Электронная онлайн библиотека

 
 Конкурентное право Украины

2. Определения монопольного положения


Целью определения монопольного (доминирующего) положения субъектов хозяйствования на рынке является получение информации, необходимой для принятия решений по вопросам развития и защиты экономической конкуренции, в частности, демонополизации экономики, антимонопольного регулирования, контроля за согласованными действиями, концентрацией; контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции; защиты интересов субъектов хозяйствования, групп субъектов хозяйствования и потребителей от его нарушений. Определения монопольного положения включает такие этапы в соответствии с табл. 3.1 

Общие положения (Закон Украины «Об Антимонопольном комитете Украины»; Закон Украины «О защите экономической конкуренции»; Методика определения монопольного (доминирующего) положения субъектов хозяйствования на рынке, Рекомендации относительно определения основных типов товарных рынков).

Таблица 3.1 ЭТАПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОНОПОЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

1

2

2.

Определения монопольного (доминирующего) положения.

3.

Установление объекта анализа для определения монопольного (доминирующего) положения (субъекта хозяйствования, группы субъектов хозяйствования, конкретного товара).

4.

Определение перечня товаров и основных продавцов, покупателей этих товаров, в отношении которых определяется монопольное (доминирующее) положение.

5.

Определение товарных границ рынка (товар, совокупность товаров, в пределах которой потребитель легко переходит от потребления одного товара к другому).

6.

Определение территориальных (географических) границ рынка (с учетом барьеров на ввоз и вывоз; территория со сферой отношений купли-продажи, в пределах которой потребитель легко удовлетворяет свой спрос на определенный товар).

7.

Определение временных границ рынка (время стабильности рынка, когда структура рынка, соотношение спроса и предложения не меняются).

8.

Расчет доли субъектов хозяйствования на рынке (расчет ВШ, коэффициентов рыночной концентрации CR, определение типа рынка).

9.

Определение потенциальных конкурентов (с учетом барьеров для вступления потенциальных конкурентов на рынок).

10.

Установление монопольного (доминирующего) положения субъекта хозяйствования, группы субъектов хозяйствования.

11.

Источники информации для определения монопольного (доминирующего) положения положения

Количество и последовательность проведения этих этапов может меняться в зависимости от фактических обстоятельств.

Объектами анализа при определении монопольного (доминирующего) положения являются: субъект хозяйствования, группа субъектов хозяйствования или конкретный товар (продукция, работы, услуги), который (которые) продукции, поставляемой продается, приобретается (используется, мощность) этим (этими) субъектом (субъектами хозяйствования).

Перечень товаров, в отношении которых должно определяться монопольное (доминирующее) положение субъекта хозяйствования, состоит из товаров (товарных групп), которые имеют оборот в Украине или в соответствующей части ее территории и имеющих для продавцов (поставщиков, производителей), покупателей (потребителей, пользователей) признаки одного (подобного, аналогичного) товара (товарной группы).

Определение признаков одного (подобного, аналогичного) товара (товарной группы) осуществляется исходя из сходства, в частности:

1. Потребительских характеристик:

  • о функциональном назначении;
  • физических характеристик;
  • технических и эксплуатационных характеристик;
  • степени новизны товара.

2. Условий потребления, которые определяются:

  • необходимостью энергоснабжение, водоснабжение и т. п.;
  • специфичностью размещения, монтажа и т. п.;
  • уровнем технического обслуживания, транспортного обеспечения.

3. Условий реализации:

  • через систему оптовой торговли или по индивидуальным, прямым договорам, в том числе бартерным или давальческим схемам расчетов;
  • через систему розничной торговли, в частности сеть фирменной торговли;
  • объемов дополнительных услуг и льгот для покупателей.

4. Повышение уровня цен.

Необходимо отметить, что не рассматриваются как товар промежуточные результаты деятельности субъектов хозяйствования, которые не реализуются на рынке, а потребляются в технологическом процессе их собственного производства.

Перечень основных продавцов (производителей), покупателей (потребителей) может состоять путем определения субъектов хозяйствования, имеющих значимые объемы продажи, приобретения (потребления) товаров (товарных групп), которые имеют оборот в Украине или в соответствующей части ее территории.

