Электронная онлайн библиотека

 
 Международные экономические отношения

2.4.2. Особенности внешнеэкономических связей Японии


Значительные достижения японской экономики способствовали становлению Японии как мощного субъекта мирового хозяйства, способного конкурировать с самыми развитыми странами и прежде всего с Соединенными Штатами Америки. В начале 80-х годов Япония заняла передовые позиции в сфере международной торговли. Именно в это время сформировались три основные центры мирового влияния - США - Западная Европа - Япония. Через эту "мощную триаду" проходили основные товаропотоки международной экономики.

В 1983 г. Япония впервые стала лидером по экспорту машин и оборудования в мире. Страна значительно опережает все другие за вывозом легковых и грузовых автомобилей, бытовой электроники и др.

В середине 90-х годов доля Японии в мировой торговле составляла 9,5%. Основой японского экспорта являются машины и оборудование (почти 40%) и продукция автомобилестроения (14,5%). Япония специализируется на производстве современных, высококачественных и сложных видов этой продукции, что создаются на основе новейшей технологии и передовых достижений НТП. Производство товаров массового спроса она активно переносит в страны Юго-Восточной Азии и Китай. Здесь создана огромная сеть сборочного производства японских ТНК.

Существенно возросла роль Японии на мировых финансовых рынках. В начале 90-х годов страна стала лидером среди государств-кредиторов. Ее доля на мировом рынке капитала возросла до 53%. Японские банки удерживают более чем половину мест в первой десятке банков мира.

Чрезвычайно активными субъектами мировой внешнеэкономической деятельности является также японские ТНК. В середине 90-х годов среди 20 крупнейших корпораций мира насчитывалось 10 японских. Наиболее прочные позиции они занимают в автомобилестроении, робототехнике, электронике и электротехнике и т.д.

В географическом направлении японский экспорт ориентирован на США, куда поступает почти треть всех экспортных поставок страны. Дефицит США в торговле с Японией в 90-е годы равен сумме 50-60 млрд. долл. в год.

За последнее десятилетие заметно возросло значение стран Юго-Восточной Азии и Китая для японского экспорта. Доля экспорта этих государств составляет более 40% всего объема экспорта Японии.

Доля Западной Европы в внешнеторговом обороте Японии составляет примерно 19%.

В целом зависимость Японии от внешней торговли является важной чертой экономики страны. Огромное значение для нее имеют импортные поставки сырья и топлива (от 90 до 35% всего объема внутреннего потребления топливно-сырьевых товаров в зависимости от их групп). В то же время в японском импорте постепенно растет доля обрабатывающей промышленности. Так, сегодня Япония покупает в 4 раза больше одежды и тканей, чем текстильного сырья, вдвое больше готового металла, чем сырья для его производства, а продукции химической промышленности закупает лишь на треть меньше, чем нефти.

Важно отметить, что для японской политики в области импорта большое значение, очевидно, больше, чем для любой другой промышленно развитой страны, имеют нетарифные ограничения. Формально для иностранцев японский рынок закрыт лишь по 81 товарной группе. Однако реально ввоз сюда практически всех товаров является крайне сложным делом. Исключением является импорт новейшей научно-технической продукции, в которой заинтересована страна.

В Японии разработана огромное количество разнообразных ограничений на импорт, связанных с существованием огромного количества стандартов для ввоза продукции (до 20 тыс. экологических, санитарных и т.п.). Дополнительные сложности для иностранных предпринимателей кроются в специфической системе организации посреднической деятельности в Японии. Практически непостижимой для иностранцев остается традиционная японская система связи в цепи "производитель - посредник - потребитель". Однако эта система дает возможность японским фирмам значительно экономить на затратах, обеспечивая для себя преимущество в ценах.

Министерство внешней торговли в значительной мере явно и неявно вмешивается в деятельность иностранных компаний в Японии. С помощью системы рекомендаций в адрес зарубежной фирмы, даже необязательных для исполнения, оно может сделать невозможным открытие и дальнейшее нормальное функционирование такой фирмы.

Итак, японскую экономику в основном считают закрытой для иностранной предпринимательской деятельности. Именно поэтому общая сумма иностранных инвестиций в стране является относительно незначительным - 10 млрд. долл. США на начало 90-х годов Преимущественно это - американские капиталовложения в виде филиалов компаний с уникальной технологией и опытом, имеющие немалый стаж работы на внешних рынках.

В целом внешнеэкономическая стратегия Японии определяется тремя основными приоритетами:

  • выравнивание диспропорций во внешней торговле с другими странами;
  • увеличение экспорта капитала;
  • расширение официальной помощи развивающимся странам, что в перспективе планируется использовать как стимул для дальнейшего расширения экспорта сюда японских товаров.

Успешная реализация этой стратегии и выход Японии из экономического кризиса несомненно будут способствовать поступательному развитию мировой экономики.



Назад