Электронная онлайн библиотека

 
 Конкурентное право Украины

4. Определения состояния конкуренции на рынке


Изучение структуры рынка, его типологии непосредственно связано с определением состояния конкурентной среды, ее оценке и исследованию возможностей ограничения или развития конкуренции.

При определении основных типов рынков используется Методика определения монопольного положения и Рекомендации по основным типам рынков. Общая последовательность проведения этапов исследования представлена на схеме 3.7.

Исследование начинается с определения товара, в отношении которого будет осуществляться поиск товаров-заменителей и его оценка относительно потребительских свойств, условий потребления и условий реализации товара, которое завершается формированием предварительного списка товаров-заменителей.

Определение взаимозаменяемости товаров осуществляется по результатам наблюдений. Для определения товарных границ рынка могут быть использованы данные проведенных наблюдений относительно запросов покупателей, возможностей продавцов (производителей), динамики цен и спроса (объем реализации) на товарную группу за определенный промежуток времени.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТИПОВ РЫНКОВ

 

7

Основой определения товарных границ рынка является экспертная оценка покупателей о равнозначности или взаимозаменяемости товаров, которые составляют определенную товарную группу. Такая оценка может определяться путем выборочного опроса покупателей (продавцов) и информацией о товароведческой экспертизы.

При проведении исследования необходимо учитывать, что существенное значение имеет небольшое, но значимое повышение цены, поскольку только оно может определить реальные товары-заменители. Значительное повышение цены обнаруживает более далекие товары-заменители, то есть до товарного рынка могут быть включены очень отдаленные товары-заменители, что приведет к ошибке при определении товарных границ рынка, кроме этого для покупателя переход на товар-заменитель может быть сложным и он не будет реагировать на незначительное изменение цены.

Для определения товарных границ рынка необходимо учитывать, что не существенным считается повышение цены менее чем на пять процентов, как правило, за промежуток времени не менее чем один год.

При окреслюванні товарных границ рынка взаимозаменяемость товаров (товарной группы) определяется по таким признакам, как сходство потребительских свойств и их заменителей, которые можно установить при сравнении физических, технических, эксплуатационных, ценовых характеристик товаров и их заменителей; функциональная заменяемость товаров (товарной группы), которая устанавливается путем сопоставления цели потребления товара и его товарных заменителей.

В процессе анализа необходимо учитывать наличие барьеров взаимозаменяемости, поскольку товар имеет преимущества перед заменителем в системе распределения (торговля с доставкой на дом, по каталогам и т.д.), или товар имеет преимущества перед заменителем в условиях продажи (без нагрузки, с запчастями и др.) и эксплуатации (обеспечении обслуживания после продажи).

Для определения взаимозаменяемости товаров также может использоваться информация на базе опросов среди предприятий, которые действуют на аналогичном рынке или производят взаимозаменяемые товары. Кроме того, для решения вопроса о взаимозаменяемости товаров могут проводиться опрос экспертов, обладающих соответствующей информацией.

При определении группы взаимозаменяемых товаров могут учитываться товары, которые не производятся определенное время, но есть свободные производственные мощности и существует опыт их производства.

Территориальные (географические) пределы рынке определенного товара определяются путем установления минимальной территории, за пределами которой с точки зрения потребителя приобретение товаров, относящихся к группе взаимозаменяемых товаров (товарной группы), является невозможным или нецелесообразным.

При этом пороговым показателем для определения территориальных (географических) границ рынка является п'ятивідсоткова изменение цены за промежуток времени не менее чем один год. В частности, если покупке определенного товара в одном регионе в ответ на не существенное, но постоянное (а определенный промежуток времени) повышение цен, начнут покупать такой товар в другом регионе, тогда эти регионы находятся в пределах одного географического рынка этого товара. Если покупатели не считают, что товар, который продается в одном регионе, заменяет товар, который продается в другом регионе, то эти два региона принадлежат к разным географических границ рынков по отношению к этому товару.

Определяющим для территориальных (географических) границ рынка является меньшая способность к перемещению или спроса или предложения.