Объем рынка, на котором определяется монопольное (доминирующее) положение, определяется как общий объем поступления товара на рынок по формуле:

 

3

где n - количество субъектов хозяйствования, которые продают (поставляют, производят) или приобретающих (потребляют, используют) товары (товарные группы), входящих в товарные пределы рынка;

Q1 - объем товаров (товарных групп), которые продаются (поставляются, производятся) или приобретаются (потребляются, используются) j-м субъектом хозяйствования в течение времени, что составляет временные рамки рынка; QPT- объем рынка.

Количественные показникиQPT и Q1 определяются в натуральных и/или стоимостных показателях. Натуральные показатели применяются в случаях, когда возможно использовать общий показатель для всех товаров, которые составляют товарные пределы рынка, в других случаях - используются стоимостные показатели.

Объем товаров (товарных групп), которые продаются (поставляются, производятся) или приобретаются (потребляются, используются) j-м субъектом хозяйствования, определяется как общий объем проданных или приобретенных товаров (товарных групп), входящих в товарные пределы рынка, в течение времени, что составляет временные рамки рынка по формуле:

 

4

где т - количество товаров (товарных групп), которые входят в товарные пределы рынка, и продаются (поставляются, производятся) или приобретаются (потребляются, используются) 7-м субъектом хозяйствования;

Qji - объем i-го товара (товарной группы), который продается (поставляется, производится) или приобретается (мощность, используется) j-м субъектом хозяйствования.

Объем товара (товарной группы), который продается (поставляется, производится) или приобретается (мощность, используется) j-м субъектом хозяйствования, определяется по формуле:

Qji = QBji - DQ3jiQBhjiQeji +Qiji

где Qjiобъем i-го товара (товарной группы), который продается (поставляется, производится) или приобретается (мощность, используется) j-м субъектом хозяйствования;

QBji - объем i-го товара (товарной группы), произведенного j-м субъектом хозяйствования.

DQ3ji - изменения объема запасов i-го товара (товарной группы) в j-го субъекта хозяйствования на протяжении времени, что составляет временные рамки рынка;

QBhji - объем i-го товара (товарной группы, использованные j-м субъектом хозяйствования в технологическом процессе собственного производства;

Qeji - объемы вывоза (экспорта) i-го товара (товарной группы) за пределы соответствующего рынка j-м субъектом хозяйствования;

Qiji - объем ввоза (импорта) i-го товара (товарной группы) на соответствующий рынок j-м субъектом хозяйствования.

Объем i-го товара (товарной группы), который приобретается (мощность, используется), определяется как объем товара (товарной группы), купленный j-м субъектом хозяйствования на протяжении времени, что составляет временные пределы рынка.

Доля субъекта хозяйствования на рынке рассчитывается по формуле:

 

5

Где Pj - доля на рынке j-го субъекта хозяйствования; (j - 1, 2..., n); Oj - объем товаров (товарной группы), который продается (мощность, производится) или приобретается (мощность, используется) j-м субъектом хозяйствования; объем рынка.

Совокупная доля на рынке нескольких субъектов хозяйствования, в частности пяти, четырех, трех и двух крупнейших субъектов хозяйствования, исчисляется по формуле:

6

где m = 2, 3, 4, 5 - количество субъектов хозяйствования, доли которых учитывается при расчете совокупной доли на рынке, в частности субъектов хозяйствования, которые имеют одну из пяти, четырех, трех или двух крупнейших долей рынка;

Pnjдоля на рынке j-го субъекта хозяйствования;

SRn - совокупная доля на рынке, в частности совокупная доля соответственно 5, 4, 3, 2 субъектов хозяйствования, которые имеют наибольшие доли на рынке.

Потенциальными конкурентами считаются субъекты хозяйствования, которые имеют материально-техническую базу, кадры, технологии и др. но по разным причинам не реализуют эти возможности, или же новые субъекты хозяйствования, которые могут вступить на рынок.

Существуют следующие барьеры для вступления потенциальных конкурентов на соответствующий рынок: административные, экономические и этнические.

Административные барьеры - это ограничение со стороны органов власти, органов административно-хозяйственного управления и контроля, лицензирования видов деятельности, квотирование; решение о запрете ввоза (вывоза) товаров и т. п.

