Электронная онлайн библиотека

 
 Конкурентное право Украины

4. Статус государственного уполномоченного и председателя территориального отделения Антимонопольного комитета Украины


Государственный уполномоченный АМКУ имеет полномочия рассматривать заявления и дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, о предоставлении разрешения, предоставление предварительных выводов относительно согласованных действий, концентрацию, принимать распоряжение о начале рассмотрения дела или давать мотивированный ответ об отказе в рассмотрении дела, организовывать, проводить расследования и исследования за этими заявлениями и делами, закрывать производство по этим делам независимо от их подведомственности другим органам АМКУ, вносить, передавать их в установленном АМКУ порядке на рассмотрение этих органов для принятия решения; принимать предусмотренные законодательством о защите экономической конкуренции распоряжения и решения, давать заключения о квалификации действий в соответствии с законодательством о защите экономической конкуренции, предварительные выводы о согласованных действиях.

Кроме того, в компетенцию государственных уполномоченных входит проведение проверок субъектов хозяйствования, объединений, органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля за соблюдением ими требований законодательства о защите экономической конкуренции и при проведении расследований по заявлениям и по делам о нарушениях законодательства о защите экономической конкуренции; а также право беспрепятственно входить в помещения предприятий, учреждений и организаций при проведении проверок и расследований по заявлениям и по делам о нарушениях законодательства о защите экономической конкуренции при предъявлении служебного удостоверения и документов, подтверждающих проведение проверки или расследования.

При рассмотрении заявлений и дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, проведении проверки и в других предусмотренных законом случаях государственный уполномоченный требует от субъектов хозяйствования, объединений, органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля, их должностных лиц и работников, других физических и юридических лиц информацию, в том числе с ограниченным доступом.

Государственный уполномоченный имеет право составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях, выносить постановления по этим делам; вызвать для дачи объяснений при рассмотрении заявлений и дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции должностных лиц и работников субъектов хозяйствования, объединений, органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля других юридических лиц, их структурных подразделений, филиалов, представительств, а также физических лиц; назначать экспертизу и эксперта из числа лиц, обладающих необходимыми знаниями для дачи экспертного заключения; в случаях и порядке, предусмотренных законом, проводить осмотр служебных помещений и транспортных средств субъектов хозяйствования - юридических лиц, удалять или налагать арест на предметы, документы или другие носители информации, которые могут быть доказательствами или источником доказательств по делу независимо от их местонахождения.

В случае препятствования работникам АМКУ выполнять свои полномочия, государственный уполномоченный привлекает работников органов внутренних дел для принятия предусмотренных законом мер, необходимых для преодоления препятствий, в том числе для обеспечения рассмотрения дел, в частности при проведении расследования, сборе и изъятии документов, наложении ареста на имущество, предметы, документы и другие носители информации.

В пределах своей компетенции государственный уполномоченный проводит исследования рынка, определяет границы товарного рынка, а также положение, в частности монопольное (доминирующее), субъектов хозяйствования на этом рынке и принимает соответствующие решения (распоряжения), а также определяет наличие или отсутствие контроля или согласованности действий между субъектами хозяйствования или их частями и состав группы субъектов хозяйствования, которые являются единственным субъектом хозяйствования.

Государственный уполномоченный имеет право вносить в органы исполнительной власти обязательные к рассмотрению представления об аннулировании лицензий, приостановлении операций, связанных с внешнеэкономической деятельностью субъектов хозяйствования, в случае нарушения ими законодательства о защите экономической конкуренции; давать обязательные для рассмотрения рекомендации и вносить предложения органам государственной власти, органам местного самоуправления, учреждениям, организациям, субъектам хозяйствования, объединением об осуществлении мер, направленных на ограничение монополизма, развитие предпринимательства и конкуренции, предупреждению нарушений законодательства о защите экономической конкуренции, а также о прекращении действий или бездействия, которые могут иметь негативное влияние на конкуренцию; давать обязательные для рассмотрения рекомендации органам власти, органам местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля, субъектам хозяйствования, объединением по прекращению действий или бездействия, содержащие признаки нарушения законодательства о защите экономической конкуренции, и устранению причин возникновения этих нарушений и условий, им способствующих.

Кроме того, государственный уполномоченный обращается в суд с исками, заявлениями и жалобами в связи с применением законодательства о защите экономической конкуренции, а также с запросами о предоставлении информации о делах, рассматриваемых этими судами в соответствии с законодательством о защите экономической конкуренции, и представляет АМКУ без специальной доверенности в суде. Он может осуществлять другие полномочия, предусмотренные законодательством о защите экономической конкуренции.

Решения и распоряжения государственных уполномоченных АМКУ принимаются от имени АМКУ.

Председатель территориального отделения АМКУ имеет такие же полномочия, как государственный уполномоченный. Исключение составляет право рассматривать заявления и дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции на общегосударственном рынке и право исследований по заявлениям и делами о даче разрешения на концентрацию и согласованные действия, которое может быть делегировано по поручению председателя или органа АМКУ.

Распоряжение председателя территориального отделения АМКУ принимаются от имени территориального отделения АМКУ.

Без согласия АМКУ как высшего коллегиального органа государственный уполномоченный и председатель территориального отделения не могут входить в состав комиссий, комитетов и других органов, создаваемых органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Государственный уполномоченный и председатель территориального отделения АМКУ обязаны выполнять требования законодательства Украины, быть объективными и беспристрастными при осуществлении своих полномочий.



Назад