Электронная онлайн библиотека

 
 Конкурентное право Украины

1. Основные понятия


Переход к рыночной экономике тесно связан с созданием эффективной конкурентной среды, предупреждением монополизации товарных рынков как при приватизации, так и при приобретении долей, паев (акций) на первичном или вторичном рынке.

Для предупреждения и прекращения негативных последствий в процессе рыночных преобразований в государстве была создана система контроля за экономической концентрацией (слиянием) субъектов хозяйствования.

Конкурентное право Украины регулирует такие виды концентрации субъектов хозяйствования (далее - концентрация).

1) Слияние субъектов хозяйствования или присоединении одного субъекта хозяйствования к другому;

2) Приобретение непосредственно или через других лиц контроля одним или несколькими субъектами хозяйствования над одним или несколькими субъектами хозяйствования или частями субъектов хозяйствования, в частности, путем:

а) непосредственного или опосредованного (через других лиц) приобретение, получение в собственность иным способом активов в виде целостного имущественного комплекса или структурного подразделения субъекта хозяйствования, получение в управление, аренду, лизинг, концессию или получение иным способом права пользования активами в виде целостного имущественного комплекса или структурного подразделения субъекта хозяйствования, в частности приобретение активов субъекта хозяйствования, который ликвидируется;

б) назначение или избрание на должность руководителя, заместителя руководителя наблюдательного совета, правления, другого надзорного или исполнительного органа субъекта хозяйствования лица, которое уже занимает одну или несколько из перечисленных должностей в других субъектах хозяйствования, или создание ситуации, при которой более половины должностей членов наблюдательного совета, других надзорных или исполнительных органов двух или более субъектов хозяйствования занимают одни и те же лица;

в) создание субъекта хозяйствования двумя и более субъектами хозяйствования, который длительный период самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность, и при этом указанное создания приводит к координации конкурентного поведения между субъектами хозяйствования, которые создали этот субъект хозяйствования, или между ними и новообразованным субъектом хозяйствования;

3) Непосредственное или опосредованное (через других лиц) приобретение, получение в собственность иным способом или получения в управление долей (акций, паев), которые обеспечивают достижение или превышение 25 или 50 процентов голосов в высшем органе управления соответствующего субъекта хозяйствования.

Частью 3 ст. 22 Закона о защите экономической конкуренции отмечены случаи, которые не подпадают под концентрацию. Прежде всего к ним относится создание субъекта хозяйствования, целью или следствием создания которого является осуществление координации конкурентного поведения между субъектами хозяйствования, которые создали указанный субъект хозяйствования, или между ними и новообразованным субъектом хозяйствования. Такое создание, а также внесение изменений в учредительные документы, на основании которых создаются субъекты хозяйствования, объединения, рассматриваются как согласованные действия в соответствии со ст. 5 Закона о защите экономической конкуренции.

Не является концентрацией приобретение долей (акций, паев) субъекта хозяйствования лицом, основным видом деятельности которой является проведение финансовых операций или операций с ценными бумагами, если это приобретение осуществляется с целью их дальнейшей перепродажи при условии, что указанное лицо не участвует в голосовании в вышестоящем органе или других органах управления субъекта хозяйствования. В таком случае последующая перепродажа должен быть осуществлен в течение одного года со дня приобретения долей (акций, паев). По ходатайству указанных лиц с обоснованием невозможности осуществления последующей перепродажи органы Комитета могут принять решение о продлении этого срока.

Не считаются концентрацией действия, которые осуществляются между субъектами хозяйствования, связанными отношениями контроля, в случаях, предусмотренных п. 2.1 Положения о концентрацию, кроме случаев приобретения такого контроля без получения разрешения АМКУ, если необходимость получения такого разрешения предусмотрено законом; а также приобретение контроля над субъектом хозяйствования или его частью, в том числе благодаря праву управления и распоряжения его имуществом арбитражным управляющим, служебной или должностным лицом органа государственной власти.