Экономические барьеры вступления на рынок включают: эффективность капитальных расходов; значительные расходы нового производства по сравнению с расходами действующих предприятий; сроки окупаемости нового производства; эффект масштаба производства (снижение затрат на единицу продукции при увеличении объема производства).

Этнические барьеры связаны с особенностями культуры, традициями общества, религиозными канонами.

Наличие хотя бы одного барьера вступления на рынок, который не может быть преодолен субъектом хозяйствования в течение 1-2 лет вследствие невозможности компенсации за это время затрат, необходимых для вступления на рынок, рассматривается как признак того, что субъект хозяйствования не является потенциальным конкурентом.

Важным условием установления монопольного положения субъектов хозяйствования на рынке согласно ч. 2 ст.12 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» есть необходимость доказательства того, что они не чувствуют значительной конкуренции вследствие определенных ч. 1 этой же статьи условий.

Поэтому на стадии предварительных заключений по анализу монопольного положения субъектов хозяйствования на рынке эти выводы должны быть направлены субъектам хозяйствования, которые имеют признаки монопольного положения.

Антимонопольными органами монопольным (доминирующим) положением признается положение субъекта хозяйствования, когда:

1. Доля одного субъекта хозяйствования на рынке превышает 35 процентов, если он не доказал, что имеет конкурента^) на рынке, подвергается значительной конкуренции вследствие отсутствия ограничения возможностей доступа других субъектов хозяйствования относительно закупки сырья, материалов и сбыта товаров, отсутствия барьеров для вступления на рынок других субъектов хозяйствования, отсутствие льгот или других обстоятельств.

2. Совокупная доля на рынке трех или двух субъектов хозяйствования, которым на рынке принадлежат наибольшие доли, превышает 50 процентов, пяти или четырех субъектов хозяйствования, которым на рынке принадлежат наибольшие доли, превышает 70 процентов, если они не доказали, что, во-первых, между ними существует значительная конкуренция, во-вторых, они вместе взятые имеют конкурента (ов) на рынке и подвергаются значительной конкуренции вследствие отсутствия ограничения возможностей доступа других субъектов хозяйствования относительно закупки сырья, материалов и сбыта товаров, отсутствия барьеров для вступления на рынок других субъектов хозяйствования, отсутствие льгот или других обстоятельств.

3. Доля одного субъекта хозяйствования на рынке менее 35 процентов, если он не опроверг доказательств органов АМКУ о том, что он не испытывает значительной конкуренции, в частности вследствие сравнительно небольшого размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам.

4.если два или более субъектов хозяйствования (кроме случаев, предусмотренных п. 2 не опровергли доводов органов АМКУ о том, что между ними нет конкуренции или есть незначительная конкуренция; они вместе взятые не имеют ни одного конкурента на рынке или испытывают значительную конкуренцию вследствие отсутствия ограничения возможностей доступа других субъектов хозяйствования относительно закупки сырья, материалов и сбыта товаров, отсутствия барьеров для вступления на рынок других субъектов хозяйствования, отсутствие льгот или других обстоятельств.

Субъект хозяйствования не подвергается значительной конкуренции, если благодаря своей рыночной власти обладает способностью не допускать, устранять или ущемлять конкуренцию, или ущемлять интересы других субъектов хозяйствования или потребителей.

Признаками рыночной власти, в частности, являются: способность субъекта (субъектов хозяйствования), который (которые) не являются единым (общим) производителем (поставщиком) соответствующего товара (товарной группы), диктовать свои условия при продаже товара (товарной группы), заключении договора о поставках, навязывать потребителю невыгодные условия; а также способность субъекта (субъектов хозяйствования) путем монополизации рынка снабжения производственных ресурсов ограничивать конкуренцию, вытеснять с рынка других предпринимателей, которые производят соответствующие товары (товарные группы) с применением этих производственных ресурсов, или создавать барьеры вступления на рынок. Кроме того, рыночная власть проявляется в способности субъекта (субъектов хозяйствования) сокращать или ограничивать выпуск товаров (товарных групп) и поставки их на рынок сбыта с целью получения односторонней пользы при покупке или продаже товаров, при заключении договоров и соглашений о поставках товаров, а другие субъекты хозяйствования, которые являются его конкурентами, не способны компенсировать дефицит товаров (товарных групп), образовавшийся; а также способность субъекта хозяйствования повышать цены на товары и поддерживать их на уровне, превышающем уровень, обусловленный конкуренцией на рынке.

