Электронная онлайн библиотека

 
 Конкурентное право Украины

4. Основные понятия конкурентного права


Конкурентное законодательство США и Канады имеет 115-летний опыт применения. По мере развития рыночной экономики совершенствовалось конкурентное законодательство, расширялась сфера его применения. За это время в нем сформировались и используются термины и понятия, не известные ранее экономической и правовой практике.

В украинском конкурентном праве используются некоторые термины законодательства США и Европейского Союза. Однако многие из них имеют самостоятельное значение. Определение основных понятий, используемых в конкурентном законодательстве Украины, сосредоточено во многих нормативных актах. Рассмотрим основные из них.

Аффилированность - 1) присоединение предприятия, фирмы до другого, более крупного, родственному предприятию как филиала; 2) влияние физического лица на результаты деятельности предприятия, фирмы; 3) установление связей, контактов, авторства в юридическому делу; 4) введение лица в состав органа управления;

аффилированные лица - физические лица, являющиеся членами одной семьи (супруг (супруга), родители, усыновители, опекуны, братья, сестры, дети и их мужья, жены) и имеют возможность влиять на хозяйственную деятельность субъекта хозяйствования;

барьеры вступления на рынок - обстоятельства, которые препятствуют новым субъектам хозяйствования начать конкурировать на равных с субъектами хозяйствования, которые уже действуют на определенном товарном рынке;

барьеры выхода с рынка - обстоятельства, которые препятствуют субъектам хозяйствования, которые действуют на этом рынке, покинуть его с целью найти на других товарных рынках покупателей (продавцов) в связи с трудностями реализации того, в который был вложен капитал;

вертикальные ограничения - термин, обозначающий определенные методы, которые применяются производителями или поставщиками относительно перепродажи их продукции, обычно включает поддержку перепродажных цен, участие в эксклюзивной торговли и ограничения географии рынка. В условиях эксклюзивной торговли и ограничений географии рынка посредник (распределитель), что не имеет конкурентов, является единственным лицом, которое получает от производителя право на предложение продукции на рынке;

демонополизация - политика государства, направленная на развитие конкуренции и сдерживания монопольного проявления на рынке, осуществляется с помощью законодательных мер, направленных на обеспечение равенства различных форм собственности, увеличение количества производителей (в том числе и путем разделения крупных корпораций на несколько самостоятельных, более мелких), снятие барьеров для вступления новых субъектов хозяйствования на рынок;

демпинг - продажа продукции за рубежом ниже себестоимости или по ценам, значительно заниженными по сравнению с ценами, действующими на внутреннем рынке. Первое означает установление грабительских цен, второе - ценовую дискриминацию. Обе разновидности демпинга рассматриваются как форма грабежа, что приводит к ущемлению потребителей и конкурентов, действующих на внутреннем рынке. Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) не поощряет демпинга. Отдельные фирмы имеют право апеллировать к своему правительству на предмет установления тарифов и осуществление других мероприятий, направленных на поощрение конкуренции;

диверсификация - обозначает выход уже действующей фирмы на новый рынок или начало производства нового вида продукции, диверсификация бывает связанной и незв'язаною. Связанная диверсификация имеет место в тех случаях, когда фирма начинает производить продукцию, сходную с той, которую она производила ранее. Пример: производитель автомобилей выпускает легковые автомобили и малогабаритные грузовика. Несвязанная диверсификация имеет место тогда, когда новая и старая продукция существенно отличаются друг от друга. Пример: фирма, занимающаяся производством лекарственных средств, начинает производить обувь;

дуополія - рыночная ситуация, в которой принимают участие два продавцы. Это особый случай олигополии. Согласно теории

организации производства дуополія - это упрощенная форма олигополии;

значимые субъекты хозяйствования - субъекты хозяйствования, объемы реализации товара которых являются крупнейшими в сравнении с другими субъектами хозяйствования, действующих на этом рынке, в частности имеют долю более 5 процентов;

вертикальная интеграция - осуществляется через владение или контроль на различных этапах производственного процесса. Пример: предприятие, которое занимается очисткой бензина, обладает очищающими заводами «вниз по течению» и системой розничной торговли бензином, а «вверх по течению» - месторождениями нефти и трубопроводами. Поступательная интеграция означает этапах от производства до продажи, распределения, а обратное движение обозначает этапах от производства до сырья относительно действий предприятия. Вертикальная интеграция достигается путем новых инвестиций или вертикального слияние и приобретение существующих предприятий, занятых на различных этапах производства. Важным фактором для вертикальной интеграции является повышение эффективности и снижение стоимости сделок до минимума;

