Электронная онлайн библиотека

 
 Конкурентное право Украины

2. Полномочия Антимонопольного комитета Украины


Антимонопольный комитет Украины в соответствии с возложенными на него задачами имеет следующие основные полномочия, определенные Законом Украины «Об Антимонопольном комитете Украины».

В сфере осуществления контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции АМКУ рассматривает заявления и дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции; принимает распоряжения и решения по делам и заявлениях; рассматривает дела об административных правонарушениях, принимает постановления и проверяет их законность; проверяет субъекты хозяйствования, органы власти, органы местного самоуправления, органы административно-хозяйственного управления и контроля за соблюдением ими требований законодательства о защите экономической конкуренции и при проведении расследований по делам и заявлениях; требует от субъектов хозяйствования, органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля, их должностных лиц и работников информацию, в том числе с ограниченным доступом.

Контролируя соблюдения конкурентного законодательства, АМКУ назначает экспертизу и эксперта из числа лиц, обладающих необходимыми знаниями для дачи экспертного заключения; проводит осмотр служебных помещений и транспортных средств субъектов хозяйствования - юридических лиц, изымает или налагает арест на предметы, документы или другие носители информации, которые могут быть доказательствами или источником доказательств по делу независимо от их местонахождения; привлекает работников внутренних дел, таможенных и других правоохранительных органов для обеспечения проведения рассмотрения дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, в частности при проведении расследования; проводит исследования рынка, определяет границы товарного рынка, а также положение, в частности монопольное (доминирующее), субъектов хозяйствования на нем и принимает соответствующие решения (распоряжения); определяет наличие или отсутствие контроля между субъектами хозяйствования.

Осуществляя это направление контроля, антимонопольные органы вносят в органы исполнительной власти, местного самоуправления обязательные для рассмотрения представления по аннулированию лицензий, прекращению операций, связанных с внешнеэкономической деятельностью субъектов хозяйствования; дают обязательные для рассмотрения рекомендации субъектам хозяйствования, органам власти, органам местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля по пресечению действий или бездеятельности, которые содержат признаки нарушения законодательства о защите экономической конкуренции, и устранению причин возникновения этих нарушений и условий, им способствующих; кроме того, обращаются в суд с исками, заявлениями и жалобами.

В сфере осуществления контроля за согласованными действиями, концентрацией АМКУ имеет право рассматривать заявления и дела о даче разрешения, дачу заключений, предварительных выводов относительно согласованных действий, концентрации, проводить исследования за этими заявлениями и делами; принимать решения и распоряжения; разрешать или запрещать согласованные действия, концентрацию; требовать информацию, в том числе с ограниченным доступом, а также осуществлять полномочия, указанные выше.

В сфере формирования и реализации конкурентной политики, содействие развитию конкуренции, нормативного и методического обеспечения деятельности АМКУ и применения законодательства о защите экономической конкуренции Комитет имеет полномочия требовать от субъектов хозяйствования, органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля, их

должностных лиц информацию, в том числе с ограниченным доступом, необходимую для исследования рынков, а также информацию о реализации конкурентной политики; принимать участие в разработке и вносить в установленном порядке Президенту Украины и Кабинету Министров Украины предложения по законах и других нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы развития конкуренции, конкурентной политики и демонополизации экономики, согласовывать проекты нормативно-правовых актов центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля, которые могут повлиять на конкуренцию; давать обязательные к рассмотрению рекомендации и вносить предложения органам власти и субъектам хозяйствования по осуществлению мер, направленных на ограничение монополизма, развитие предпринимательства и конкуренции, предупреждению нарушений законодательства о защите экономической конкуренции, а также по пресечению действий или бездействия, которые могут иметь негативное влияние на конкуренцию.

Примером реализации полномочий антимонопольных органов может служить их действие при фактическом не-утверждении некоторыми местными органами самоуправления графиков подачи горячей и холодной воды, в результате чего для некоторых теплосетей и водоканалов создались такие условия, при которых возможно злоупотреблении монопольным положением. Указанные действия местных органов самоуправления квалифицируются как бездеятельность, которая может иметь негативные последствия для потребителей. Поэтому им на практике вносятся рекомендации, обязательные к рассмотрению.

Кроме указанных полномочий АМКУ в сфере конкурентной политики, он взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления; обобщает практику применения законодательства о защите экономической конкуренции, вносит предложения по его совершенствованию; принимает собственные нормативно-правовые акты в форме распоряжений, по вопросам, относящимся к его компетенции; осуществляет официальное толкование собственных нормативно-правовых актов, дает рекомендательные разъяснения по вопросам применения законодательства о защите экономической конкуренции; вносит о позиции Президенту Украины, Кабинету Министров Украины, Национальному банку Украины, предписания органам власти, органам местного самоуправления по изменении принятых ими нормативно-правовых актов, которые не соответствуют законодательству о защите экономической конкуренции.

В компетенцию Комитета входит создавать административные коллегии, создавать территориальные отделения и совещательные органы; участвовать в подготовке и реализации международных проектов и программ, а также осуществлять сотрудничество с международными организациями, государственными органами и неправительственными организациями других государств по вопросам, входящим в компетенцию АМКУ.

Ряд полномочий Комитета является его исключительной прерогативой, осуществление их другими органами государственной власти в соответствии со ст. 7 Закона о Антимонопольный комитет Украины не допускается. В частности, к ним относится рассмотрение заявлений и дел о нарушении конкурентного законодательства, принятия соответствующих распоряжений и решений, предоставление заключений о квалификации действий на соответствие законодательству о защите экономической конкуренции; рассмотрение дел об административных правонарушениях; проверки субъектов хозяйствования и органов власти; проведение исследования рынка и определение его границ; принятие собственных нормативно-правовых актов и осуществления их официального толкования; предоставление рекомендательных разъяснений по вопросам применения законодательства о защите экономической конкуренции.

Кроме того, ст. 13 Закона о Антимонопольный комитет Украины определена исключительная компетенция Комитета как высшего коллегиального органа.

Отметим, что, реализуя свои функции, АМКУ разработал и подписал «Договор между Кабинетом Министров Украины и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области развития конкуренции» (2002 г.). В 2002 г. в целях согласованной конкурентной политики с ближайшими геополитическими соседями были заключены Договор между Правительством Украины и Правительством Грузии, а также Соглашение между Кабинетом Министров Украины и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области конкурентной политики.



Назад