Электронная онлайн библиотека

 
 Конкурентное право Украины

1. Границы рынка


Применения конкурентного законодательства возможно лишь при строгом определении границ рынка.

Согласно Закону о защите конкуренции рынок товара (товарный рынок) - сфера обращения товара или взаимозаменяемых товаров, на который в течение определенного времени и в пределах определенной территории есть спрос и предложение. Товарный рынок является частью воспроизводственного процесса и охватывает сферу обращения товаров (работ, услуг), в результате которого в определенное время и в определенных территориальных границах последние от производителя (продавца) переходят к покупателя (получателя).

Ключевым для понимания границ того или иного товарного рынка является понятие «взаимозаменяемости». При этом в зависимости от спроса конкретного потребителя пределы взаимозаменяемости могут существенно меняться. Так, например, хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молокопродукты в целом для населения являются взаимозаменяемыми товарами, однако для определенной категории потребителей (больных сахарным диабетом, детей дошкольного возраста) возможно лишь потребления конкретных продуктов в указанной группе товаров.

Товарные границы рынка определяются путем формирования группы взаимозаменяемых товаров (товарных групп), в пределах которой потребитель в обычных условиях может легко перейти от потребления одного товара к потребления другого.

Формирование группы взаимозаменяемых товаров (товарных групп) осуществляется из перечня товаров, которые по показателям взаимозаменяемости имеют для продавцов (поставщиков, производителей), покупателей (потребителей, пользователей) признаки одного (подобного, аналогичного) товара (товарной группы). Ими, в частности, есть сходство назначения, потребительских свойств, условий использования; сходство физических, технических, эксплуатационных свойств и характеристик, показателей качества и т.п.; наличие общей группы потребителей товара; отсутствие существенной разницы в ценах; взаимозаменяемость товаров (товарной группы) с точки зрения производства, то есть способность производителей предложить новые товары на замену тем, что существуют.

В процессе определения товарных границ рынка заранее определенная группа взаимозаменяемых товаров (товарных групп) может быть разделена на несколько подгрупп или присоединена к второй группы.

При проведении исследования необходимо учитывать, что взаимозаменяемые товары относятся к группе однородных товаров (товарных групп), которые рассматриваются потребителем как один и тот же товар (товарная группа) и которые могут быть стандартизированными или дифференцированными.

Как стандартизированные товары (товарных групп) могут рассматриваться товары, имеющие единую систему показателей, параметров, характеризующие товар, и в производстве которых используются единые или одинаковые технические стандарты, технические условия, стандарты применения и др.

Дифференцированные товары (товарные группы) характеризуются определенными отличиями потребительских свойств, внешнего вида, качественных показателей, сроков использования, объемов дополнительных услуг (сервисного обслуживания), что дает возможность потребителям соответствующим образом отличать преимущества конкретного товара (товарной группы), который производится (реализуется) определенным субъектом хозяйствования (продавцом), от других аналогичных товаров (товарных групп) при удовлетворении соответствующего спроса.

Товары - заменители, которые включаются в данную товарную группу, оказываются по критерию взаимозаменяемости товарной продукции. Одним из критериев взаимозаменяемости по потреблению является перекрестная эластичность спроса по цене, которая рассчитывается как отношение изменения объема реализации товара ЛП в процентах за определенный период:

Е = DP 

      DR 

 

 Спрос на товар П при увеличении цены на товар Г может и увеличиваться и уменьшаться в зависимости от отношения покупателя к общему использованию того и другого товара. Итак, перекрестная эластичность может быть и положительная, и отрицательная. При положительном коэффициенте перекрестной эластичности (Е > 2) товары П и Р легко заменяются один на другой, при этом чем больше коэффициент, тем больше степень взаимозаменяемости товаров.

Если 0 ≤ Е ≤ 2, то существует незначительная вероятность замены одного товара на другой. Отрицательная эластичность < 0) характерна для взаимодополняющих товаров в процессе потребления, Например, в определенный момент времени цена на белый хлеб выросла в области с 1 грн. 20 коп. 1) к 1грн. 32 коп. (Г2):

 

7

При этом общий объем реализации (по области) хлеба из муки 1 сорта вырос с 700 тыс. кг до 910 тыс. кг

 

2

Следовательно, при значении Е > 2 белый хлеб легко может быть заменен в употреблении на хлеб И сорта.

При несбалансированности спроса и предложения на рынке расчеты коэффициентов перекрестной эластичности в отдельных случаях могут приводить к искаженных результатов.

Для оценки взаимозаменяемости товаров по производству необходимо учитывать наличие свободных производственных мощностей, которые могут быть использованы для производства одного из товаров, входящих в данной товарной группы, или же технологические возможности переключения производственных мощностей на выпуск данной товарной группы.