Для определения состояния конкуренции на рынке в мировой практике используются несколько показателей, наиболее тесно связанных с ней: коэффициент рыночной концентрации (СК); индекс рыночной концентрации Герфіндаля-Гиршмана (УНИ); степень (уровень) монополизации рынка; индекс Линда; индекс Лернера (ИЛ)

Коэффициент рыночной концентрации (СК) рассчитывается как процентное отношение суммы объемов продаж (реализации) определенного товара значимыми субъектами хозяйствования (продавцами) до общего объема рынка по формуле:

10

где: Q1 объем реализации определенного товара и-м значимым субъектом хозяйствования;

Qpm - общий объем реализации определенного товара, объем рынка.

Для анализа рынка используется уровень концентрации трех (пяти, семи) значимых субъектов хозяйствования (CR-3, CR-5, CR-7). Недостатком этого показателя является отсутствие учета всех субъектов хозяйствования, действующих на этом рынке, поскольку для анализа рынка может иметь большое значение количество субъектов хозяйствования, на которых остается остальные объема рынка этого товара. Кроме того, значительное влияние на структуру рынка имеет возможность противодействия «аутсайдеров» рыночной власти значимых субъектов рынка, которое может иметь место при определенной структуре рынка.

Преодолеть этот недостаток позволяет использование индекса рыночной концентрации Герфіндаля-Гиршмана (УНИ), который учитывает общее количество субъектов хозяйствования, действующих на данном рынке.

Индекс рыночной концентрации Герфіндаля-Гиршмана показывает, какую долю на определенном рынке занимают более мелкие субъекты. Рассчитывается УНИ как сумма квадратов долей (указанных в процентах) каждого из хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, по формуле:

9

где: Pi - доля на рынке и-го субъекта хозяйствования;

n - количество субъектов хозяйствования, действующих на этом рынке.

Показатели рыночной концентрации позволяют оценить степень монополизации рынка. Совокупная доля монопольных образований на этом же рынке определяет степень (уровень) монополизации рынка, и рассчитывается по формуле:

 11

где: м)i - доля на рынке в процентном выражении и-го субъекта хозяйствования, который занимает монопольное положение на рынке;

n - количество монопольных образований на этом рынке.

Использование указанных коэффициентов в практике работы антимонопольных органов представлен в приложении при анализе рынка хлеба и подсолнечника.

«расплывчатая олигополия» - 6-7 субъектов хозяйствования охватывают 70-80 процентов рынка.

Для оценки состояния конкурентной среды на рынке необходимо также осуществить сравнение долей на рынке значимых субъектов хозяйствования, которое осуществляется с использованием индекса Линда (L). Он определяется по формуле:

8

где: k - количество значимых субъектов хозяйствования (от 2 до п);

Qt - соотношение между средними долями рынка и субъектов хозяйствования и «r+1» субъектов хозяйствования;

і - количество ведущих субъектов хозяйствования среди «к» значимых субъектов хозяйствования;

k - количество значимых субъектов хозяйствования.

12

где: А - общая часть рынка, которая приходится на «и» субъектов хозяйствования;

Ак - доля рынка, приходящаяся на «/х» значимых субъектов хозяйствования.

Индекс Линда используется для анализа конкурентной среды на рынке в условиях олигополии и определения «грани» олигополии.

Для этого с субъектов хозяйствования, которые имеют значимые доли на рынке, составляется перечень при уменьшении показателя Г - части на рынке, то есть с соблюдением условия: Г. > Г.+1 (Р. - доли на рынке и-го субъекта хозяйствования).

Рассчитывается индекс Линда (L) для r=2, k=3 и т. д. при условии Lk > Lk+1 до появления результата Lk < Lh+1 , то есть до получения нарушения непрерывности уменьшение показателя L.

«Предел» олигополии считается установленной, если достигнуто минимальное значение по сравнению с L . Это означает, что олигополии создают «k» первых значительных субъектов хозяйствования, которые имеют наибольшие части на рынке.

Количественное значение «ft» определяет тип олигополии:

«жорсткаолігополія» - на рынке господствуют 2-3 субъекты хозяйствования;

«расплывчатая олигополия» - 6-7 субъектов хозяйствования охватывают 70-80 процентов рынка.

Важное значение для определения типа (модели) рынке имеет выявление наличия рыночной власти субъекта хозяйствования. Существование рыночной власти еще не означает наличия антиконкурентных действий, но предоставляет возможности для вмешательства в конкурентный процесс на рынке, а также использование собственной экономической силы для установления препятствий (ограничений) эффективной конкуренции. Поэтому для определения рыночной власти необходимо провести исследование с целью выявления, в какой мере ее существования соответствует критерию эффективной деятельности рынка.

