Электронная онлайн библиотека

 
 Конкурентное право Украины

3. Эволюция конкурентного законодательства


Верховная Рада Украины 11 января 2001 г. приняла Закон Украины «О защите экономической конкуренции», вступившего в силу с 1 марта 2002 г.

Закон Украины «О защите экономической конкуренции» был разработан в соответствии с пунктом 11 Постановления Кабинета Министров Украины от 22 декабря 1995 г. № 1036 «О состоянии реализации антимонопольной политики» с целью выполнения Плана мероприятий, направленных на демонополизацию экономики и развитие конкуренции в 1996 г., утвержденного распоряжением Кабинета Министров Украины от 15 января 1996 г. № 34-р и поручения Премьер-министра Украины от 3 октября 1996 г. № 18903/3 к постановлению Верховной Рады Украины от 19 сентября 1996 г. № 337/96-ВР «Об отчете Антимонопольного комитета Украины за 1995 год».

Разработка данного Закона было вызвано необходимостью не только совершенствования антимонопольного законодательства. Закон устраняет проблемы в правилах конкуренции и таким образом должен обеспечивать эффективное государственное регулирование. Одной из основных задач, поставленных перед Законом, является создание необходимого правового механизма для обеспечения гармонизации конкурентной и промышленной политики. При этом Закон, в отличие от действующего законодательства, ориентируется на соблюдение национальных интересов, что является высшим критерием при принятии государственными органами решений. В частности, по созданию монопольных образований, когда это необходимо, например, для повышения уровня обороноспособности, национальной безопасности, инноваций, развития высокотехнологичных и наукоемких производств. Поэтому любое решение, принятое Кабинетом Министров Украины и Антимонопольным комитетом Украины в соответствии с настоящим Законом, не может противоречить национальным интересам.

Закон Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности», принятый в 1992 г., когда еще не был создан Антимонопольный комитет Украины, не обеспечивал возможности полной защиты предпринимателей от проявлений монополизма и неправомерных ограничений конкуренции. Опыт, полученный за годы деятельности Антимонопольного комитета Украины в результате применения данного Закона, свидетельствовал о необходимости внесения в него значительных изменений и дополнений, которые нередко основываются на концептуально других подходах. Кроме того, эффективное регулирование правоотношений, связанных, в частности, с экономической концентрацией, процессом рассмотрения дел о защите экономической конкуренции, возможно только нормами закона, тогда как по данным Законом эти отношения регулировались подзаконными нормативно-правовыми актами.

С вступлением в силу Закона Украины «О защите экономической конкуренции» утратил силу Закон Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» и еще ряд нормативно-правовых актов. Законодательство Украины о защите экономической конкуренции начало формироваться на базе самого Закона Украины «О защите экономической конкуренции», законов Украины «Об Антимонопольном комитете Украины», «О защите от недобросовестной конкуренции», других нормативно-правовых актов, принятых в соответствии с этими законами.

Работа над разработкой проекта закона была начата в 1996 г. Проект Закона Украины «О защите экономической конкуренции» подготовлен Антимонопольным комитетом Украины при участии судей Верховного суда Украины, Высшего арбитражного суда Украины, специалистов Кабинета Министров Украины, отечественных и зарубежных ученых и экспертов.

При написании проекта были учтены семилетний опыт практической деятельности по применению антимонопольного законодательства Украины как Антимонопольным комитетом Украины, так и арбитражными судами и судами общей юрисдикции.

Разработке закона предшествовало рассмотрение значительного количества законов стран Восточной, Центральной и Западной Европы, законодательства стран - членов СНГ. Разработчиками был изучен более чем столетний опыт применения антитрестового законодательства США и пятидесятилетний опыт Германии. Кроме того, при подготовке закона было проанализировано законодательство ЕС в сфере защиты конкуренции и практику его применения Четвертым генеральным директоратом и судами ПЬЕС.

Публичность разработке законопроекта обеспечивалась путем привлечения к его обсуждению значительного количества ведущих юристов, экономистов и специалистов отдельных отраслей народного хозяйства, специалистов по вопросам деятельности финансовых рынков. Проект обсуждался на заседаниях круглого стола, организованного на базе Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, международных конференций по вопросам конкурентной политики, которые проходили в городе Киеве в 1997 и 2000 годах, и совместном семинаре руководителей органов Антимонопольного комитета Украины и судей.

