Электронная онлайн библиотека

 
 Конкурентное право Украины

2. Антиконкурентные согласованные действия


Государство гарантирует всем субъектам хозяйствования, независимо от их организационных форм деятельности или формы собственности, равные права и создает им равные возможности при пользовании природными, материально-техническими, трудовыми, финансовыми и другими ресурсами.

Вместе с тем будь-яка состязательность хозяйствующих субъектов на товарных рынках несет в себе риск иметь отрицательные финансовые результаты. Поэтому иногда на практике субъекты рынка осуществляют такую координацию своей деятельности (согласованные действия), благодаря которой исключают риски, связанные с конкуренцией, координацией своей экономического поведения в различных сферах хозяйственной деятельности.

Координация (согласованные действия) субъектов хозяйствования может осуществляться в любой согласованной поведении (действие, бездействие) субъектов рынка, в том числе при заключении ими соглашений в какой-либо форме; принятии объединением решений в какой-либо форме; создании субъекта хозяйствования, целью или результатом которого является координация конкурентного поведения между субъектами хозяйствования, которые создали указанный субъект, или между ними и вновь созданным субъектом хозяйствования.

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона о защите экономической конкуренции антиконкурентными согласованными действиями признаются согласованные действия, которые привели или могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции. Эта часть является генеральной запретом на все согласованные действия, которые должны или могут иметь негативное влияние на конкуренцию.

Поскольку согласованные действия признаются антиконкурентными при условии, что они могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции, то есть при условии возможного наступления этих последствий, для определения этих действий не имеет значения, произошло ли недопущению, устранению или ограничению конкуренции фактически.

Недопущение конкуренции предусматривает создание такой ситуации, когда повышаются барьеры вхождения на рынок потенциальных конкурентов или создаются условия, согласно которым субъекты хозяйствования, работающих на одном рынке по объективным причинам, не конкурируют. В этом случае недопущения конкуренции может иметь место на том рынке, на котором конкуренции не было.

Под устранением конкуренции необходимо понимать полное или существенное прекращения состязательности между конкурентами, в результате чего покупатели (продавцы) лишаются возможности выбирать между продавцами (покупателями).

Ограничения конкуренции происходит в случае уменьшения влияния определенных факторов конкуренции, в результате возникновения или усиления в соответствующих субъектов хозяйствования рыночной власти, которое характеризуется в каждом конкретном случае соответствующими качественными и количественными показателями.

Частью 2 ст. 6 Закона о защите экономической конкуренции определен конкретный перечень запрещенных видов антиконкурентных согласованных действий между субъектами хозяйствования, которые касаются:

- установление цен или других условий приобретения или реализации товаров;

- ограничение производства, рынков товаров, технико-технологического развития, инвестиций или установления контроля над ними;

- распределение рынков или источников снабжения по территориальному принципу, ассортименту товаров, объему их реализации или приобретения, по кругу продавцов, покупателей или потребителей или по другим признакам;

- искажению результатов торгов, аукционов, конкурсов, тендеров;

- устранение с рынка или ограничение доступа на рынок других субъектов хозяйствования, покупателей, продавцов;

- применение различных условий к равнозначным соглашениям с другими субъектами хозяйствования, что ставит их в невыгодное положение в конкуренции;

- заключение сделок при условии принятия другими субъектами хозяйствования дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или в соответствии с торговыми и другим честными традициями в предпринимательской деятельности не касаются предмета этих соглашений;

- существенному ограничению конкурентоспособности других субъектов хозяйствования на рынке без объективно оправданных на то причин.

Необходимо отметить, что этот перечень не является исчерпывающим, поскольку общая запретительная норма, содержащаяся в ч. 1 ст. бы, касается любых согласованных действий, которые могут привести или привели к недопущению, устранению или ограничению конкуренции.

В практике применения законодательства о защите экономической конкуренции различают виды антиконкурентных согласованных действий в зависимости от цели, которую ставят перед собой участники действий, а также от их места на рынке.

В зависимости от структуры рынка и места субъектов хозяйствования на нем выделяют три основные виды антиконкурентных согласованных действий: горизонтальные, вертикальные и конгломерантні.

Горизонтальными антиконкурентными согласованными действиями являются согласованные действия (сделки), которые осуществляются (укладываются) на одном и том же товарном рынке, где его участники фактически являются конкурентами, однако в результате осуществления действий, предусмотренных ст. 6 Закона о защите экономической конкуренции, ограничивают конкуренцию между собой.