Исследования заключается, в первую очередь, в выявлении условий для существования рыночной власти, а именно: наличия высокого уровня концентрации рынка; наличии монопольного (доминирующего) положения субъекта хозяйствования (или группы субъектов хозяйствования в совокупности, в случае согласованных действий или горизонтальной интеграции) на соответствующем рынке; наличие непреодолимых барьеров (препятствий) для вступления на рынок в течение длительного периода.

Кроме этого, необходимо провести исследования по выявлению отдельных дополнительных условий для существования рыночной власти в виде наличии контроля со стороны субъекта хозяйствования над вертикально смежными рынками (ресурсов, транспорта, услуг по реализации, рекламы и т. п.), а также наличии у субъекта хозяйствования особых прав, полномочий, других льгот, предоставленных органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами административно-хозяйственного управления и контроля.

Один из методов оценки рыночной власти заключается в определении степени превышения цены над предельными издержками, который определяется индексом Лернера по формуле:

13

где:Ц - цена;

Г В - предельные издержки.

 

14

где: СЗВ - средние переменные затраты;

п - нормальный прибыль (в частях 1);

а - норма амортизации (в частях 1);

К- величина основных фондов;

Q - объем выпуска.

Индекс Лернера равна нулю (ИЛ = 0) в условиях совершенной конкуренции = ГВ). ИЛ > 0 свидетельствует о наличие рыночной власти, а размер отклонения от «0» позволяет оценить степень ее.

На практике осуществить определения предельных издержек очень сложно. Поэтому для определения индекса Лернера можно предположить, что в долгосрочном периоде предельные затраты равны средним затратам на единицу товара субъекта хозяйствования, который занимает монопольное (доминирующее) положение на этом рынке.

Кроме того, индекс Лернера - статический показатель, который не позволяет оценить влияние рыночной власти на состояние конкурентной среды.

Рыночная власть связана со способностью субъекта хозяйствования влиять с выгодой для себя на цену, качество, рекламу, новые технологии и т. п. и направлена на устранение, ограничения или искажения конкуренции.

Для установления рыночной власти необходимо провести сравнительный анализ финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования, который исследуется, и анализ финансово-экономических показателей деятельности конкурентов и их зависимость от изменения показателей отмеченного субъекта хозяйствования, в частности деятельности относительно ценообразования, качества, инвестирования и т. п.

Признаками рыночной власти являются: способность субъекта хозяйствования, который не является единственным производителем соответствующего товара, диктовать свои условия при продаже товара (товарной группы), заключать договоры о поставках, навязывать потребителю невыгодные условия; или путем монополизации рынка снабжения производственных ресурсов ограничивать конкуренцию, вытеснять с рынка других предпринимателей, которые производят соответствующие товары (товарные группы) с применением этих производственных ресурсов, или создавать барьеры для вступления на рынок.

Кроме того, способность субъекта хозяйствования сокращать или ограничивать выпуск товаров с целью получения односторонней пользы при покупке или продаже товаров, при заключении договоров и соглашений о поставках, а при этом другие субъекты хозяйствования, которые являются его конкурентами, не способны компенсировать образован дефицит товаров, что также свидетельствует о признаки рыночной власти.

Определение типа (модели) рынке осуществляется путем анализа показателей структуры рынка.

Анализ структуры рынка заключается в определении количественных и качественных показателей, характеризующих структуру рынка. К количественным показателям относятся: объем рынка товара; доли субъектов хозяйствования на рынке; уровень рыночной концентрации; другие количественные показатели. К качественным показателям относятся: барьеры вступления на рынок для потенциальных конкурентов, степень (возможность) их преодоления; барьеры выхода с рынка для действующих конкурентов, степень (возможность) их преодоления; открытость рынка для межрегиональной и международной торговли; наличие рыночной власти; оценка состояния конкурентной среды на рынке, потенциала его развития и предоставление заключений о целесообразности внедрения мероприятий, направленных на развитие конкуренции.

На основании использования количественных и качественных показателей определяются типы (модели) рынке, которые дифференцируются по характерным признакам в зависимости от количества субъектов хозяйствования, их долей на рынке, типа товара, наличия и степени преодоление барьеров вступления на рынок и т. п. К ним относятся совершенная конкуренция; монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

Последние три модели рынка: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия определенным образом относятся к «несовершенной конкуренции».

