Электронная онлайн библиотека

 
 Конкурентное право Украины

5. Порядок рассмотрения заявлений (дел) о концентрации


Комитет или административная коллегия Комитета предоставляют субъектам хозяйствования, органам власти, органам местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля на основании заявления о предоставлении предварительных выводов и приложенной к нему информации предварительные выводы о концентрации.

Срок рассмотрения заявлений о предоставлении предварительных выводов относительно концентрации составляет один месяц.

Предварительные заключения соответствующего органа Комитета предоставляются в форме письма, в котором указывается:

- возможность предоставления разрешения на концентрацию;

- возможность отказа в предоставлении разрешения на концентрацию;

- необходимость или отсутствие необходимости получения разрешения на концентрацию;

- недостаточность информации для кого-какому выводу.

Получение предварительных выводов относительно концентрации не освобождает участников концентрации, органы власти, органы местного самоуправления, органы административно-хозяйственного управления и контроля от необходимости обратиться в Комитет с заявлением о предоставлении разрешения на концентрацию.

Предварительные выводы предоставляются исключительно на основании предоставленной заявителем информации.

Орган Комитета предоставляет арендодателю в случаях, предусмотренных законодательством, выводы о возможности аренды и условия договора аренды в течение пятнадцати дней после поступления присланных ему материалов и посылает арендодателю выводы о возможности аренды и условия договора аренды в соответствии со ст. 9 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества».

Комитет или административная коллегия Комитета рассматривает заявление о предоставлении разрешения на концентрацию в течение тридцати дней со дня принятия его к рассмотрению соответствующим органом АМКУ.

Заявление считается принятым к рассмотрению после пятнадцати дней со дня его поступления, если на протяжении этого времени государственный уполномоченный Комитета не вернул заявителю заявление с сообщением, что она и другие документы не соответствуют установленным Комитетом требованиям и это препятствует его рассмотрению.

Заявление остается без рассмотрения в случае поступления от заявителя ходатайства об отзыве заявления, о чем принимается решение соответствующих органов Комитета. Оставление заявления без рассмотрения не лишает заявителя права обратиться в Комитет с повторным заявлением.

В случае недружественного приобретения, если участник концентрации отвечает отказом другому участнику концентрации - заявителю в предоставлении документов и другой информации, необходимой для рассмотрения Комитетом или административной коллегией Комитета заявления, государственный уполномоченный Комитета на основании обращения заявителя принимает решение о предоставлении участником концентрации такой информации в определенный срок. О принятом решении сообщается заявителю. Заявление считается принятым к рассмотрению после получения всей информации, предусмотренной настоящим решением. До поступления указанной информации заявление остается без движения.

Заявление без приложенных документов, которые подтверждают плату за ее подачу, остается без движения на протяжении тридцати дней, о чем заявителю сообщается в письменном виде.

При отсутствии оснований для запрета концентрации Комитет или административная коллегия Комитета принимает решение о предоставлении разрешения на концентрацию.

В случае выявления оснований для запрета концентрации, а также в случае необходимости проведения сложного углубленного исследования или экспертизы соответствующие органы Комитета начинают рассмотрение дела о концентрации, о чем принимается распоряжение и письменно сообщается лицу, подавшему заявление. Вместе с уведомлением о начале рассмотрения дела направляется перечень информации, которую заявитель должен предоставить для принятия органами Комитета решения по делу.

Срок рассмотрения дела о концентрации не должен превышать трех месяцев. Течение срока начинается со дня предоставления заявителем информации в полном объеме. Если в течение срока рассмотрения дела органами Комитета решение не принято, считается, что на концентрацию предоставлено разрешение, о чем орган Комитета, который рассматривал дело, может уведомить заявителя.

Рассмотрение дела прекращается в случае невозможности ее рассмотрения до решения органом Комитета, судом, хозяйственным судом связанной с ней другого дела или до решения государственным органом связанного с ней другой вопрос. О прекращении рассмотрения дела и его восстановление органами Комитета принимается распоряжение, о чем сообщается заявителю.

Органы Комитета восстанавливают рассмотрение дела после устранения обстоятельств, которые обусловили его прекращения.

Течение срока рассмотрения дела приостанавливается со дня прекращения рассмотрения дела. Со дня возобновления рассмотрения исчисления срока рассмотрения дела продолжается.

По результатам рассмотрения дел о концентрации принимается решение:

- о предоставлении разрешения на концентрацию, согласование изменений в учредительные документы хозяйственных обществ, объединений или запрет концентрации (компетенция только Комитета);

- о предоставлении разрешения на концентрацию, согласование изменений в учредительные документы хозяйственных обществ, объединений (административная коллегия Комитета).

В решении указываются результаты рассмотрения дела по существу (предоставления разрешения на концентрацию или отказ в предоставлении разрешения на концентрацию, в частности предоставления разрешения или отказ в предоставлении разрешения арендодателю на аренду целостного имущественного комплекса предприятия или его структурного подразделения, который находится в государственной, коммунальной собственности или принадлежит Автономной Республике Крым), приводятся мотивы решения, выводы относительно условий договора аренды, отмечаются действия, которые заявитель должен выполнить или от которых должен воздержаться (Приложение 5).