Как дополнительные признаки наличия рыночной власти также исследуются высокий уровень концентрации рынка, высокие барьеры вступления на рынок потенциальных конкурентов, длительный период закрытости рынка для вступления новых субъектов хозяйствования, существенное преобладание доли субъекта (субъектов хозяйствования) над долями других конкурентов при условии стабильности структуры рынка в течение длительного периода, значительные доли субъекта (субъектов хозяйствования) на вертикально смежных рынках (ресурсов, транспортных, торговых и рекламных услуг и т.п.) и территориально смежных рынках, наличие у объекта анализа особых прав, полномочий, льгот, в том числе предоставленных органами власти, органами местного самоуправления, органами адміністративнолю или другими субъектами хозяйствования, которые занимают монопольное (доминирующее) положение.

Работа антимонопольных органов по исследованию рынков и определению монопольного положения субъектов хозяйствования на них находит свое логическое завершение в составлении и ведении перечня монополистов, которое осуществляется в соответствии с Положением об перечень монополистов.

В зависимости от территориальных (географических) границ рынка, на котором субъекты хозяйствования занимают монопольное положение, перечни составляются и ведутся на общегосударственных рынках, на межрегиональных рынках и региональных рынках.

В зависимости от товарных границ рынков, на которых субъекты хозяйствования занимают монопольное положение, перечни составляются и ведутся на рынках, которые находятся в состоянии естественной монополии, - перечень субъектов естественных монополий; на рынках со смежными рынками, которые находятся в состоянии естественных монополий, и других товарных рынках - перечень других субъектов хозяйствования, которые занимают монопольное (доминирующее) положение на рынке.

Определение товарных границ рынков осуществляется с учетом каталогов наименований товаров (товарных групп) в сфере естественных монополий и на других рынках, где вероятнее существования монопольных образований.

Наличие полноты информации о положении субъектов хозяйствования на товарных рынках предопределяет необходимость ведения двух перечней: субъектов хозяйствования, которые занимают монопольное положение, и субъектов хозяйствования, которые имеют структурные признаки монопольного (доминирующего) положения.

Субъекты хозяйствования имеют структурные признаки монопольного (доминирующего) положения в случаях, когда их доля на соответствующих товарных рынках превышает в одного субъекта - 35%; в двух или трех субъектов - 50%; в четырех или пяти субъектов - 70%. При этом антимонопольные органы не предоставили возможности этим субъектам доказать, что они не имеют конкурентов и (или) не подвергаются значительной конкуренции.

Составление и ведение перечней осуществляется на общегосударственном рынке АМКУ, на межрегиональных рынках - АМКУ с привлечением территориальных отделений, а на региональных рынках - территориальными отделениями.

Составление перечней субъектов хозяйствования, которые занимают монопольное (доминирующее) положение на общегосударственных, межрегиональных и региональных рынках, осуществляется путем принятия соответствующим органом АМКУ распоряжение об утверждении базового списка субъектов хозяйствования, которые занимают монопольное положение на соответствующих рынках.

Ведение перечней субъектов, занимающих монопольное положение на рынке, осуществляется антимонопольными органами в процессе исследования рынков и определения положения субъектов хозяйствования на них в соответствии с Методикой определения монопольного положения. По результатам исследования органы Комитета сообщают субъект хозяйствования о наличии признаков его монопольного положения письмом с уведомлением.

В случае, когда после проведения проверок соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции в субъекта выявлено наличие признаков монопольного положения, однако не установлено нарушение, субъект сообщается о наличии признаков его монопольного положения.

После получения ответа от субъекта хозяйствования с опровержением наличии признаков монопольного положения антимонопольные органы проверяют полученную информацию, и в случае необходимости готовятся представления и проект распоряжения о включении субъекта в соответствующий перечень.

Ведение перечней осуществляется также по результатам рассмотрения представлений, по результатам рассмотрения дел, а также проектов решений о предоставлении разрешений на согласованные действия и концентрацию.

По результатам рассмотрения заявлений субъектов хозяйствования, включенных в Перечень монополистов, планового исследования товарных рынков антимонопольные органы могут признать их такими, что не занимают монопольное положение и исключить из соответствующего перечня.



Назад