Электронная онлайн библиотека

 
 Конкурентное право Украины

3. Типология рынке


Следующим по определению монопольного положения субъектов хозяйствования на рынке является исследование рыночной структуры, выделение различных типов (моделей) рынке в зависимости от рыночного поведения предприятий, формирование рыночных цен, объектов сбыта, спроса и предложений на товары той или иной качества.

Рыночная структура включает также внутренние связи между частями единого целого - рынка: отношения продавцов и покупателей друг с другом и между собой, отношения потенциальных продавцов с потенциальными покупателями и конкурентами.

Экономическая теория выделяет четыре типа рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия (таблица 3.2).

Совершенная конкуренция - форма организации рынка, которая предполагает конкуренцию большого количества продавцов и покупателей и при этом соревнования между субъектами хозяйствования с целью получения благодаря собственным достижениям преимуществ над другими субъектами хозяйствования происходит так, что потребители имеют возможность выбирать между продавцами, а отдельный субъект хозяйствования не может определять условия оборота товаров на рынке.

Объемы рынка по сравнению с предложением и спросом отдельных продавцов настолько значительные, что повлиять на условия обращения товара, в том числе и на цену, не может никто из субъектов рынка. Субъекты рынка многочисленные независимые и каждый из них занимает незначительную долю. Барьеры входа на рынок и выхода с рынка отсутствуют. В этих условиях один субъект хозяйствования на рынке не имеет рыночной власти и продает (покупает) продукцию по цене, сложившейся на рынке и не зависит от него.

Монополия - такая форма организации рынка, когда существует единственный продавец определенного товара. Предложения предприятия, которое занимает монопольное положение, противостоит на рынке совокупный спрос всех покупателей товара в пределах географических и товарных границ соответствующего рынка (мировых, национальных, региональных). Если в условиях свободной конкуренции любой продавец мог продать определенное количество товара по независящим от него рыночной цене, то монопольное предприятие регулирует как объем продаваемой продукции, так и ее цену. Обладая абсолютной рыночной властью, оно может варьировать объем выпускаемой им, ее цену, качество и другие существенные условия оборота.

Предприятие может выпускать как один вид продукции, так и многих ее видов, но в любом случае оно будет считаться, что занимает монопольное положение только по тому вида товарной продукции, в которой полностью отсутствуют производители-конкуренты.

ТИПЫ РЫНКОВ И ИХ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ



Тип рынка

Количество субъектов рынка

Однородность продукции

Заменю-направленность товаров

Взаємоза-мінюва -
ность
субъектов
рынке

Вход -
выход на
рынок

Доли
субъектов на
рынке

Продавцов

Покупателей

Совершенная конкуренция

Много

Много

Однородная

Полная

Нет

Свободный

Уровне и небольшие

Монополистическая конкуренция

Ограниченная

Много

Дифференцированная

Высокая степень

Незначительная

Ограниченный

Доминирующее предприятие и предприятия-аутсайдеры с малыми долями на рынке

Олиго-полія

Несколько

Много

Однородная или дифференцированная

Высокая степень

Значительная

Ограниченный

Крупные,
приблизительно
уровне

Монополия

Один

Много

Однородная

Нет

Нет

Заблокирован

100%

Моно-псонія

Много

Один

Незначительно дифференцированная или однородная

Незначительная

Нет

Заблокирован

100%

Одна из причин появления и существования монополии состоит в соотношении между размерами рынка (спрос, что предъявляется) и количеством предприятий, которые способны производить однородную продукцию для его удовлетворения, - один или несколько. Другими причинами существования монополии могут быть природные (единственный источник сырья), технологические (эксплуатация изобретения без передачи прав на его использование), административные и др.

Монополия возможна лишь тогда, когда вход на рынок другим предприятиям представляется невыгодным или невозможным. Если на рынок входят другие предприятия, то монополия исчезает. Следовательно, наличие барьеров вступления на рынок является обязательным условием возникновения и существования монополии.

Природе монополий свойственно стремление использовать свою рыночную власть в ущерб потребителям и потенциальным конкурентам. Следовательно, только уменьшая число рынков с монопольной структурой и сокращая число предприятий с монопольным положением, можно ослабить до разумных пределов их негативное влияние на рынки. В случае обратной ситуации, когда не продавец, а покупатель занимает монопольное положение и ему противостоит множество продавцов, имеет место монопсонія, но и тогда основные характеристики рынка повторяют черты монопольного типа.

Олигополия - это такая организация рынка, когда на нем представлено сравнительно небольшое число крупных предприятий-продавцов однородной или такой, что немного различается, продукции. Немногочисленным продавцам на этом рынке противостоит значительное количество покупателей.

Отличительная черта олигополии - большое разнообразие в поведении продавцов: от острого соперничества к заговору. Предприятие, которое действует на олігопольному рынке, вынуждено учитывать то, что избранное им соотношение между ценой и количеством продукции, которую оно может по этой цене продать, зависит от поведения его конкурентов, а их стратегия является следствием принятого им решения.

