Электронная онлайн библиотека

 
 Конкурентное право Украины

1. Порядок подготовки проведения проверок


Процессуальные нормы непосредственно регулируют порядок рассмотрения заявлений (дел) и является важной составной частью конкурентного права Украины. Они охватывают взаимоотношения трех участников процесса - заявителя, ответчика и органа Антимонопольного комитета Украины. Обоснованность процессуальных норм обеспечивает эффективную защиту не только правил конкуренции, но и интересы сторон в ходе рассмотрения заявлений и дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции.

Организационно-правовые вопросы проведения проверок содержатся в «Положении о порядке проведения проверок соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции», утвержденном распоряжением АМКУ от 25 декабря 2001 года № 182-р.

Положение определяет порядок проведения уполномоченными работниками АМКУ и его территориальных отделений плановых и внеплановых выездных проверок соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции при осуществлении хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования и при реализации полномочий органами власти, органами местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля.

Плановой выездной проверкой считается проверка объектов проверки, которая проводится по их местонахождению или по их местонахождению обособленного структурного подразделения и предусмотрено планами работы АМКУ. Такая проверка одного и того же объекта проверки проводится по приказу председателя Комитета или председателя отделения не чаще одного раза в течение календарного года.

Плановые выездные проверки соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции проводятся при условии, если субъектам хозяйствования не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения указанной проверки направлено письменное уведомление с указанием даты ее проведения.

Внеплановой выездной проверкой считается проверка, которая не предусмотрена планами работы Комитета, отделения и может проводиться без предварительного письменного уведомления. Внеплановая проверка проводится в соответствии с приказом председателя Комитета или председателя отделения. Основаниями для проведения внеплановой проверки может служить: поручение Президента Украины, Кабинета Министров Украины; заявления субъектов хозяйствования, граждан, объединений, учреждений, организаций о нарушении их прав в результате действий или бездействия, установленных Законом о защите экономической конкуренции; а также представлению органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля, специальных органов по борьбе с организованной преступностью.

Кроме того, внеплановая проверка может быть осуществлена в случае непосредственного обнаружения государственными служащими Комитета, отделение признаков нарушения объектом проверки законодательства о защите экономической конкуренции или поступления от заявителя ходатайство о возможности возникновения негативных последствий, связанных с подачей заявления, и с целью защиты его интересов; в случае выявления недостоверности данных, заявленных объектом проверки в документах, предоставленных на обязательный запрос органа Комитета, председателя отделения, или же в случае подачи объектом проверки в установленном порядке жалобы о нарушении законодательства должностными лицами Комитета, отделение во время проведения плановой или внеплановой выездной проверки.

Внеплановая проверка возможна в случае возникновения необходимости в проверке данных, полученных от лица, которое имело правовые отношения с объектом проверки, если он не предоставит объяснений и их документального подтверждения на обязательный запрос органа Комитета, в течение трех рабочих дней со дня получения запроса относительно соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции.

Комитет, председатель Комитета вправе принять решение о повторной проверки соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции объектом проверки только в том случае, если в отношении уполномоченных работников Комитета, его отделения, которые проводили плановую или внеплановую проверку указанного объекта проверки, начато служебное расследование или возбуждено уголовное дело.

Формирование ежегодных проектов планов-графиков проведения плановых выездных проверок соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции объектами проверки осуществляется соответствующими структурными подразделениями Комитета, его отделениями в соответствии с Положением о проверке.

При формировании перечней субъектов хозяйствования, которые подлежат проверке, учитываются определенные Комитетом приоритетные направления деятельности (например, контроль за жилищно-коммунальными услугами, услугами по приему, первичной обработкой и хранением зерна; производством хлеба и хлебобулочных изделий), положение на рынке, рост цен в отдельных отраслях экономики и другие факторы.

В перечни не включаются субъекты хозяйствования, которые были включены в планы проверок на второе полугодие текущего года, а также проверки, которые начаты в текущем году, а также малые и средние предприятия (если они не занимают монопольного положения на рынке).