Проект закона предоставлялся на правовую экспертизу в Украинско-европейский консультативный центр по вопросам законодательства. Кроме того, Комитет получил положительные отзывы на проект закона от Четвертого генерального директората ЕС, Федерального картельного ведомства Германии, антимонопольных органов США.

С вступлением в силу Закона материальные нормы конкурентного законодательства были существенно усовершенствованы. На пример, часто на практике органы Комитета сталкивались с ситуацией, когда определенные действия фактически существенно ограничивали конкуренцию или интересы конкретных предпринимателей-участников рынка, но согласно старому закону не считались правонарушением, и, наоборот, определенные действия признавались Комитетом как нарушение, исключительно формально, без учета конкретных последствий для конкуренции. Подтверждением формальных подходов старого закона является то, что он допускал принятия решений, которые могут противоречить общественным интересам, тогда как новый Закон обязывает оценивать согласованные действия, концентрацию на соответствие общественным интересам и в случае несоответствия им не допускает принятия решений.

Вместе с совершенствованием правового регулирования общественных отношений в конкуренции новый Закон предусматривает ряд норм, направленных на ослабление вмешательства в экономические процессы со стороны Комитета и перенос акцентов его правоприменительной деятельности на более важные с точки зрения государства и общества направления.

Например, Закон о защите экономической конкуренции предусматривает исключения для малых и средних предпринимателей в части применения положений, регулирующих согласованные действия субъектов хозяйствования, в том числе и для владельцев объектов права интеллектуальной собственности.

Нормы этого Закона в части экономической концентрации направлены исключительно на те действия субъектов, которые могут привести к монополизации рынков, чем существенно отличаются от старых положений, которые в отдельных случаях требовали необходимого согласия Комитета, даже когда это и не могло повлиять на конкуренцию. Так, например, согласно новому Закону не считается концентрацией и не требует обращения в Антимонопольный комитет Украины приобретение акций субъекта хозяйствования банками, страховыми компаниями, при условии их последующей перепродажи в течение года. Кроме того, не требуется согласия в Комитете на действия между предпринимателями, уже связанными между собой отношениями контроля.

По сравнению со старым в новом Законе предусмотрено, что в случае, если действия субъектов не имели существенного влияния на условия конкуренции на рынке, не привели к существенному ограничению конкуренции, не принесли значительных убытков отдельным лицам или обществу, Комитет может предоставить соответствующие ре комендації нарушителю и, в случае их выполнения, не рассматривать дело и не применять штрафные санкции в связи с малозначительностью нарушения.

Вместе с этими нормами вводится механизм, согласно которому любое лицо может обратиться непосредственно в суд за защитой своих прав в связи с нарушением законодательства о защите экономической конкуренции. При этом согласно Закону такой субъект имеет право на возмещение убытков в двойном размере. Следовательно, Закон стимулирует субъектов хозяйствования и потребителей, чьи права нарушены, к активным действиям по защите своих прав: обращаться не только в Комитет, но и непосредственно в порядке гражданского судопроизводства. Таким образом, реально расширяется тем самым разнообразие процессуальных форм защиты нарушенных прав, что в целом влияет на повышение эффективности применения законодательства о защите экономической конкуренции.

Закон Украины «О защите экономической конкуренции» существенно расширяет сферу своего применения на участников рынка субъектов хозяйствования. Так, по сравнению со старым в новом Законе дается общий и исключительный перечень действий, которые считаются нарушением законодательства о защите экономической конкуренции.

Закон упорядочивает систему ответственности путем внедрения одинакового порядка расследования, рассмотрения дел и границ ответственности для юридических и физических лиц - субъектов хозяйствования. Закон повышает предельный размер штрафа за нарушение законодательства с 5 до 10 процентов выручки от реализации продукции. Однако при этом абсолютные размеры санкций могут быть фактически снижены в связи с тем, что в новом Законе не предусмотрено взыскание с субъектов хозяйствования незаконного дохода, полученного в результате нарушения законодательства о защите экономической конкуренции.