В конкурентном праве существует понятие опосредованного (через других лиц) приобретение иным способом в собственность, получении в управление долей (акций, паев), активов (имущества) в виде целостного имущественного комплекса субъекта хозяйствования или его структурного подразделения, которое является приобретением одним юридическим или физическим лицом возможности влиять на реализацию прав, вытекающих из владения или управления (пользования) долями (акциями, паями), активами (имуществом) другого юридического лица благодаря: во-первых, наличия контроля над лицами, которые приобретают в собственность или получают в управление (пользования) указанные доли (акции, паи), активы (имущество); во-вторых, наличии или появлении контроля над теми юридическими лицами, которые владеют или управляют (пользуются) указанными долями (акциями, паями), активами (имуществом); или же объединению указанных условий.

Например, ОАО «Втормет» владеет пакетом акций в размере 70% ООО «Альфа», которое владеет пакетом акций ООО «Цветмет» в размере 50%. Таким образом, ОАО «Втормет» косвенно осуществляет контроль над ООО «Цветмет».

 

15

Опосредованный контроль возможен в различных видах концентрации, в том числе за счет объединения должностей. Так, например, председатель правления ОАО «Машзавод» Сидоров И. занимает должность председателя наблюдательного совета ОАО «Южмаш», которое владеет пакетом акций АОЗТ «Химик». Следовательно, имеет место опосредованный контроль со стороны физического лица над АОЗТ «Химик».

Недружественное приобретение, получение иным способом в собственность, получении в управление (пользования) является приобретением иным способом в собственность, получении в управление (пользование) долей (акций, паев), которые обеспечивают достижение или превышение 25, 50 процентов голосов в высшем органе управления субъекта хозяйствования у лиц, которые не осуществляют контроль над ним, при отказе этого субъекта хозяйствования предоставить заявителю (уполномоченному им лицу) информацию, необходимую для получения разрешения органов антимонопольного Комитета.

Примером недружественного приобретения в собственность могут служить отдельные случаи приватизации государственных предприятий без участия трудовых коллективов, когда последние отказывались предоставлять лицу, что намерен сделать приобретение, информацию, необходимую для получения согласия органов Комитета.

В соответствии со ст. 21 Закона о защите экономической конкуренции антимонопольными органами осуществляется предварительный контроль за концентрацией. Регулируется он Положением о порядке подачи заявлений в АМКУ о предварительном получении разрешения на концентрацию субъектов хозяйствования (Положение о концентрации), утвержденным распоряжением Комитета от 19 февраля 2002 г. № 33-р.

Положение устанавливает порядок подачи заявлений в АМКУ о предварительном получении разрешения АМКУ или административной коллегии АМКУ на концентрацию субъектов хозяйствования, а также их рассмотрения и получения заключений по вопросам концентрации субъектов хозяйствования.

Порядок получения разрешения органов Комитета на поглощение одного субъекта хозяйствования другим путем приобретения контрольного пакета акций субъектов хозяйствования в процессе приватизации регламентируется Положением о порядке получения разрешения АМКУ на поглощения субъектов хозяйствования в процессе приватизации, утвержденным распоряжением Комитета от 21 июня 1994 г. № 8-р и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 5 июля 1994 г. под № 148/357, кроме случаев, определенных законодательством.

Порядок получения разрешения органов Комитета на создание холдинговых компаний в процессе корпоратизации и приватизации регламентируется: Положением о порядке получения разрешения АМКУ на создание холдинговых компаний в процессе корпоратизации и приватизации, утвержденным распоряжением Комитета от 21 июня 1994 г. № 6-р и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 5 июля 1994 г. под № 150/359; Положением о порядке согласования с АМКУ проектов учредительных документов и планов размещения акций холдинговых компаний, создаваемых в процессе корпоратизации и приватизации, утвержденным распоряжением Комитета от 21 июня 1994 г. №7-р и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 5 июля 1994 г. под № 149/358; Положением о порядке подтверждения АМКУ наличии контрольного пакета акций, утвержденным распоряжением Комитета от 21 июня 1994 г. № 9-р и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 5 июля 1994 г под № 147/356.

Порядок уведомления Комитета, территориального отделения о приобретении ценных бумаг инвестиционными фондами и инвестиционными компаниями, а также о заключении инвестиционным руководителем договора управления активами инвестиционных фондов и компаний регулируется Положением об особенностях контроля за соблюдением антимонопольного законодательства инвестиционными фондами и инвестиционными компаниями, утвержденным распоряжением Комитета от 18 ноября 1994 г. № 13-р и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 9 декабря 1994 г. под № 297/507 (с изменениями и дополнениями).



Назад