Осуществление таких согласованных действий, прежде всего, предполагает установление монопольно высоких цен, раздел рынка или устранению с него. Примером может служить дело о антиконкурентные согласованные действия на рынке фотоуслуг, когда участники рынка, утвердив единый прейскурант цен, фактически отстранили конкуренцию (см. описание дел). Такой вид согласованных действий представляет наибольшую угрозу конкуренции.

Горизонтальные антиконкурентные согласованные действия могут также предусматривать совместную продажу товаров (включая экспорт), совместные закупки (в частности, импорт товаров), специализацию производства, ограничение инвестиций, искажению результатов торгов, аукционов, конкурсов или тендеров.

Вертикальными антиконкурентными согласованными действиями являются действия, которые осуществляются субъектами хозяйствования на различных товарных рынках, участники которых находятся в отношениях «продавец - покупатель», и такие согласованные действия предусматривают ограничение предпринимательской деятельности хотя бы одного из участников действий в его отношениях с третьими лицами, а сами действия приводят или могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции.

Наиболее распространенным примером вертикальных антиконкурентных согласованных действий являются согласованные действия относительно цены перепродажи, когда между поставщиком конкретного товара и его распространителем достигается договоренность об уровне цены, по которой этот товар может продаваться его распространителем другим предпринимателям или потребителям. В этом случае цена перепродажи может устанавливаться как на высоком, так и на низком уровне относительно конкурентной цены. Однако нарушением является не сам уровень цены, а последствия согласованных действий в виде установления цены распространителем не самостоятельно в конкуренции с другими распространителями, а по согласованию с поставщиком, который является монопольным образованием или имеет большую рыночную власть.

Другим примером вертикальных антиконкурентных согласованных действий могут служить согласованные действия относительно исключительного или выборочного распространения товара, в отношении использования прав интеллектуальной собственности.

Конгломерантними антиконкурентными согласованными действиями (соглашениями) являются согласованные действия (сделки), которые соответствуют следующим условиям: участники действий не являются конкурентами и не находятся в отношениях «продавец - покупатель»; согласование действий, предусматривает ограничения в деятельности хотя бы одного из его участников в его отношениях с третьими лицами, а также указаны ограничения приводят или могут привести к негативным последствиям для конкуренции.

Необходимо отметить, что на практике одни и те же согласованные действия (соглашения) могут содержать одновременно элементы различных видов антиконкурентных согласованных действий.

В зависимости от желаемого финансового результата, к которому стремятся субъекты хозяйствования, выделяют такие виды антиконкурентных согласованных действий, как относительно цены на свои товары; действия направлены против своих конкурентов; манипуляции условиями, по которым осуществляется конкуренция; дифференциация продукции и др.

Суть антиконкурентных согласованных действий относительно цены заключается в том, что субъекты хозяйствования принимают в них участие с целью получения возможности действовать со значительной рыночной властью или стать монополией. Монопольные признаки и последствия антиконкурентных согласованных действий - это повышение цен или распределение рынков.

Существуют следующие виды антиконкурентных согласованных действий относительно цен: установление (фиксация) определенного размера или размеров цен (тарифов); искажения торгов (предложения цен).

Ценовые антиконкурентные согласованные действия могут заключаться в согласовании других, чем цена условий деятельности участников рынка, которые, однако, непосредственно или опосредованно влияют на нее. Например, субъекты хозяйствования могут договориться изменить характеристики товара, замедлить или отменить внедрение инноваций с целью сокращения издержек и повышения прибыли, которые в конечном итоге отразятся на цене товара участников согласованных действий.

Антиконкурентные согласованные действия против конкурентов предусматривают осуществление совместных действий с целью нанесения ущерба или препятствий своим конкурентам, которые не входят в группу участников. Такие антиконкурентные согласованные действия позволяют повышать цены субъектам хозяйствования, которые являются участниками антиконкурентных согласованных действий, после того как компании, против которых были осуществлены антиконкурентные согласованные действия, оказались в неконкурентоспроможному положении.

К таким антиконкурентных согласованных действий могут относиться ситуации, когда субъекты хозяйствования снижают доходы своих конкурентов путем осуществления бойкотов и «хищнического» ценообразование (установление цен ниже расходы).

Эти действия конкурентов заставляют покидать рынок или ограничивают их конкурентоспособность.