Несмотря на владение некоторой рыночной властью олігопольне предприятие не может устанавливать цену так

же просто, как монопольное. Поведение участников олигопольного рынка можно сравнить с игрой в шахматы, где за каждым ходом одного игрока следует ответный ход соперника, так что результат игры в конце концов не известен.

Поскольку реакция конкурирующих субъектов рынка на поведение друг друга может быть разной, универсальной, динамически устойчивой модели олигопольного рынка не существует, что ведет к неоднозначности его основных характеристик: продукция этого рынка может быть однородной (стандартизированной) и в отношении дифференцированной, возможность вступления на рынок может варьироваться от почти свободной к жестко ограниченной.

Монополистическая конкуренция. Название и модель данного типа рынке возникли после выхода в 1927 г. одноименной книги Е. Чемберлина. Однако со временем сам автор, что рассматривал олигополии и монополистическую конкуренцию как два разных типа рынке, пришел к выводу, что все типы рынков, находящихся между совершенной конкуренцией и монополией, содержат элементы того и другого, и поэтому могут быть объединены в широкий класс рынков монополистической конкуренции.

Основной чертой рынка монополистической конкуренции является дифференциация продукции. Субъекты рынка, как и при совершенной конкуренции, многочисленные, где каждый из них занимает на рынке незначительную долю, однако они обладают некоторой рыночной властью благодаря дифференциации продукции и сегментации соответствующего товарного рынка.

Монополистическую конкуренцию сближают с совершенной такие черты, как множество продавцов и покупателей, значительная свобода входа на рынок, а отличает неоднородность, дифференцированность продукции. Эта неоднородность такая же сильная, как и однородность при совершенной конкуренции. Продукция характеризуется широким ассортиментом товаров, характером дизайну, качеству упаковки. Все это многообразие различается в итоге товарными знаками.

В отличие от олігополістічного рынка предприятия на рынке монополистической конкуренции не являются взаимозависимыми, если их доли на рынке по сравнению розміром. их поведение на рынке ближе к поведения вполне конкурентных предприятий, чем к поведения олигопольного типа. Персо ніфікованість продукции дает право предприятиям на таких рынках использовать определенную степень рыночной власти при назначении цен.

Существует и другая модель монополистической конкуренции, когда на рынке присутствуют одно-два предприятия, занимающие доминирующее положение, и значительное количество небольших по рыночной долей предприятий - аутсайдеров. В этом случае для системы отношений «доминирующее предприятие - аутсайдеры» будет характерна модель, что приближается к монопольного рынка, а для конкуренции аутсайдеров между собой - модель совершенной конкуренции или первый вид монополистической конкуренции. Последнее в значительной степени зависит от характера продукции - степени ее стандартизованості или, наоборот, такой возможности.

Спрос на товары предприятия на рынке монополистической конкуренции такого вида не является абсолютно эластичным, поскольку покупатели, что благосклонны к определенной марки, будут приобретать товар, даже если его цена несколько выше, чем у аналогов. Таким образом, весьма существенным детерминантом рыночной власти в условиях монополистической конкуренции служит не ценовая политика других продавцов, а степень приверженности покупателей к конкретной марки товара. Индикатором рыночной власти служит ценовая эластичность спроса на товар предприятия.

Итак, на рынках монополистической конкуренции именно индивидуальность потребительских свойств на взгляд покупателей - основной фактор конкурентоспособности товара. Ценовая конкуренция отходит на второй план, уступая первое место неціновій конкуренции, что использует такие инструменты, как реклама, конкуренция сервиса и ассортимента, гарантийное и послегарантийное обслуживание.

Изучение типов рынков имеет большое значение не только для определения состояния рыночной экономики, но и для выработки правильной стратегии развития конкуренции, проведение эффективной антимонопольной политики.

В 2004 г. АМКУ с привлечением специалистов Государственного комитета статистики и ведущих ученых был проведен анализ государственных статистических данных о результатах деятельности субъектов хозяйствования, опросов предпринимателей и на его основе осуществлена оценка предпосылок конкуренции, которая сложилась в Украине в начале 2000-х годов. В национальной экономике можно выделить три группы товарных рынков, любой из них вследствие внутренних структурных особенностей присущи условия конкуренции. Первая группа - рынки с конкурентной структурой. На рынках второй группы - олігополістичних рынках, как правило, существует конкуренция, однако она может быть существенно ограничена в результате заговора или параллельной поведения субъектов хозяйствования. Третью группу составляют рынки с признаками монополизации или индивидуального доминирования.

Проведенный АМКУ анализ позволил оценить доли субъектов хозяйствования, которые действуют на рынках любой из указанных групп, в общем объеме производства продукции (работ, услуг) за 2000-2003 годы (см. таблицу 3.3). их соотношение свидетельствует о стабильном развитии благоприятных для конкуренции структурных предпосылок.