Наиболее сложные решения принимаются по делам об отказе в предоставлении разрешения на концентрацию, поскольку они требуют значительного сбора информации и углубленного изучения рынка. Примером может служить дело в отношении ЗАО «Сармат» (г. Донецк), которое обратилось с заявлением о предоставлении разрешения на приобретение акций ЗАО «Оболонь», что обеспечивает превышение 50 голосов в высшем органе управления эмитента.

Инвестиционной компанией «Керамет-инвест» на основании договора комиссии с ЗАО «Сармат» было куплено у физических лиц - акционеров ЗАО «Оболонь» пакет акций, который составляет 11 процентов уставного фонда ЗАО «Оболонь». Перерегистрация права собственности на указанный пакет акций произведена не была.

По информации, предоставленной участниками концентрации, основным видом деятельности ЗАО «Сармат» и ЗАО «Оболонь» является производство пива и безалкогольных напитков.

ЗАО «Сармат» и связанные с ним отношениями контроля субъектов хозяйствования действуют на общегосударственных рынках пива и безалкогольных напитков, на которых не занимает монопольного (доминирующего) положения.

ЗАО «Оболонь» и связанные с ним отношениями контроля субъектов хозяйствования (далее - группа ЗАО «Оболонь») действуют на общегосударственных рынках пива и безалкогольных прохладительных напитков, на которых не занимает монопольного (доминирующего) положения.

Совокупные доли ЗАО «Сармат» и группы ЗАО «Оболонь» на общегосударственном рынке безалкогольных прохладительных напитков незначительны и составляют соответственно 22 и 15,1 процента.

В соответствии со ст. 1 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» в случае осуществления заявленного приобретение субъектом хозяйствования необходимо будет рассматривать группу субъектов хозяйствования в составе групп ЗАО «Сармат» и ЗАО «Оболонь».

То есть осуществления заявленной концентрации обеспечит группе субъектов хозяйствования в составе ЗАО «Сармат» и ЗАО «Оболонь» совокупную долю на общегосударственном рынке пива, которая превышает 35 процентов. При этом в случае полного использования имеющихся производственных мощностей совокупная доля данной группы превысит 40 процентов

Согласно части второй ст. 12 Закона о защите экономической конкуренции монопольным (доминирующим) положением считается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке товара превышает 35 процентов, если он не докажет, что подвергается значительной конкуренции.

Достижения монопольного (доминирующего) положения на рынке товара в соответствии со ст. 1 Закона украины «О защите экономической конкуренции» определяется как монополизация.

На сообщение Комитета по приобретению в случае осуществления заявленной концентрации субъектом хозяйствования в составе групп ЗАО «Сармат» и ЗАО «Оболонь» монопольного (доминирующего) положения на общегосударственном рынке пива ЗАО «Сармат» не предоставило Комитета какой-либо информации или доказательства того, что в результате осуществления заявленной концентрации группа субъектов хозяйствования в составе групп ЗАО «Сармат» и ЗАО «Оболонь» подвергнется значительной конкуренции на рынке со стороны других субъектов хозяйствования.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела было доказано, что группа субъектов хозяйствования в составе групп ЗАО « Сармат » и ЗАО «Оболонь» благодаря осуществлению заявленной концентрации вступит монопольного (доминирующего) положения на общегосударственном рынке пива.

На общегосударственном рынке пива в Украине доминируют 4 группы предприятий: ЗАО «Оболонь», ЗАО «Сармат», компания «Интербрю РГН» и компания «В.В.Н.», которые производят 87 процентов общего объема пива, что дает основание считать рынок пива высококонцентрированным.

При этом ЗАО «Оболонь» реализует свою продукцию во всех регионах Украины, а также экспортирует пиво и имеет наибольшую долю в экспорте пива среди других пивзаводов. Пиво марки «Оболонь» имеет постоянный спрос и имидж во всей Украине.

В результате осуществления заявленной концентрации будет устранен из общегосударственного рынка пива самостоятельно действующий мощный субъект хозяйствования и конкурент ЗАО «Сармат» - ЗАО «Оболонь», что существенно повысит уровень концентрации общегосударственного рынка пива. То есть будет существенно ограничена конкуренция на указанном рынке.

Следовательно, приобретение ЗАО «Сармат» акций ЗАО «Оболонь», что обеспечивает превышение 50% голосов в высшем органе управления эмитента, приведет к монополизации общегосударственного рынка пива, существенному ограничению конкуренции на указанном рынке.

Учитывая изложенное, АМКУ принял запретить ЗАО «Сармат» (г. Донецк) приобретение акций ЗАО «Оболонь» (г. Киев), что обеспечивает превышение 50% голосов в вышестоящем органе управления эмитента.

Необходимо отметить, что в случае отказа в предоставлении разрешения на концентрацию в решении могут быть предложены действия или обязательства, при условии выполнения которых Комитет, административная коллегия Комитета будут иметь основания для предоставления разрешения на концентрацию.