информация - сведения в любой форме и виде, сохраненные на любых носителях (в частности, переписка, книги, отметки, иллюстрации (карты, диаграммы, органиграммы, рисунки, схемы и т.п.), фотографии, голограммы, кино -, видео -, микрофильмы, звуковые записи, базы данных компьютерных систем или полное или частичное воспроизведение их элементов), объяснения лиц и любые другие публично объявленные или задокументированы сведения;

картель - в конкурентном праве США и ЕС это формальный договор между фирмами в условиях олігополістічного рынке. Члены картеля заключают соглашения с таких вопросов, как установление цен, валовой объем продукции, доля рынка, распределение покупателей, разделение географических зон влияния, подделка заявок, образования совместного агентства с продажи, распределения прибыли или из всех этих вопросов одновременно.

В этом смысле картель отождествляется с явной сговору. Картель создается для взаимной пользы фирм-членов картеля. Теория кооперативной олигополии является базой для анализа процессов формирования картеля и определения экономического эффекта. В украинском конкурентном правісинонімом картеля есть такое понятие, как «антиконкурентные согласованные действия субъектов хозяйствования;

дочерняя компания - 1) компания, в которой другая компания владеет контрольным пакетом акций, баланс такой компании обычно включается в баланс материнской компании на консолидированной основе; 2) компания, которую банковский холдинг приобретает для проведения небанковских операций;

материнская компания - компания, владеющая контрольным пакетом акций другой компании (дочерней); в отличие от холдинговой компании сама осуществляет конкретную производственную деятельность;

холдинговая компания - компания, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других компаний. Компания занимается только управлением собственными активами;

конкурентная среда - совокупность условий, обстоятельств, при которых происходит конкуренция на товарных рынках;

конкурентоспособность - свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений. Оценка этого свойства позволяет выделять высокую, среднюю, низкую конкурентоспособность.

конкурентоспособность товара - способность товара удовлетворять требованиям рынка данного вида товара. Главными составляющими конкурентоспособности товара являются: технический уровень товара; уровень маркетинга и рекламно-информационного обеспечения; соответствие требованиям потребителя, техническим условиям и стандартам; организация сервиса, авторского надзора, гарантийного обеспечения, обучение персонала стороны, что приобретает, срок поставки (разработки, создания, продажи), сроки гарантий; цена, условия платежей; актуальность (своевременность) появления данного товара на конкретном рынке; политико-экономическая ситуация в данном регионе. Оценка конкурентоспособности товара производится на основе сопоставления данного товара с продукцией других фирм, которая получила признание, высокую оценку и обладает в данный период времени высокой конкурентоспособностью.

совершенная конкуренция - характеристика рынка, на котором присутствует большое количество фирм, предлагающих ед порідну продукцию. Для совершенной конкуренции определяющим является легкость входа предпринимателя в отрасль, равные возможности покупателей и продавцов в доступе к информации о состоянии рынка. Ни размер самих предприятий, ни другие причины не позволяют хотя бы одному из них влиять на рыночную цену, в связи с чем спрос на продукцию отдельного предприятия не будет падать по мере увеличения своих продаж. Такой свободный доступ снижает кривую спроса каждой фирмы до тех пор, пока прибыль каждой из них не достигнет нормального уровня и не исчезнет стимул для входа на рынок новых конкурентов. Кроме того, поскольку фирмы производят однородную продукцию, ни одна из них не может поднять цены, не отдав часть своей доли рынка конкурентам;

конкуренция хищническая - хищническая поведение на рынке. К видов хищнической конкуренции относятся: продажа по ценам ниже себестоимости или демпинг; установление монопольное высоких цен; ограничение производства с целью причинить вред конкурентам-продавцам, покупателям; создание препятствий для доступа на рынок или устранение с рынка продавцов и покупателей; антиконкурентные согласованные действия при установлении цен или других условий приобретения или реализации товара, проведении торгов, аукционов;

ценовая конкуренция - конкуренция, основанная на привлечении покупателей за счет продажи по более низким ценам товаров, аналогичных по качеству товарам конкурентов;

экономическая конкуренция (конкуренция) - соревнования между субъектами хозяйствования с целью получения благодаря собственным достижениям преимуществ над другими субъектами хозяйствования, в результате чего потребители, субъекты хозяйствования имеют возможность выбирать между несколькими продавцами, покупателями, а отдельный субъект хозяйствования не может определять условия оборота товаров на рынке;

контроль - решающее влияние одного или нескольких связанных юридических и/или физических лиц на хозяйственную деятельность субъекта хозяйствования или его части, которая осуществляется непосредственно или через других лиц, в частности: благодаря праву собственности или пользования всеми активами или их значительной частью; праву, что обеспечивает решающее влияние на формирование состава, результаты голосования решения органов управления субъекта хозяйствования;