Таблица 3.3


ДОЛИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВУЮТ НА РАЗНЫХ ТИПАХ РЫНКОВ

Группа рынков

Доля субъектов хозяйствования, которые
действуют на рынках группы, в общем
объеме производства продукции
(работ, услуг)

 

2000 год

2003 год

3 конкурентной структурой

53,9

54,3

Олігополістичні

11,6

20,1

Рынки с признаками монополизации или индивидуального доминирования

34,5

25,6

Итак, в начале 2000-х годов в Украине состоялись в целом позитивные изменения в структуре товарных рынков. Эти выводы подтверждаются результатами опросов руководителей предприятий, проведенных в 1999 и 2004 годах: если в 1999 г. 40% опрошенных указали, что испытывают значительную конкуренцию на рынке, то в 2004 г. такую оценку состояния конкуренции дали 47% из них, при этом 56% опрошенных оценили уровень внутренней конкуренции (конкуренция между отечественными товаропроизводителями) как высокий. Вместе с тем требует особого внимания ситуация на олігополістичних рынках, на которых создается значительная часть национального богатства. Структура этих рынков, с одной стороны, создает возможности для повышения темпов технического прогресса в результате объединения влияния конкуренции с положительными последствиями концентрации производства, но, с другой стороны, обеспечивает в целом меньшую эффективность распределения ресурсов, чем высококонкурентные рынки, и создает повышенный риск анти-конкурентных согласованных действий.

Анализ структурных предпосылок конкуренции в региональном разрезе позволяет выделить три группы регионов.

В первой, к которой принадлежат четыре области и город Киев, предприятиями, действующими на региональных рынках с конкурентной структурой, создается более 2/3 продукции, работ и услуг (таблица 3.4)

Таблица 3.4

РЕГИОНЫ С НАИБОЛЕЕ БЛАГОПРИЯТНЫМИ СТРУКТУРНЫМИ ПРЕДПОСЫЛКАМИ КОНКУРЕНЦИИ

Регион (область)

Доля в общем объеме производства
продукции (работ, услуг) субъектов
хозяйствования, функционирующих на рынках

 

с признаками монополизации (доминирование)

олігополістичних

с конкурентной структурой

Черкасская

14,89

2,90

82,21

м. Киев

21,38

3,77

74,85

Винницкая

14,72

13,88

71,40

Одесская

21,48

8,23

70,29

Черниговская

16,16

13,86

69,98

Ко второй группе принадлежат 15 областей и Автономная Республика Крым, где субъектами хозяйствования, которые действуют при отсутствии структурных предпосылок к ограничению конкуренции, создается от 1/2 до 2/3 продукции, работ, услуг, которые реализуются на региональных рынках (таблица 3.5).

Таблица 3.5

РЕГИОНЫ С УМЕРЕННО БЛАГОПРИЯТНЫМИ СТРУКТУРНЫМИ ПРЕДПОСЫЛКАМИ КОНКУРЕНЦИИ

Регион (область)

Доля в общем объеме производства
продукции (работ, услуг) субъектов
хозяйствования, которые функционируют на
рынках

 

3 признаками монополизации (доминирование)

Олігополістичних

3 конкурентной структурой

Львовская

24,15

10,6

65,79

Харьковская

24,73

10,32

64,95

Киевская

22,09

13,47

64,44

Кировоградская

34,42

4,13

61,45

Донецкая

29,12

10,16

60,72

Хмельницкая

25,98

13,75

60,27

Херсонская

35,52

4,61

59,87

Полтавская

17,77

24,57

57,66

Николаевская

34,61

7,89

57,5

Тернопольская

35,11

8,57

56,32

Днепропетровская

30,13

14,78

55,09

Закарпатская

36,16

8,95

54,89

Ровенская

24,66

21,32

54,02

АР Крым

43,01

4,01

52,98

Луганская

45,23

3,81

50,96

Сумская

31,37

18,39

50,24

К третьей группе принадлежат пять областей, в которых более половины продукции, товаров, услуг, которые реализуются на региональных рынках, создаются при наличии структурных предпосылок ограничения конкуренции (таблица 3.6).

Таблица 3.6

РЕГИОНЫ С НАИМЕНЕЕ БЛАГОПРИЯТНЫМИ СТРУКТУРНЫМИ ПРЕДПОСЫЛКАМИ КОНКУРЕНЦИИ

Регион (область)

Доля в общем объеме производства
продукции (работ, услуг) субъектов
хозяйствования, которые действуют на рынках:

 

с признаками монополизации (доминирование)

олігополістичних

с конкурентной структурой

Запорожская

35,44

14,78

49,78

Житомирская

18,43

32,14

49,43

Ивано-Франковская

40,28

12,64

47,08

Волынская

42,97

10,08

46,95

Черновицкая

47,88

11,39

40,73




Назад