Электронная онлайн библиотека

 
 Конкурентное право Украины

3. Антиконкурентные действия органов власти, управления и контроля


В переходный период к рыночной экономике полномочия центральных органов власти, местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления позволяют принимать решения, которые могут иметь негативные последствия для конкуренции.

Статьей 15 Закона о защите экономической конкуренции установлен перечень запретов на действия органов власти, которые могут ограничивать конкуренцию на товарных рынках.

Часть 1 ст. 15 дает общее понятие антиконкурентных действий органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля, которыми является принятие каких-либо актов (решений, приказов, распоряжений, постановлений и т. п.), дача письменных или устных указаний, заключения соглашений или любые другие действия или бездеятельность органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля (коллегиального органа или должностного лица), которые привели или могут привести к недопущению, устранению, ограничения или искажения конкуренции.

В части 2 ст. 15 указывается конкретный перечень анти-конкурентных действий органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля, которым, в частности, признаются:

•запрет или препятствование созданию новых
предприятий или осуществления предпринимательства в других организационных формах в какой-либо сфере деятельности, а также установление ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, на производство, приобретение или реализацию определенных видов товаров;

  • прямое или косвенное принуждение субъектов хозяйствования к вступлению в ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных или других форм объединений или осуществления концентрации субъектов хозяйствования в других формах;
  • прямое или косвенное принуждение субъектов хозяйствования к приоритетному заключению договоров, первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей или первоочередного их приобретения в определенных продавцов;
  • любое действие, направленное на централизованное распределение товаров, а также распределение рынков между субъектами хозяйствования по территориальному принципу, ассортименту товаров, объему их реализации или закупок или по кругу потребителей или продавцов;
  • установление запрета на реализацию определенных товаров из одного региона страны в другом или предоставления разрешения на реализацию товаров из одного региона в другом за определенного объема или при выполнении определенных условий;
  • предоставление отдельным субъектам хозяйствования или группам субъектов хозяйствования льгот или других преимуществ, которые ставят их в привилегированное положение относительно конкурентов, что приводит или может привести к недопущению, устранению, ограничения или искажения конкуренции;
  • действие, в результате которого отдельным субъектам хозяйствования или группам субъектов хозяйствования создаются неблагоприятные или дискриминационные условия деятельности по сравнению с конкурентами;
  • действие, которым устанавливаются не предусмотренные законами Украины запреты и ограничения самостоятельности предприятий,

в том числе по приобретению или реализации товаров, ценообразования, формирования программ деятельности и развития, распоряжения прибылью.

Приведен в ч. 2 ст. 15 Закона о защите экономической конкуренции перечень запрещенных действий органов власти не имеет исчерпывающего характера, поскольку генеральная запрет, содержащийся в ч. 1 ст. 15, касается любых действий или решений, которые ограничивают, устраняют или искажают конкуренцию.

Антиконкурентные действия органов власти могут проявляться в их бездействия при невыполнении определенных процедур в сроки, установленные законом, например неутверждения графика подачи холодной (горячей) воды органом местного самоуправления за отсутствия нормативных объемов воды для населения.

Запрет или препятствование созданию новых предприятий или осуществления предпринимательства в других организационных формах в какой-либо сфере деятельности, а также установление ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, на производство, приобретение или реализацию определенных видов товаров имеют следующие признаки нарушения конкурентного законодательства:

- необоснованный отказ в регистрации субъекта хозяйствования из разных побуждений;

- принятие решений, устанавливающих ограничения на осуществление отдельных видов деятельности.

Практика отказа в регистрации субъектов хозяйствования по разным мотивам нецелесообразности наблюдалась в 90-х годах. Сейчас проблема регистрации субъектов хозяйствования в целом решена.

Однако практика принятия органами власти и местного самоуправления решений, которые устанавливали бы ограничения на отдельные виды деятельности, имеет место и сейчас. Например, решением одной из городских советов было разрешено осуществление сбора и заготовки лома цветных металлов только одном из предприятий города, для всех остальных предприятий, которые имели разрешение на осуществление этого вида деятельности, было установлено ограничение.

Одним из распространенных видов антиконкурентных действий органов власти является установление не предусмотренных законами Украины запретов и ограничений самостоятельности предприятий, в частности по приобретению или реализации товаров, формирование программ деятельности и развития, распределения прибыли.

Характерным примером данного вида нарушений является дело о антиконкурентные действия органов местного самоуправления, которые, незаконно проведя тендер по фотографированию в школьных и дошкольных учреждениях города и выбрав одного победителя, ограничили права других предпринимателей, оказывающих фотоуслуги. Проведение тендера было неправомерным, поскольку действующим законодательством не предусмотрены полномочия органов местного самоуправления проводить тендеры на услуги фотографирования, если исполнительный комитет не является заказчиком (плательщиком) услуг за бюджетные средства. В результате неправомерно принятого решения были установлены запреты и ограниченные права предпринимателей (см. «Описание дел»). Часто принимая решения и предоставляя отдельным субъектам хозяйствования льготы или другие преимущества, которые ставят их в привилегированное положение относительно конкурентов, органы власти создают условия для недопущению, устранению, ограничения или искажения конкуренции.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 14 июля 1999 г. № 1270 «О создании специализированного государственного предприятия «Укрспецюст» с целью содействия государственным исполнителям в сохранении и реализации изъятого ими имущества было поддержано предложение Министерства юстиции о создании специализированного государственного предприятия (СДП). Приказом Минюста от 14 сентября 1999 г. был утвержден устав СДП.

Предметом деятельности СДП стала организация и проведение реализации имущества, изъятого государственными исполнителями. Причем Министерство юстиции положило реализацию арестованного недвижимого имущества исключительно на это предприятие.

Услуги по организации реализации арестованного недвижимого имущества является конкретным товарным рынком, поскольку имеющиеся особые условия и порядок реализации, которые определяет Минюст: единственным специфическим заказчиком указанной услуги является государственная исполнительная служба; арестованное имущество реализуется исключительно на публичных торгах; субъектами предоставления этой услуги являются специализированные организации, которые имеют право осуществлять операции с недвижимостью, в частности товарные биржи.

Таким образом, Министерство юстиции, приняв данное решение, с одной стороны, создало существенные барьеры для вхождения других субъектов хозяйствования на рынок организации реализации арестованного имущества, а с другой стороны, поставило в привилегированное положение относительно конкурентов СДП, чем монополизировало указанный рынок и полностью устранило из него конкуренцию. Действия Минюста является нарушением конкурентного законодательства, предусмотренного абзацем 7 ч. 2 ст. 15 Закона о защите экономической конкуренции.

Одной из причин совершения органами власти, органами местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля антиконкурентных действий является объединение ими властных полномочий и хозяйственных функций, которое закреплено законодательными актами и, поскольку имеет объективную основу в переходный период, не может быть быстро устранен государством.



Назад