В случае необходимости антимонопольные органы готовят и согласовывают проекты приказов о привлечении в установленном порядке в состав комиссий по проверке представителей соответствующих министерств, других центральных органов власти, контролирующих органов.

Основными задачами проверок являются:

- осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции;

- своевременное предупреждение, выявление и пресечение действий, имеющих признаки нарушения законодательства о защите экономической конкуренции, устранение причин возникновения этих нарушений и условий, им способствующих, а в случае, если нарушение прекращено, то принятия мер для устранения последствий этих нарушений;

сбор доказательств по заявлениям и делами о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции.

Решение о проведении проверки принимается председателем Комитета, председателем отделения. Для проведения проверки по приказу председателя Комитета, председателя отделения, по распоряжению органа Комитета создается Комиссия по проверке (в дальнейшем - Комиссия) в составе не менее двух специалистов.

В каждом конкретном случае сроки проведения проверки и состав Комиссии по проверке определяется с учетом объекта проверки и ожидаемого объема работы, необходимой для выполнения поставленной задачи. В случае необходимости по представлению председателя Комиссии продлении сроков проведения проверки осуществляется председателем Комитета, председателем отделения, органом Комитета, которые принимали решение о проведении проверки.

Персональный состав Комиссии, ее председатель, заместитель и сроки проведения проверки утверждаются приказом председателя Комитета, председателя отделения, распоряжением органа Комитета с делегированием Комиссии соответствующих полномочий по проведению проверки. В случае необходимости персональный состав Комиссии может быть изменен по приказу председателя Комитета или председателя отделения.

Председатель Комиссии обеспечивает сообщение руководителя объекта проверки не менее чем за 10 календарных дней до дня его проведения; организует работу Комиссии, определяет круг вопросов, подлежащих проверке, исходя из того, есть ли проверка плановой или внеплановой; распределяет между членами Комиссии конкретные задания для проверки.

Для проведения проверки готовятся следующие документы: приказ (распоряжение) о проведении проверки и создания Комиссии; план проведения проверки; поручения председателя Комитета, государственного уполномоченного Комитета, председателя отделения о делегировании соответствующих полномочий по проведению проверки.

План проведения проверки составляется председателем Комиссии и утверждается органом, должностным лицом, что издал приказ (распоряжение) о проведении проверки и создания Комиссии, и должен содержать: определение задач проверки; круг вопросов, которые необходимо выяснить в ходе проверки; сроки проверки.

Содержание плана проверки отличается в зависимости от объекта проверки, отраслевой специфики деятельности субъекта хозяйствования, полномочий органов власти, местного самоуправления и контроля. Примерный перечень вопросов, которые исследуются при проверке субъектов хозяйствования, приведены в схеме 8.1.

Схема 8.1

Утверждаю:

                                       Председатель областного территориального отделения

Антимонопольного комитета Украины

Ф.И.О. _______ дата (месяц, год)

ПЛАН

проведение проверки соблюдения открытым

акционерным обществом по газоснабжению

и газификации «Горгаз» требований законодательства

о защите экономической конкуренции

Проверка соблюдения открытым акционерным обществом по газоснабжению и газификации «Горгаз» требований законодательства о защите экономической конкуренции проводится за время его работы в 2002-2003 годах.

Срок проведения проверки с 08.11.2003 г. до 09.12.2003 г.

Во время проведения проверки необходимо провести анализ такой информации (в том числе с ограниченным доступом):

1. Учредительные документы ОАО «Горгаз».

2. Сведения о структуре ОАО «Горгаз».

3. Сведения об отношениях контроля.

4. Протоколы общих собраний акционеров (участников) и заседаний правления, наблюдательного совета, исполнительного надзорного органа ОАО «Горгаз».

5. Сведения об основных видах деятельности объекта проверки с данными об объемах произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) с конкретной расшифровкой этих видов и их доли на соответствующем товарном рынке.