заключению договоров и контрактов, позволяющих определять условия хозяйственной деятельности, давать обязательные к исполнению указания или выполнять функции органа управления субъекта хозяйствования; замещению должности руководителя, заместителя руководителя наблюдательного совета, правления, другого надзорного или исполнительного органа субъекта хозяйствования лицом, которое уже занимает одну или несколько из указанных должностей в других субъектах хозяйствования; обійманню больше половины должностей членов наблюдательного совета, правления, других надзорных или исполнительных органов субъекта хозяйствования лицами, которые уже занимают одну или несколько из указанных должностей в другом субъекте хозяйствования. Связанными лицами являются юридические и/или физические лица, которые совместно и согласованно осуществляют хозяйственную деятельность, в частности совместно или согласованно влияют на хозяйственную деятельность субъекта хозяйствования;

концентрация - 1) означает захват малым числом крупных фирм или предприятий большой доли экономического пространства на конкретном рынке; 2) слияние субъектов хозяйствования; непосредственное или опосредованное приобретение долей (акций, паев), что обеспечивает достижение или превышение 25 или 50 процентов голосов в высшем органе управления субъекта хозяйствования; приобретение непосредственно или через других лиц контроля над другими субъектами хозяйствования.

малый и средний предприниматель - субъект хозяйствования, доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний финансовый год или стоимость активов которого не превышает суммы, эквивалентной 500 тыс. евро, определенную по курсу Национального банка Украины, действовавшей в последний день финансового года, если на рынках, на которых действует этот предприниматель, есть конкуренты со значительно большей рыночной долей;

монополизация - достижения субъектом хозяйствования монопольного (доминирующего) положения на рынке товара, поддержка или усиление этого положения;

абсолютная монополия - полный контроль за всем производством и реализацией данного товара или вида услуг со стороны одного производителя или поставщика;

монополия билатеральная - ситуация, при которой продавцу, что контролирует все предложения, противостоит покупатель, который контролирует весь спрос;

монопольное (доминирующее) положение субъекта хозяйствования - положение субъекта хозяйствования на рынке, которое позволяет ему самостоятельно или совместно с другими субъектами хозяйствования определять условия оборота товаров на рынке в связи с тем, что субъект хозяйствования:

не имеет на рынке товара ни одного конкурента или не чувствует значительной конкуренции вследствие ограниченности возможностей доступа других субъектов хозяйствования относительно закупки сырья, материалов и сбыта товаров, наличия барьеров доступа на рынок других субъектов хозяйствования, наличие льгот или других обстоятельств;

является одним из двух или более субъектов хозяйствования, действующих на рынке товара, если между ними нет конкуренции или есть незначительная конкуренция, и при этом они (вместе взятые) не имеют на рынке товара ни одного конкурента или не чувствуют значительной конкуренции вследствие ограниченности возможностей доступа других субъектов хозяйствования при закупке сырья, материалов и сбыта товаров, наличия барьеров для доступа на рынок других субъектов хозяйствования, наличия льгот или других обстоятельств. В частности, если субъект хозяйствования является одним из таких субъектов хозяйствования, и при этом обозначенным субъектам хозяйствования в составе не более трех принадлежат самые крупные доли на рынке, которые в совокупности превышают 50 процентов; пяти - 70 процентов;

монопсонія - ситуация, которая рассматривается в теории несовершенной конкуренции, при которой одиночном покупателю противостоит множество продавцов. При этом цену диктует не продавец, а покупатель;

неэффективность-Х - выражение Г. Лібенштейна, который утверждал, что проблема монополии - это проблема не только цен, но и расходов. Монополия предоставляет возможность требовать с покупателя завышенные цены; отсутствие стимула, свойственного конкуренции, вызывает рост издержек производства товаров и услуг. Однако отсутствие конкуренции или давления со стороны мелких конкурентов приводит предприятие-монополиста не к снижению стоимости производства единицы продукции до минимума, а до достижения неэффективности-Х. Подобная неэффективность также свидетельствует о бесхозяйственные затраты на содержание производственных мощностей, которые не используются, выплата чрезмерно высокой награды управленческому аппарату, лоббирование принятия благоприятных нормативных актов;

общегосударственный рынок - рынок товара, территориальные (географические) границы которого охватывают территорию государства;

объединение - объединение юридических и (или) физических лиц, в частности объединения предприятий, а также общественные организации;

