Электронная онлайн библиотека

 
 Конкурентное право Украины

3. Разграничение компетенции антимонопольных органов


Многообразие общегосударственных и региональных рынков, в отличие последствиях к которым приводят нарушения конкурентного законодательства субъектами хозяйствования, органами власти и местного самоуправления, объективно привели к разграничению компетенции при рассмотрении дел Комитетом, постоянно действующей административной коллегией Комитета, временной административной коллегией Комитета, государственным уполномоченным Комитета, административной коллегией территориального отделения Комитета.

Наибольшее количество рассмотренных дел приходится на территориальные отделения.

Административной коллегии территориального отделения подведомственны дела о нарушении в виде:

- злоупотребление монопольным (доминирующим) положением и антиконкурентных согласованных действий, недобросовестной конкуренции, если последствия нарушения имеют место на региональном рынке;

- антиконкурентных действий органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля, кроме тех, которые подведомственны постоянно действующей административной коллегии Комитета;

- делегирование полномочий органов власти или органов местного самоуправления, кроме тех, которые подведомственны постоянно действующей административной коллегии Комитета;

- склонение к нарушений, создание условий для осуществления
таких нарушений или их легитимации органами власти, органами
местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля, кроме тех, которые подведомственны
постоянно действующей административной коллегии Комитета;

- ограничительной и дискриминационной деятельности субъектов хозяйствования, объединений, предусмотренной частями 1 и 2 ст. 18, статьями 19, 20 и 21 Закона о защите экономической конкуренции, кроме тех, которые подведомственные государственному уполномоченному Комитета;

- непредоставление, предоставление информации в неполном объеме территориальному отделению в установленные главой территориального отделения, административной коллегией территориального отделения Комитета или нормативно-правовыми актами сроки или предоставление недостоверной информации территориальному отделению;

- создание препятствий работникам территориального отделения Комитета в проведении проверок, осмотра, изъятия или наложении ареста на имущество, документы, предметы или другие носители информации;

- предоставление рекомендаций субъектами хозяйствования, объединениями, органами власти, органами местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля, которые склоняют к совершению нарушений законодательства о защите экономической конкуренции или способствуют осуществлению таких нарушений, кроме тех, которые подведомственны постоянно действующей административной коллегии.

Дела, подведомственные административной коллегии территориального отделения, рассматриваются в территориальном отделении по месту совершения нарушения или по месту нахождения ответчика, или по месту наступления последствий нарушения.

Например, Львовская железная дорога расположена на территории нескольких близлежащих областей. В случае злоупотребления ею своим монопольным положением при подаче - уборке вагонов ущемлению прав потребителей может иметь место для грузоотправителей Хмельницкой, Тернопольской, Черновицкой и других областей. Поэтому дела о злоупотреблении монопольным положением будут рассматриваться соответствующими областными антимонопольными органами.

Другой пример: ЧП «Укріміджкалендар» (юридический адрес в г. Киеве) распространяло среди предприятий Донецкой области неточные сведения относительно наличия у него исключительных прав на выпуск настольных перекидных іміджкалендарів и отсутствие таких прав в ООО «Норма-Пресс» (г. Донецк).

Данные действия предприятия содержат признаки нарушения, предусмотренного ст. 8 Закона о защите от недобросовестной конкуренции, в виде дискредитации хозяйствующего субъекта путем распространения в какой-нибудь форме неточных сведений, связанных с деятельностью хозяйствующего субъекта, которые причинили ущерб деловой репутации хозяйствующего субъекта.

Последствия нарушения со стороны ЧП «Укріміджкалендар» конкурентного законодательства имели место на региональном рынке (Донецкая область), поскольку неточные сведения по ООО «Норма-Пресс» распространялись ответчиком среди участников іміджкалендаря «Деловой Донбасс» - 2004 (справочник региональной элиты) и при подготовке подобных календарей на 2005 год ЧП «Укріміджкалендар» и ООО «Норма-Пресс» находились в конкурентных отношениях. В этом случае дело о недобросовестной конкуренции может быть подведомственно Донецкому областному территориальному отделению АМКУ или Киевскому городскому территориальному отделению Комитета.

Государственному уполномоченному Комитета подведомственны дела о нарушении в виде: злоупотребление монопольным (доминирующим) положением и антиконкурентных согласованных действий, недобросовестной конкуренции, если последствия нарушения имеют место на рынке, который охватывает несколько регионов, или на общегосударственном рынке или ограничительной и дискриминационной деятельности субъектов хозяйствования, объединений, если последствия нарушения имеют место на общегосударственном рынке.

Кроме того, он может рассмотреть дело о непредоставлении, предоставление информации в неполном объеме Комитета в установленные сроки или предоставление недостоверной информации, а также создание препятствий работникам Комитета в проведении проверок, осмотра, изъятия или наложении ареста на имущество, документы, предметы или другие носители информации.

Временная административная коллегия Комитета может быть образована для рассмотрения любого дела. Однако более всего получила распространение практика создания коллегий на базе территориальных отделений для рассмотрения и принятия решений по наиболее значимых делах в регионах.

Постоянно действующей административной коллегии Комитета подведомственны дела о нарушении в виде: антиконкурентных действий органов административно-хозяйственного управления и контроля, деятельность которых распространяется на всю территорию Украины; склонение к нарушений, создание условий для осуществления таких нарушений или их легитимации центральными органами исполнительной власти, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями и предоставление им рекомендаций.

Комитета подведомственные прежде всего дела о нарушении в виде антиконкурентных действий центральных органов исполнительной власти, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, органов местного самоуправления соответствующего уровня; дела, материалы которых связаны с обеспечением национальной безопасности, обороны, общественных интересов или содержат государственную тайну, или если ответчиком по делу является Верховная Рада Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым. Кроме того, необходимо учесть, что Комитет может принять к своему производству и рассмотреть любое дело.

Дела о нарушениях в виде ограничения в хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования в ответ на то, что он обратился в Комитет или его территориальное отделение с заявлением о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, подведомственные тем органам Комитета, которым подведомственно дело, что должна рассматриваться с таким заявлением.

Дела о нарушениях в виде невыполнение решения, предварительного решения органов Комитета или их выполнение не в полном объеме рассматриваются органами Комитета, которые приняли соответствующее предварительное решение или решение.

Например, в отношении ОАО «Облгаз» было принято решение территориального отделения о прекращении нарушения и наложения штрафа. Общество уплатило штраф за нарушение конкурентного законодательства. Однако в ходе дальнейшего контроля было выявлено, что структурные подразделения общества в городах области продолжают злоупотреблять монопольным положением.

В этом случае дело о невыполнении должна рассматриваться территориальным отделением.

Председатель Комитета имеет право по ходатайству лиц, участвующих в деле, по представлению государственного уполномоченного Комитета, руководителя структурного подразделения Комитета, председателя территориального отделения или по собственной инициативе любые материалы, находящиеся в производстве органа или должностного лица, уполномоченных на их рассмотрение, передать на рассмотрение другому органу или должностному лицу.



Назад