Анализируются протоколы совещаний, протоколы общих собраний акционеров (участников) и заседаний правления, наблюдательного совета, исполнительного и наблюдательного органов субъекта хозяйствования, входящая и исходящая документация, учитывая тексты факсов и телефонограмм, материалы делопроизводства всех подразделений объекта проверки; приказы, распоряжения, резолюции руководства объекта проверки; просматриваются перечни всех предприятий, организаций, финансовых учреждений и других юридических лиц в Украине и за ее пределами, в которых субъект хозяйствования владеет долями (акциями, паями), которые дали бы возможность проверить соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции в процессе концентрации, а также выявить отношения контроля; перечни всех предприятий, организаций, с учетом дочерних, основанных субъектами хозяйствования с целью проведения деятельности относительно снабжения или сбыта, с учетом дилерской и дистрибьюторской деятельности; перечни акционеров (участников) субъекта хозяйствования.

В случае необходимости уточняется информация о акционеров (участников) субъекта хозяйствования, которые имеют в собственности или в управлении 10 и более процентов акций этого эмитента.

Далее анализируются сведения об основных видах деятельности субъекта хозяйствования с данными об объемах произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) с конкретной расшифровкой этих видов и их доли на соответствующем товарном рынке, а также сведения об ассортименте продукции и ее себестоимость.

Комиссия может потребовать любые другие фактические данные, которые позволяют установить наличие или отсутствие нарушений со стороны субъекта хозяйствования. Последний обязан предоставить полную, всестороннюю и объективную информацию по всем вопросам, которые включает план проведения проверки.

Содержание проверки органов власти, местного самоуправления и контроля, круг вопросов, включаемых в план, существенно отличаются от проверки субъектов хозяйствования (см. рис . 8.2):

Схема 8.2

Утверждаю:

Председатель областного территориального отделения

Антимонопольного комитета Украины

П. И. Б. _________________________

« _ » __________________200_ год

ПЛАН

проведение проверки соблюдения законодательства

о защите экономической конкуренции городским советом

и ее исполнительным комитетом

Проверку провести за время деятельности с 01.01.2002 г. по 01.01.2004 г.

Срок проведения проверки с 30.09.2004 г. по 01.11.2004 г.

В процессе проведения проверки необходимо пересмотреть и провести анализ таких документов и направлений деятельности:

1. Решение городского совета.

2. Протоколы сессий городского совета.

3. Распоряжение городского головы.

4. Решение исполнительного комитета городского совета.

5. Материалы работы и решения комиссий, комитетов и межведомственных рабочих групп.

6. Процедура определения субъектов хозяйствования, которым предоставляется право осуществлять определенные виды хозяйственной деятельности в случаях, если количество таких субъектов хозяйствования ограничена.

7. Процедура работе тендерных комиссий, комитетов.

8. Протоколы заседаний и решения конкурсных и тендерных комиссий и комитетов.

9. Мероприятия по выполнению программ социально-экономического развития, поддержка малого предпринимательства.

10.Матеріали выполнения Указа Президента Украины «Об основных направления конкурентной политики на 2002 - 2004 годы».

11.Договори с органами власти, органами местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля, субъектами хозяйствования.

12.Порядок выдачи разрешительных документов.

13.Матеріали по регулированию тарифов, предоставлению дотаций.

14.Документи по регистрации субъектов предпринимательской деятельности.

15.Матеріали рассмотрения обращений граждан.

16.Листування с органами власти, органами местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля, субъектами хозяйствования (входящая, исходящая документация, в частности факсы, телефонограммы).

17. Другие любые фактические данные, которые в соответствии со ст. 41 Закона Украины о защите экономической конкуренции дают возможность установить наличие или отсутствие нарушения.

Комиссии должна быть предоставлена полная и объективная информация по всем вопросам, которые содержит план проведения проверки.