Кроме этого, субъекты хозяйствования могут договориться повышать расходы конкурентов и таким образом заставлять их устанавливать высокие цены. Это, в свою очередь, позволяет участникам заговора повышать цены до уровня цен конкурентов (эффект «зонтики»).

Субъекты хозяйствования могут договориться мешать осуществлять хозяйственную деятельность как существующим, так и потенциальным конкурентам. Что, в свою очередь, позволяет или повышать цены, или затрудняет поступление на рынок и, таким образом, постепенно разрушает конкурентные цены. Антиконкурен-тна поведение в этом случае считается особенно вероятной, когда есть государственное регулирование.

Антиконкурентные согласованные действия по манипуляций условиями, с помощью которых осуществляется конкуренция, происходят путем заключения соглашений по ограничению производства, рынков товара, технико-технологического развития, инвестиций и дифференциации продукции с целью разрушения конкурентных цен. Кроме того, это может происходить с помощью искажению результатов торгов, аукционов, конкурсов, тендеров, то есть через косвенное установления неконкурентных цен, как это было при рассмотрении дела в отношении антиконкурентных согласованных действий государственного горнодобывающего предприятия и частной компании (см. «Описание дел»).

Важным условием эффективной конкуренции является полная и объективная информированность потребителей о товарах, работах и услугах. С целью устранения или ограничения этого фактора субъектами рынка могут заключаться соглашения о дифференциации продукции.

Принцип дифференциации состоит в том, что субъекты хозяйствования стремятся дифференцировать свои товары с целью снижения конкуренции на данном рынке. Потребители, которые имеют постоянную заинтересованность в уникальных характеристиках продукции данного субъекта хозяйствования, независимо от того, являются ли они реальными или иллюзорными, способны заплатить дополнительную надбавку к цене, которая зависит от важности этой заинтересованности. Если существуют покупатели, которые больше, чем другие склонны перейти к потреблению продукции конкурентов, субъект хозяйствования будет стремиться изолировать их среди всех своих клиентов, предложив им специальные условия, которые не даются лояльным покупателям.

Аналогичные последствия могут иметь антиконкурентные соглашения, в результате которых увеличиваются «расходы поиска» потребителей: соглашения, которые обусловливают непредоставления полной информации; ограничения для тех, кто предоставляет профессиональные услуги, в праве действовать под торговой маркой известной фирмы, которая продает сопутствующие товары или услуги; соглашения относительно непредоставления консультационной информации по деятельности конкурентов; соглашения, которые повышают возможность ценовой дискриминации и предоставления скидок определенным группам потребителей.

Реклама как способ дифференциации продукции обычно делает мягче конкуренцию. С другой стороны, реклама может содержать информацию относительно характеристик продукции, в частности, ценовую, которая создает стимулы к сравнительного анализа потребителями товаров или услуг данного типа и, как следствие, делает более жесткой конкуренции. Ценовая реклама, в отличие от продвижения на рынок торговой марки, таким образом, работает против принципа дифференциации, повышая способность потребителей сравнивать разные варианты товара по цене. Поэтому соглашение по ограничению ценовой рекламы среди участников рынка повышает сложность осуществления сравнения потребителями, которое, в свою очередь, означает, что, действуя относительно независимо, производители получат большую ценовую свободу и возможность устанавливать более высокую цену на товары, чем в нормальных условиях конкуренции.

Таким образом, простая сделка, которая запрещает ценовую рекламу среди субъектов хозяйствования, оказывающих профессиональные услуги, таких как адвокаты, медицинские работники, фармацевты, бухгалтеры, может считаться незаконным и иметь ощутимый негативный эффект для конечных потребителей.

Виды антиконкурентных согласованных действий различают также в зависимости от формы взаимодействия участников рынка. Частью первой ст. 5 Закона о защите экономической конкуренции предусмотрены следующие формы осуществления согласованных действий: заключения субъектами хозяйствования сделок в любой форме; принятие объединениями решений в любой форме; будь-яка согласована конкурентное поведение; создание субъекта хозяйствования, целью и результатом создания которого является координация конкурентного поведения между субъектами хозяйствования, которые создали указанный субъект хозяйствования, или между ними и вновь созданным субъектом хозяйствования.

Согласно действующему законодательству о защите экономической конкуренции антиконкурентные согласованные действия запрещены и влекут за собой ответственность согласно закону.



Назад