Электронная онлайн библиотека

 
 Конкурентное право Украины

4. Рассмотрение дел антимонопольными органами


Органы комитета начинают рассмотрение дел по признакам нарушения законодательства о защите экономической конкуренции.

В случае выявления признаков нарушений конкурентного законодательства служащими Комитета готовится и вносится на рассмотрение государственного уполномоченного (председателя отделения) представление о начале рассмотрения дела. Рассмотрев представление, они принимают распоряжение о начале рассмотрения дела.

Полномочия служащих Комитета или отделения по собиранию доказательств во время рассмотрения дела утверждаются служебным поручением.

Служащие Комитета, отделения, которым поручен сбор и анализ доказательств, проводят действия, направленные на всестороннее, полное и объективное выяснение действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон.

В частности, в делах могут проводиться такие действия, как исследования регионального или общегосударственного рынка и определения монопольного положения на нем; получение от сторон, третьих лиц, других лиц письменных и устных объяснений, которые могут фиксироваться в протоколе; изъятие письменных и вещественных доказательств, в частности документов, предметов или других носителей информации, которые могут быть доказательствами или источниками доказательств по делу; наложение ареста на предметы, документы, иные носители информации, которые могут быть доказательствами или источниками доказательств по делу.

Доказательствами по делу могут быть любые фактические данные, которые дают возможность определить наличие или отсутствие нарушения.

Важно подчеркнуть, что собирание доказательств осуществляется органами или должностными лицами Комитета, отделения независимо от места нахождения доказательств.

По результатам сбора доказательств по делу формируется представление с предварительным выводам, которое вносится на рассмотрение органов Комитета, которым подведомственно дело.

Установив, что в качестве ответчика к участию в деле должен быть привлечен другое лицо, органами Комитета принимается распоряжение о замене ответчика или о привлечении к участию в деле соответчиков, о чем сообщается лицам, участвующим в деле.

Орган Комитета, который начал рассмотрение или рассматривает дело, может принять распоряжение об объединении нескольких дел в одну или о выделении дела для отдельного рассмотрения.

По результатам сбора и анализа доказательств в деле формируется представление с предварительным выводам, которое вносится на рассмотрение органов Комитета, которым подведомственно дело.

Представление должно содержать изложение содержания заявления или других причин для начала рассмотрения дела; изложение обстоятельств, которые содержат признаки нарушения, а именно данные о субъекте нарушения - конкретного ответчика; объект нарушения права, общественные отношения, на которые распространяется действие; субъективную сторону нарушение - вину, цель (в случае необходимости); объективную сторону нарушение - действие (поступок, описание действий, содержащие нарушения), время, место, способ совершения нарушения, последствия нарушения, последствия неправомерных действий ответчика (что наступили или которые могли наступить), причинная связь между неправомерными действиями ответчика и последствиями этих дел.

Кроме того, служащий готовит описание доказательств, которыми подтверждается или опровергается наличие в действиях ответчика состава нарушения; объяснения (возражения) ответчика, третьих лиц относительно совершенного нарушения; доводы или мотивы, по которым предлагается отклонить те или иные доказательства и учесть (отклонить) возражения ответчика и третьих лиц; выводы экспертов (при наличии); мотивированное заключение о доказательство (опровержение) факта нарушения.

Также в случае доказательства акта нарушения представление должно содержать: вывод о квалификации действий ответчика; информацию о том, прекращено ли ответчиком нарушения конкурентного законодательства на момент составления этого представления; предложения о применении способов прекращения ответчиком нарушения конкурентного законодательства, если во время внесения представления такое нарушение не прекращено; заключение о размере незаконно полученной прибыли и периода его получения и пересчета, или указывается факт его отсутствия или невозможности пересчета. Такой вывод должен обязательно влиять на размер штрафа.

Описание обстоятельств, которые могут учитываться при определении размера штрафа (см. таблицу 8.3)

Таблица 8.3

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗМЕР ШТРАФА

№ п/п

Факторы (обстоятельства)

1

2

1.

Степень ограничения конкуренции на конкретном рынке

2.

Размер незаконно полученной прибыли

3.