однородная (гомогенная) продукция - однородными считаются товары, если один из них может полностью заменить другой, тогда как потребители не видят разницы между товарами, предлагаемыми различными предприятиями (например, такие товары, как мука, сахар, цемент). Цена становится единственно важным фактором, на основе которого и происходит конкуренция между фирмами, выпускающих однородную продукцию;

олигополия - господство небольшого количества крупнейших фирм, компаний в производстве и на рынке; теория олигополии - экономическая теория, что отрицает монополистический характер современного капитализма на том основании, что в каждой отрасли хозяйства царит несколько крупных фирм;

олігопсонія - положение на рынке, когда на нем находится лишь несколько покупателей и доля каждого в связи с этим настолько велика, что он может влиять на изменение рыночной цены;

органы административно-хозяйственного управления и контроля - субъекты хозяйствования, объединения, другие лица в части исполнения ими функций управления или контроля в пределах делегированных им полномочий органов власти или органов местного самоуправления;

органы Антимонопольного комитета Украины - Антимонопольный комитет Украины, постоянно действующие и временные административные коллегии Антимонопольного комитета Украины, государственный уполномоченный Антимонопольного комитета Украины, административные коллегии территориальных отделений Антимонопольного комитета Украины;

органы власти - министерства и другие центральные органы исполнительной власти, Верховная Рада Автономной Республики Крым и органы исполнительной власти Автономной Республики Крым, государственные органы, осуществляющие регулирование деятельности субъектов естественных монополий, рынка ценных па пэров, государственные органы приватизации, Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания, местные органы исполнительной власти;

перекрестная эластичность спроса - обозначает процентное изменение объема конкретной продукции, необходимого для удовлетворения спроса, что происходит в результате изменения процентной в цене другой схожей продукции. При условии изменения цен всех объем производства товара X, необходимый для удовлетворения спроса на него, зависит не только от цены товара X, но и от цен, установленных на другие товары. Концепция перекрестной эластичности спроса по цене применяется при классификации товаров на такие, которые заменяют и дополняют, а также в вопросах, касающихся определения рынка для классификации групп товаров, которые потенциально могут взаимно конкурировать. Если при увеличении цены на продукцию Y происходит увеличение объема выпуска продукции X, необходимой для удовлетворения спроса при условии, что цена X остается неизменной, тогда продукция X и Y заменяют друг друга. Например, электроэнергия и природный газ являются взаимозаменяемыми для отопления жилья, а свинина и говядина - взаимозаменяемыми в питании. Индекс перекрестной эластичности спроса по цене - это положительная величина, которая изменяется от нуля (при отсутствии заменителей на рынке) до бесконечности. Будь-яка величина, что превышает двойку, означает, что сравнимо продукция легко заменяет друг друга. Если при увеличении цены товара Y происходит уменьшение объема производства товара X, необходимого для удовлетворения спроса (при увеличении цены товара Y происходит уменьшение объема производства товара X, необходимого для удовлетворения спроса (при условии неизменности цены X), X и Y считаются такими продуктами, которые дополняют, а не заменяют друг друга. Пример: водка и вино.

перекрестная эластичность спроса по цене - изменение объема продажи одного товара при увеличении цены другого товара на один процент;

политика антимонопольно - совокупность законодательных, экономических и административных мер, направленных на ограничение монополизации внутреннего рынка;

потенциальные конкуренты - субъекты хозяйствования, которые некоторое время не осуществляют свою деятельность на рынке, но имеют возможность при обычных условиях быстро вступить на этот рынок в ответ на определенные изменения на нем (долгосрочная изменение цен, снятие (уменьшение) барьеров вступления на рынок и т.д.);

потребитель - юридическое или физическое лицо, осуществляющее деятельность по приобретению и использованию товаров, услуг, работ на соответствующем товарном (товарных) рынке (рынках);

предложение - определенное количество товара, которую субъект хозяйствования производит или может производить и предлагает (или может предлагать для реализации на рынке или реализует (или может реализовать) на рынке по предложенной цене на определенной территории в течение определенного периода;

релевантный рынок товара - рынок товара в малейших товарных, географических и временных пределах, в которых все продавцы (покупатели), действуя как один субъект хозяйствования, который был бы единственным продавцом (покупателем), могли с выгодой для себя существенно ограничивать конкуренцию, в частности навязывать и поддерживать существенное и не временное повышение цены над "уровнем, который фактически существовал бы при условиях значительной конкуренции на рынке;

рынок товара (товарный рынок) - сфера обращения товара (взаимозаменяемых товаров), на который в течение определенного времени и в пределах определенной территории есть спрос и предложение;