Комиссия, в случае необходимости, получает должным образом заверенные копии (ксерокопии) документов (выписки из документов), справки, а также письменные объяснения, заверенные подписью руководителя, его заместителя или руководителей соответствующих служб объекта проверки.

План проведения проверки составлен в соответствии с Положением о порядке проведения проверок соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции, утвержденного распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 25.12.2001 г. № 182-р, зарегистрированного Министерством юстиции Украины 13.02.2002 г. № 139/6427.

Председатель комиссии__________________ Ф.И.О.

 

Устные объяснения служебных или должностных лиц объекта проверки, которые содержат данные, свидетельствующие о наличии или отсутствии нарушения, фиксируются в протоколе, составленном Комиссией и подписанном членами Комиссии и лицом, которая дала объяснение.

В протоколе указываются дата и место его составления, полное и сокращенное наименование объекта проверки, фамилии, имена, отчества и должности членов Комиссии по служебной проверки или должностного лица объекта проверки, которое дало устные объяснения, краткое изложение причин, в связи с которым даны объяснения, полное изложение объяснений. Перед подписью лица, которая дала объяснение, она должна сделать собственноручная запись следующего содержания: «Прочитал (а), с моих слов записано верно». В случае отказа лица подписать протокол, об этом указывается в протоколе.

Если указанное лицо считает необходимым уточнить данные объяснения или объяснить причины отказа от подписания протокола, это лицо имеет право собственноручно сделать это на том же протоколе или отдельно, что должно быть приложено к протоколу. После чего протокол подписывают члены Комиссии.

В ходе проведения проверки Комиссия, в случае необходимости, получает должным образом заверенные копии (ксерокопии) документов (выписки из документов), справки, а также письменные объяснения, заверенные подписью руководителя, его заместителя или руководителей соответствующих служб объекта проверки.

Положением о проверке предусмотрено, что в случае выявления признаков нарушения законодательства о защите экономической конкуренции председатель Комиссии, члены Комиссии имеют право изъять доказательства. Основанием для этого служит то, что доказательства этих нарушений не были предоставлены и существует достаточно оснований полагать, что документы, предметы или другие носители информации, которые могут быть доказательствами или источником доказательств по делу, находятся в определенном месте; существует угроза, что соответствующие документы, предметы или носители информации могут быть уничтожены.

Изъятие письменных и вещественных доказательств, в частности документов, предметов или носителей информации, которые могут быть доказательствами или источниками доказательств по делу о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, осуществляется по решению суда на основании распоряжения уполномоченного государственного Комитета или председателя территориального отделения. Распоряжение должно содержать полномочия председателя и членов Комиссии изымать письменные и вещественные доказательства.

В случае, если изъять доказательства нет возможности, председатель Комиссии, члены Комиссии при наличии полномочий, предоставленных в соответствии государственным уполномоченным Комитета или председателем отделения, накладывают согласно решению суда арест на предметы, документы, иные носители информации, которые могут быть доказательствами или источником доказательств по делу.

Изъятие или наложение ареста на имущество, предметы, документы, другие носители информации проводится в рабочее время независимо от местонахождения, в частности в служебных помещениях и транспортных средствах, принадлежащих субъекту хозяйствования, на рабочих местах работников.

Во время подготовки к проверке запрос относительно предоставления информации может быть направлен по почте с уведомлением о его вручении адресату.

В ходе проверки в случае непредставления информации, несвоевременного представления должностными лицами информации или предоставление заведомо недостоверной информации АМКУ и его территориальным отделением председатель Комиссии должен составить протокол об административном правонарушении и доложить об этом руководству Комитета или отделения.

Результаты проверки члены Комиссии оформляются в виде справки, которая должна содержать анализ, выводы и предложения по всем вопросам, которые проверялись. На основании ее председатель Комиссии готовит итоговые материалы и составляет акт проверки в двух экземплярах.

В акте должны быть указаны результаты проверки по всем вопросам, предусмотренных планом проведения проверки; объективная оценка деятельности объекта проверки относительно соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции, наличие или отсутствие признаков его нарушений; предложения об открытии дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, внесение рекомендаций или др.