Кроме того, Закон создает более гибкий правовой механизм обеспечения исполнения решения. Так, старым законом размер пени за несвоевременную оплату штрафа был не ограничен и поэтому он, в случае уклонения субъекта от оплаты штрафа, мог достигать сумм, которые в несколько раз превышают размер штрафа, поскольку начисление пени прекращается только с

перечислением средств в государственный бюджет. Новый Закон ограничил максимальный размер пени размером штрафа, в то же время начисление пени прекращается с принятием судом решения об оплате штрафа, а в некоторых, определенных законом случаях, даже с обжалованием решения органов Комитета в суд.

Закон совершенствует систему обеспечения доказательной базы по делам о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, предоставляя дополнительные полномочия по изъятию доказательств, наложению ареста на предметы, документы, иные носители информации, которые могут быть доказательствами по делу, и устанавливает ответственность за создание препятствий уполномоченным работникам Комитета в доступе к информации. Вместе с тем вопрос изъятия доказательств относительно жилья или других владений физических лиц должно быть решен путем внесения изменений в Гражданский кодекс, которые бы предусматривали процедуру принятия судом такого решения.

Существенным шагом на пути предупреждения нарушений конкурентного законодательства является введение механизма предварительного получения разрешения Комитета на осуществление согласованных действий. При этом вводится механизм исключений, которым устанавливаются типовые требования к согласованных действий, при соблюдении которых не нужно обращаться за получением такого разрешения.

С целью предотвращения нарушений законодательства о защите экономической конкуренции вводится норма, обязывающая Антимонопольный комитет Украины предоставлять предпринимателям выводы о том, будут ли их определенные действия нарушением законодательства.

Новый Закон предусматривает разграничение полномочий между Кабинетом Министров Украины и Антимонопольным комитетом Украины по вопросам предоставления разрешения на согласованные действия, концентрацию. Предоставление разрешения на создание монопольного образования или на согласованные действия, которые ведут к существенному ограничению конкуренции в результате концентрации или заключение антиконкурентного договора, если положительный эффект для общественных интересов превышает негативные последствия ограничения конкуренции, в соответствии с Законом является исключительно компетенцией Кабинета Министров Украины как субъекта промышленной политики.

Существенно расширилась сфера признания субъектов хозяйствования, которые занимают монопольное положение на рынке. По сравнению со старым законом, который в отдельных случаях может признавать монополистом трех субъектов на рынке, по новому Закону могут быть признаны монополистами как три, и пять субъектов.

Вместе с тем новый Закон не избежал и ряда недостатков. Так, необходимость получения разрешения на концентрацию обусловлена лишь превышением стоимостных пороговых показателей.

Такое ограничение случаев, в которых обязательное получение разрешения на осуществление концентрации, обуславливает избежания в отдельных случаях субъектами хозяйствования получения согласия на концентрацию, когда она приводит к монополизации товарных рынков, что в свою очередь снижает эффективность такого контроля и создает условия для совершения нарушений законодательства о защите экономической конкуренции. Негативным примером такого слияния, которое не предусмотрено новым Законом, могут быть все предприятия монополисты, работающих на региональных рынках и имеют незначительные стоимостные показатели.

Данные недостатки были устранены с принятием Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления правовой защиты экономической конкуренции».

С 1 января 2004 г. вступил в силу Хозяйственный кодекс Украины. Одновременно утратили силу законы Украины «О предпринимательстве» и «О предприятиях в Украине».

Глава 3 Кодекса посвящена ограничению монополизма и защиты субъектов хозяйствования и потребителей от недобросовестной конкуренции. Однако ст. 27 «Ограничение монополизма в экономике», ст. 29 «Злоупотребление монопольным положением на рынке» полностью соответствуют нормам старого Закона Украины «Об ограничении монополизма» и не соответствуют нормам нового Закона.

Кроме того, сравнительный анализ свидетельствует о наличии определенных коллизий между Хозяйственным кодексом Украины и Законом о защите экономической конкуренции, поскольку первый предусматривает ответственность за одни нарушения, а специальное законодательство существенно расширяет и уточняет склады

этих нарушений. Поэтому в кодексе необходимо уточнить и расширить перечень составов нарушений конкурентного законодательства и ответственности за него по Закону о защите экономической конкуренции путем принятия новой редакции статей 29-31, 251 Хозяйственного кодекса Украины.



Назад