозяйствования; ограничительной и дискриминационной деятельностью субъектов хозяйствования и объединений.

Принятие в государстве большого количества нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения конкуренции, привело к образованию новой отрасли законодательства - конкурентного права.

Конкурентное законодательство регулирует отношения органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля с субъектами хозяйствования; субъектов хозяйствования с другими субъектами хозяйствования, с потребителями, другими юридическими и физическими лицами в связи с экономической конкуренцией.

Основная задача курса - сформировать у студентов теоретическое понимание сути конкурентных правоотношений, складывающихся в рыночной экономике, и изучить практическое применения конкурентного законодательства в Украине.

Отношения, связанные с процессами конкуренции, является одной из наиболее спорных сфер правового регулирования. Законодательные акты о конкуренции являются достаточно сложными, содержат непростые юридические и экономические понятия, что требует специальной подготовки специалистов в сфере их применения, обучение понимать и применять новые правовые понятия и институты.

Введение нового курса обусловлено еще и тем, что применение конкурентного права как части хозяйственного права особенно тесно связано с пониманием процессов, которые происходят в украинской экономике, что реформируется.



Назад