Территориальные (географические) границы рынка - это территория со сферой взаимоотношений купли-продажи товара (группы товаров), в пределах которой при обычных условиях потребитель может легко удовлетворить свой спрос на определенный товар и может быть, как правило, территорией государства, области, района, города или их частями.

Территориальные (географические) пределы рынке определенного товара (товарной группы) определяются путем установления минимальной территории, за пределами которой, с точки зрения потребителя, приобретение товаров (товарной группы), принадлежащих к группе взаимозаменяемых товаров (товарной группы), является невозможным или нецелесообразным. При этом, в частности, должны учитываться следующие критерии: физические и технические характеристики товара (товарной группы); технологические связи между производителями и потребителями; возможности по техническому, гарантийному, абонентского обслуживания; соотношение цен, в частности уровень соотношения цен на определенные товары (товарные группы) в пределах этого рынка, приемлемый для производителей или потребителей; возможности по перемещению спроса на товар (товарную группу) между территориями, которые входят в один географический рынок, в частности возможности сохранения уровня качества и потребительских свойств товара (товарной группы) при транспортировке; уровень транспортных расходов, включая особенности транспортировки товара (товарной группы).

Кроме того, существенными факторами, определяющими географические границы, являются : наличие торговых, складских помещений, удобств выполнения погрузочно-разгрузочных работ, возможностей выполнения предпродажной подготовки; наличие знаков для товаров и услуг; наличие на соответствующей территории барьеров на вывоз или ввоз товара (товарной группы), а именно: административных барьеров; экономических и организационных ограничений; воздействий вертикальной (горизонтальной) интеграции; барьеров, связанных с эффектом масштаба производства; барьеров, основанные на абсолютном преобладании уровня затрат; бар'барьеров, связанных с размерами капитальных расходов или объемов инвестиций, необходимых для вступления на определенный товарный рынок; ограничений со стороны спроса; экологических ограничений; барьеров, препятствующих свободному выходу с рынка и др.; место-расположение специфических групп потребителей; уровень цен на определенные товары (товарные группы) на смежных территориях, возможность перемещения предложения товара (товарной группы) между этими территориями.

При окончательном определении территориальных (географических) границ рынка определяющей является меньшая способность к перемещению или спроса или предложения.

Корректность определения территориальных (географических) границ товарного рынка может быть проверена исследованием открытости рынка относительно межрегионального и/или международной торговли.

Степень открытости рынка (далее - СВР) по международной, межрегиональной торговли оценивается по показателю, который рассчитывается как процентное соотношение суммы общего объема ввоза (импорта) товара на определенный рынок с территорий других регионов государства (других стран) до общего объема рынка по формуле:

3

где Qv - объем товара, ввезенного на соответствующий рынок из-за пределов этого рынка (для общегосударственного-объем импорта в Украину).

Например, рассмотрим степень открытости рынка, когда часть товара завозится из-за пределов области, но ввоза составляет незначительную часть от общего объема рынка - около 10%. Если СВР < 30%, следовательно, границы рынка хлеба и хлебобулочных изделий определенные пределами области. Если же ввоз муки в область Бы из соседних областей составляет более 30%, то территориальные границы этого товарного рынка могут быть определены как межрегиональные.

Товарные и территориальные границы действуют одновременно с временными границами рынка, которые определяются как промежуток времени (как правило - год), в течение которого соответствующая совокупность товарно-денежных отношений между продавцами (поставщиками, производителями и потребителями образует рынок товара с устоявшейся структурой.

В случаях, когда период полного оборота авансированного капитала в производстве соответствующего товара превышает один год, временные границы рынка, как правило, определяются как промежуток времени, равный от одного до трех обозначенных периодов оборота капитала.

На практике возникает ситуация, когда промежуток времени меньше за один год может признаваться временными пределами рынка Однако при этом должны выполняться следующие условия: во-первых, период полного оборота авансированного капитала в производстве соответствующего товара значительно меньше за один год; во-вторых, в течение этого времени в ответ на значимое повышение цен на рынке продавцы (поставщики, производители имеют возможность провести соответствующие мероприятия и стабилизировать предложение, а значительное количество потребителей, что сократили потребление в результате этого повышения, могут без значительных трудностей восстановить объемы потребление; в-третьих, монопольное (доминирующее) положение субъекта (субъектов хозяйствования) обусловлено предоставлением ему особых прав, полномочий, льгот со стороны органов власти, органов местного самоуправления или органов административно-хозяйственного управления и контроля или других субъектов хозяйствования, которые занимают монопольное (доминирующее) положение.



Назад