Наличие и размер убытков, причиненных нарушением конкурентного законодательства вследствие неправомерных действий ответчика или их отсутствие

4.

Повторность совершения нарушения - осуществление нарушений субъектом хозяйствования после привлечения его к ответственности за ранее совершенные нарушения

5.

Продолжительность осуществления нарушение, которое определяется годами, месяцами, днями

6.

Совершение субъектом хозяйствования последовательно нескольких нарушений конкурентного законодательства, совершение одновременно нескольких нарушений (указывается количество)

7.

Поведение субъекта хозяйствования после выявления признаков нарушения:
- признании (непризнании) факта нарушения;
- прекращение (продолжение) нарушения до принятия решения о начале расследования дела или
перед принятием решения по делу;
- добровольное возмещение (невозмещения)
потерпевшим ущерба;
- сотрудничество с органами Комитета, содействие
расследованию, создание препятствий

8.

Финансовое положение ответчика (указывается конкретное положение)

Отдельно в представлении указывается размер выручки, а также, как правило, предложения относительно размера штрафа, который записывается цифрами и словами (с указанием соотношения размера штрафа до выручки предпринимателя (в процентах) или к количеству необлагаемых минимумов доходов граждан, если расчет выручки предпринимателя невозможен или выручка отсутствует).

Копии представления с предварительным выводам (или выдержками из них, которые не содержат информации с ограниченным доступом, а также определенной соответствующим государственным уполномоченным, председателем отделения информации, разглашение которой может нанести ущерб интересам других лиц, участвующих в деле, или помешать дальнейшему рассмотрению дела) не более чем за десять дней до принятия решения по делу отсылаются сторонам и третьим лицам.

Решение может быть принято раньше, если от сторон и третьих лиц, которым было направлено представление, получен ответ.

О день, время и место рассмотрения дела лица, участвующие в деле, уведомляются не позднее чем за пять дней.

Рассмотрение дела может быть остановлен по собственной инициативе соответствующего органа Комитета или по заявлению лица, участвующего в деле, до завершения рассмотрения органом Комитета, судом, хозяйственным судом связанной с этим делом другого дела или до принятия решения государственным органом по связанного с ним другой вопрос. О приостановлении рассмотрения дела и ее восстановление принимается распоряжение.

При доказательстве совершения нарушения в зависимости от обстоятельств по делу может быть принято одно или несколько решений в соответствии со ст. 48 Закона о защите экономической конкуренции (см. Описание дел).

В процессе рассмотрения дела органы Комитета по поданной субъектом хозяйствования заявления о принятии мер для предупреждения негативных последствий могут принять предварительное решение по делу о запрете ответчику совершать определенные действия, в том числе о блокировании ценных бумаг, а также об обязательном совершение определенных действий, если их обязательное осуществление является необходимым исходя из законных прав и интересов других лиц. Однако в случае закрытия дела в связи с недоказаністю совершения нарушения ответчик может обратиться в суд о возмещении ему лицом, подавшим заявление, убытков, причиненных в связи с принятием предварительного решения.

В решении указываются результаты рассмотрения дела по существу, приводятся мотивы решения, отмечаются действия, которые стороны должны выполнить или от которых удержаться, и срок исполнения решения.

При решении вопроса о наложении штрафа в резолютивной части решения указывается размер штрафа.

Решение по делу подается к исполнению в соответствии со ст. 56 Закона о защите экономической конкуренции.

Органы Комитета, которые приняли решение, не имеют права его отменить или изменить. Они имеют право исправить допущенные в решении опечатки или явные арифметические ошибки, разъяснить свое решение, не изменяя его содержания, а также принять дополнительное решение, если по какому-либо вопросу, что исследовалось во время рассмотрения дела, не принято решение Рассмотрение дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции подлежит закрытию без принятия решения по существу, если дело не подлежит рассмотрению в АМКУ, его территориальном отделении; не установлен или ответчик его местонахождение; ответчик - юридическое лицо ликвидирована; уже рассмотрена или рассматривается органами АМКУ дело на тех же основаниях относительно того же ответчика; не доказано совершение нарушения; есть другие основания, предусмотренные законом.



Назад