региональный рынок товара - рынок товара, товарные (географические) границы которого охватывают территорию отдельного региона (Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя), в частности частей соответствующего региона; рынок товара, территориальные (географические) границы которого охватывают территорию нескольких регионов (Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя), в частности частей нескольких регионов;

рыночная (монопольная) власти - способность субъекта хозяйствования (группы субъектов хозяйствования) определять или существенно влиять на условия обращения товара на рынке, не допускать, устранять, ущемлять конкуренцию, в частности повышая цену и поддерживая ее выше уровень цены, который существовал бы в условиях значительной конкуренции;

сегментация товарного рынка - раздел товарного рынка на отдельные самостоятельные части (сегменты) - группы предпринимателей, товаров, потребителей, которым свойственны определенные

общие признаки. Сегментация может осуществляться по многим признакам с учетом различных факторов, в отношении которых допускается проведение исследований, и может приводить к образованию самостоятельных рынков товара;

слияние - реорганизация юридических лиц, при которой права и обязанности каждого из них переходят к только что возникшего юридического лица. В конкурентном праве США и ЕС термином «слияние» вообще определяется любая трансакция относительно активов, которая ведет к переходу собственности или контроля одного юридического или физического лица над другой. В этом смысле термин «слияние» является синонимом термина, который применяется в украинском конкурентном праве - «концентрация»;

вертикальное слияние - слияние двух или более фирм, осуществляющих различные стадии производства готового продукта, в единую фирму;

горизонтальное слияние - слияние двух компаний, работающих на одном товарном рынке;

спрос - определенное количество товара, которое потребители готовы и в состоянии купить по определенной цене в пределах определенной территории в течение определенного периода;

степень (уровень) монополизации рынка - совокупная доля монопольных образований на рынке;

степень открытости рынка - удельный вес товаров (товарных групп), которые ввозятся из-за географических (территориальных) границ рынка в общем объеме рынка;

структура рынка - совокупность количественных и качественных показателей, характеризующих состояние экономической конкуренции на соответствующем рынке и дают возможность определить тип (модель) рынка;

субъект хозяйствования - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности или физическое лицо, осуществляющее деятельность по производству, реализации, приобретению товаров, иную хозяйственную деятельность, в том числе осуществляет контроль над другим юридическим или физическим лицом; группа субъектов хозяйствования, если один или несколько из них осуществляют контроль над другими. Субъектами хозяйствования признаются также органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также органы административно-хозяйственного управления и контроля в части их деятельности по производству, реализации, приобретению товаров или иной хозяйственной деятельности. Хозяйственной деятельностью не считается деятельность физического лица по приобретению товаров народного потребления для конечного потребления;

субъекты товарного рынка - субъекты хозяйствования, юридические или физические лица, которые продают, реализуют, поставляют, производят, потребляют, используют или могут продавать, реализовывать, поставлять, производить, потреблять, использовать товары на рынке с соответствующими пределами;

территориальные (географические) пределы рынка - территория со сферой взаимоотношений купли-продажи товара (группы товаров), в пределах которой при обычных условиях потребитель может легко удовлетворить свой спрос на определенный товар и может быть, как правило, территорией государства, области, района, города и т. п. или их частями;

тип (модель) рынка - тип рыночной структуры, определенный по характерным признакам в зависимости от количества субъектов хозяйствования, их долей на рынке, типа товара, наличия и степени подоланості барьеров вступления на рынок;

товар - любой предмет хозяйственного оборота, в том числе продукция, работы, услуги, документы, подтверждающие обязательства и права (в частности, ценные бумаги);

товары, которые дополняют друг друга (взаимодополняющие товары), - товары, которые оцениваются потребителями как такие, что не могут заменить друг друга по функциональному назначению и которые, как правило, потребляются одновременно в достаточно стабильных пропорциях;

товары-субстітути - товары-заменители, которые начинают оценивать как заменители товара (товарной группы) при существенном изменении условий, которые определяют спрос на определенный товар;

требование наименьшей величины - критерий определения размеров границ рынка исходя из наименьшего набора товара в малейших территориальных (географических) пределах, в которых может существовать самостоятельный рынок товара, на которой удовлетворяется соответствующий спрос определенной совокупности потребителей;

эластичность спроса - показатель, характеризующий, на сколько процентов может измениться спрос на данный товар

на свободном рынке при изменении цены на один процент, другую количественную характеристику товара;

эффект масштаба - экономия за счет уменьшения затрат на единицу товара; распределение расходов между группой субъектов хозяйствования, которые выпускают один и тот же товар, который дает им экономию собственных затрат на единицу товара; наличие общих расходов у субъектов хозяйствования, которые в дальнейшем могут использоваться в других сферах производства товара за соответствующий период.



Назад