Акт подписывает председатель Комиссии и ее члены, руководитель объекта проверки, а в случае необходимости и другие ответственные работники объекта проверки.

Один экземпляр акта в срок не более пяти рабочих дней после завершения проверки вручается под расписку на первом экземпляре акта (направляется в установленном порядке) руководителю объекта проверки, а в случае его отсутствия - сдается в канцелярию под расписку в акте с указанием фамилии и должности работника, принявшего акт, или отправляется заказным письмом с почтовым подтверждением о вручении почтового отправления.

В случае необходимости председатель Комиссии вносит предложение о предварительном коллегиальное обсуждение акта проверки.

Как правило, по мере выявления существенных нарушений законодательства, злоупотреблений и недостатков руководство объекта проверки, не дожидаясь окончания проверки, принимает меры к устранению выявленных нарушений.

В случае отказа руководителя объекта проверки от подписания акта о результатах проверки, служебные лица, которые осуществили проверку, свидетельствуют это соответствующей записью и своими подписями в конце акта.

При наличии возражений или замечаний по акту проверки руководитель или другие лица, которые подписывают акт, делает об этом отметку перед своими подписями и не позднее чем через пять календарных дней со дня их подписания подают по этому поводу письменные объяснения или возражения.

Председатель Комиссии в течение пяти рабочих дней после завершения проверки докладывает о результатах должностному лицу Комитета или отделение, которое издало приказ о проведении проверки и создания Комиссии, с представлением акта и других материалов Комиссии, составленных по результатам проверки с отметкой о вручении его руководителю объекта проверки, а в случае необходимости также вносит представление о начале рассмотрения дела или готовит рекомендации в соответствии со ст. 46 Закона о защите экономической конкуренции.

Если в ходе проверки были установлены признаки нарушения законодательства о защите экономической конкуренции, председатель Комитета, отделения, его заместитель рассматривают представленные материалы и решают вопросы относительно:

- предоставление рекомендаций и внесение предложений органам власти, органам местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля, субъектам хозяйствования, объединением относительно прекращения действий, которые содержат признаки нарушения законодательства о защите экономической конкуренции, устранение причин возникновения этих нарушений и условий, способствующих им, а в случае, если нарушение прекращено, - относительно принятия мер для устранения последствий этих нарушений;

- разработка проектов актов законодательства, регулирующих вопросы развития конкуренции, антимонопольной политики и демонополизации экономики;

- направление правоохранительным органам материалов о нарушениях, которые имеют признаки преступления;

рассмотрения вопроса о начале рассмотрения дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции

Если в ходе проверки был установлен факт нарушения законодательства Украины, что не относится к компетенции Комитета, тогда Комитет или председатель отделения информирует соответствующие государственные органы.

Жалобы на действия должностных лиц, проводивших проверки, процессуальные действия, предусмотренные ст. 44 Закона о защите экономической конкуренции, рассматриваются и удовлетворяются в соответствии председателем Комитета, председателем отделения.

Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются не позднее чем в месячный срок с момента их поступления. В случае несогласия юридических и физических лиц с этими решениями, они могут быть обжалованы в судебном порядке.

Создание препятствий работникам Комитета, его отделения в проведении проверок, осмотров, изъятии или наложении ареста на имущество, документы, предметы или другие носители информации влечет за собой следующую ответственность:

1. В соответствии с пунктом 16 ст. 50 Закона о защите экономической конкуренции в виде наложения штрафа на объединение, субъектов хозяйствования в размере до одного процента от дохода (выручки) субъекта хозяйствования от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний отчетный год, предшествующий году, в котором налагается штраф в соответствии с абзацем четвертым части 2 ст. 52 Закона;

2. Административную ответственность должностных лиц и других работников субъектов хозяйствования, органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля, установленную Кодексом Украины об административных правонарушениях, согласно ст. 54 Закона о защите экономической конкуренции.



Назад