Решения органов АМКУ о предоставлении разрешения на концентрацию может быть обусловлено выполнением участниками концентрации определенных требований и обязательств, которые устраняют или смягчают отрицательное влияние концентрации на конкуренцию. Такие условия и обязательства могут касаться, в частности, ограничений относительно управления, пользования или распоряжения имуществом, а также обязательств субъекта хозяйствования выполнить отчуждения имущества.

Рассмотрим пример, когда ООО «Укрнафта» обратилось в АМКУ с заявлением о предоставлении разрешения на концентрацию путем получения в аренду от различных предприятий целостных имущественных комплексов в виде 150 автозаправочных станций (АЗС) в 8 городах Украины.

ООО «Укрнафта» осуществляет свою деятельность на рынке розничной реализации автомобильных масел и планировало осуществлять розничную реализацию светлых нефтепродуктов и дизельного топлива через сеть арендованных АЗС. На момент подачи заявления оно связано отношениями контроля с предприятием ОАО «Укройл» и ОАО «Арсенал» путем владения контрольными пакетами акций, а с ОАО «Славойл» - путем совмещения должностей (председатель правления ООО «Укрнафта» является председателем наблюдательного совета ОАО «Славойл»).

Указанные предприятия осуществляют свою деятельность на рынке розничной реализации светлых нефтепродуктов и дизельного топлива через собственные АЗС. Территориальными пределами рынке розничной реализации светлых нефтепродуктов и дизельного топлива исходя из потребительских свойств товара является города и трассы.

ОАО «Славойл» в одном из городов имеет в собственности 8 АЗС с долями на рынке по объемам реализации светлых нефтепродуктов и дизельного топлива около 20 процентов при общем количестве АЗС в городе - 21. ООО «Укрнафта» в этом городе планирует получить в аренду от других предприятий 10 АЗС с долями на рынке по объемам реализации светлых нефтепродуктов и дизельного топлива около 25 процентов, то есть тогда общая доля на рынке ООО «Укрнафта» будет превышать 35 процентов. Таким образом, аренда ООО «Укрнафта» указанных АЗС в городе с учетом его отношений с ОАО контроля «Славойл» приведет к монополизации рынка розничной реализации светлых нефтепродуктов и дизельного топлива в городе.

По результатам анализа изменения структуры рынков розничной реализации светлых нефтепродуктов и дизельного топлива по другим городам и трассам Украины, где ООО «Укрнафта» планировало получить в аренду АЗС, признаков монополизации указанных рынков не обнаружено.

Антимонопольным комитетом было предоставлено разрешение ООО «Укрнафта» на концентрацию путем получения в аренду от различных предприятий целостных имущественных комплексов в виде 150 АЗС в 8 городах Украины при условии, что до начала осуществления деятельности на рынке розничной реализации светлых нефтепродуктов и дизельного топлива в городе председатель правления ООО «Укрнафта» выйдет из состава наблюдательного совета ОАО «Славойл».

Решение о предоставлении разрешения на концентрацию может быть предоставлено на неопределенный или конкретно определенный срок, который, как правило, не должен превышать пяти лет.

Концентрация должна быть осуществлена в течение года со дня принятия решения о предоставлении разрешения на концентрацию, если больший срок не определен в решении. Если концентрация в этот срок не осуществлена, участники должны подать новое заявление о получении разрешения органов Комитета на концентрацию.

Рассмотрение дела о концентрацию субъектов хозяйствования подлежит закрытию без принятия решения по существу дела в случае: поступления от заявителя ходатайства об отзыве заявления или о прекращении рассмотрения дела; непредоставления заявителем информации в установленный органами Комитета срок, если отсутствие такой информации препятствует рассмотрению дела. Закрытие рассмотрения дела не лишает заявителя права обратиться в Комитет с новым заявлением о предоставлении разрешения на концентрацию.

Решение о предоставлении разрешения на создание субъекта хозяйствования, который является хозяйственным обществом или объединением, одновременно является решением о согласование учредительных документов соответствующего хозяйственного общества, объединения.

В ходе рассмотрения дела о концентрации служащие Комитета, отделение собирают и анализируют документы и сведения, исследуют рынок, получают устные и письменные объяснения должностных лиц и граждан, организуют проведение экспертиз, выносят на рассмотрение представления с выводами по делу.

Комитет или административная коллегия Комитета предоставляют разрешение на концентрацию в случае, если она не приводит к монополизации или существенному ограничению конкуренции на всем рынке или в значительной его части.

Кабинет Министров Украины может позволить концентрацию, на осуществление которой Комитет не дал разрешения, если положительный эффект для общественных интересов указанной концентрации преобладает негативные последствия ограничения конкуренции в порядке, определенном Постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2002г. № 219 «Об утверждении Порядка предоставления Кабинетом Министров Украины разрешения на согласованные действия, концентрацию субъектов хозяйствования».

Концентрация в процессе приватизации может быть запрещена в случае, если она приводит к монополизации или существенному ограничению конкуренции на всем рынке или в значительной его части.

Копия после принятия решения высылается заявителю в десятидневный срок со дня его принятия.



Назад