Использование результатов проведенного исследования и показателей для определения типа (модели) рынке (рыночной ситуации), к которому принадлежит рынок, является достаточно условным.

В рыночной ситуации с совершенной конкуренцией может быть отнесен (достаточно приблизительно) рынок, на котором действует большое количество независимых субъектов хозяйствования, которые имеют незначительную разницу в размерах долей на рынке и при этом потенциальные конкуренты могут легко вступить на этот товарный рынок. Значения показателей концентрации должны колебаться в пределах:

  • индекс рыночной концентрации Герфіндаля-Гиршмана - УНИ < 1000;
  • коэффициент рыночной концентрации - CR (3)< 45;
  • индекс Лернера - ИЛ = 0.

Рыночная ситуация монополистической конкуренции внешне похожа на совершенную конкуренцию, но этой ситуации присущи также элементы абсолютной монополии. На рынке действует большое количество субъектов хозяйствования, которые имеют незначительную часть, каждый из которых предлагает разновидности одного и того же товара, кроме того, незначительный, легко преодолим уровень барьеров вступления на рынок. Основные отличия рынка с монополістичною конкуренцией от рынков с совершенной конкуренцией и абсолютной монополией заключаются, в первую очередь, в поведении каждого субъекта хозяйствования в сфере ценообразования, то есть когда каждый из субъектов хозяйствования немного влияет на уровень цены, который может значительно превышать конкурентную «справедливую» цену в случае совершенной конкуренции и быть ниже уровня в рынке абсолютной монополии. Значения показателей концентрации должны колебаться в пределах:

  • индекс рыночной концентрации Герфіндаля-Гиршмана - 1000 < УНИ < 2000;
  • коэффициент рыночной концентрации - 45 < CR (3)< 70;
  • индекс Лернера - ИЛ > 0.

Олигополия - наиболее распространенная структура рынка и в отличие от достаточно очерченных рыночных структур, которые были приведены ранее, охватывает различные типы рыночной ситуации. Упрощенная модель олигополии в зависимости от структурных показателей рынка может быть определена как «групповая монополия», или ограниченная конкуренция. Рынок, что исследуется, может быть отнесен к типу рынка «олигополия», если по результатам исследования определено существования на этом рынке небольшого количества взаимосвязанных крупных субъектов хозяйствования.

Примером олигополистического рынка с групповой монополией в Украине может служить общегосударственный рынок бензина и дизельного топлива, на котором три крупные ком пании - ОАО «Укртатнафта», ООО «Линос» и ОАО «Лукойл - Одесский НПЗ» занимали монопольное положение с долей 66% по моторных бензинах и 51% - по дизельному топливу в 2004 г.

Для определения типа олигополии используются расчеты индекса Линда. Так, когда 6-7 субъектов хозяйствования охватывают 70-80 процентов рынка, мы имеем «расплывчатую олигополии»; когда на рынке господствуют 2-3 субъекты хозяйствования - это «жесткая олигополия».

Значения показателей концентрации для этих случаев составляет: индекс рыночной концентрации Герфіндаля - Гиршмана - 2000 < УНИ < 7000; коэффициент рыночной концентрации - 70 < CR (C)< 100; индекс Лернера - ИЛ > 0; степень (уровень) монополизации рынка - MR = 35 - 100.

Рынок, на котором действует один продавец, а также существуют непреодолимые барьеры, принадлежит к типу рынка абсолютной монополии. Разновидностью такого рынка является рынок, на котором присутствует субъект хозяйствования, который занимает монопольное положение. В этом случае в зависимости от уровня рыночной власти, существование прямой конкуренции со стороны периферийных субъектов рынка, значения показателей концентрации находится в пределах индекса рыночной концентрации Герфіндаля-Гиршмана - 7000 < УНИ < 10 000; коэффициент рыночной концентрации - CR (1) = 100; индекс Лернера - ИЛ > 0.

Исследование конкретных товарных рынков и правильные выводы о типе рынка позволяют осуществлять эффективный контроль за состоянием конкуренции на рынке, своевременно предупреждать монополизацию и пресекать нарушения конкурентного законодательства.



Назад