Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Предисловие


Что изучает культурология?

Культура стала предметом исследования с момента возникновения философии, однако выделение культуры как специфической сферы знания произошло в эпоху Нового времени и связано с философскими концепциями истории Дж. Веко и И. Г. Гердера и Г. В. Ф. Гегеля. Профессиональное изучение культуры стало актуально в XX ст. Об этом первым сказал американский ученый Л. Уайт, и он же предложил название новой дисциплины.

Итак, культурология - молодая научная дисциплина. И сначала Л. Уайт назвал культурологией сочетание теоретических основ антропологии и этнологии с философским анализом культуры. Позже к упомянутых наук присоединились этнография, психология, социология, лингвистика и др. Культурология как бы объединила все гуманитарные дисциплины под одной крышей.

Поскольку культурология использует для рационального осмысления культуры идеи и методы философии, она близка к философии культуры. Различие между ними в том, что философия культуры изучает и исследует универсалы и наиболее общие проблемы культуры (например, антиномію природного и культурного, співвідошення национальных и общечеловеческой культуры, культуры и цивилизации), а культурология - конкретные феномены культуры, ту часть бытия в целом, которая стала полем преобразовательной деятельности человека. Можно согласиться с мнением, что культурология интегрирует различные виды и способы творческой деятельности человечества в совокупности всех поколений, живущих и когда-либо жили на Земле.

Культурология делится на фундаментальную и прикладную. Фундаментальная охватывает теорию и историю культуры человечества (которая состоит из многих отдельных культур со своей системой смыслов, своей сущностью, своей внутренней логикой), разработку категорий и методов ее исследования. Прикладная - исследует вопросы управления культурой, культуроохоронної деятельности и др.

Итак, культурология изучает культуру как целостность, систему, как синтез знаний о сущности и закономерностях ее существования и развития, значение культуры для человечества, способы ее познания, а также различные, очень специфические сферы культурной жизни, примерные формы и нормы (патерони).
Чему учит культурология?

Радикальная смена отечественной образовательной парадигмы в условиях стремительного реформирования традиционных образовательных институтов и устоявшихся способов педагогической деятельности стимулирует интенсивные процессы формирования принципиально нового многомерного образовательного пространства. Сложная социально-культурная ситуация ставит профессионала перед проблемой одновременного включения в различные виды профессиональной деятельности в различных культурных сообществах. Полная самореализация специалиста при таких условиях будет зависеть от его способности выходить за пределы вузькопрофесійної жизнедеятельности, умение проектировать новые ее способы и виды адекватно трансформирование имеющейся социокультурной ситуации. Взаимосвязь образовательных и социокультурных процессов актуализирует культурологическое образование студента высшей школы как один из факторов профессиональной готовности к деятельности в современном динамичном мире.

Курс "Культурология" дает возможность объединить разграничены по сцієнтистською традиции искусствоведение, литературоведение, религиоведение, этику, эстетику, всемирную историю проблемой духовной жизни человека и общества в различных национальных и исторических картинах мира.

Культурологический метод предполагает осмысление культурной динамики человечества как полифонии ценностно значимых норм бытия человеческого сообщества, способов ее жизни, смыслов и структуры картин мира, принципов поведения людей в отличие от традиционной истории украинской и зарубежной культуры как истории уникальных творений культурного гения. В поле зрения культурологии попадает и так называемая низкая культура, ее будничные, субкультурні, маргинальные достояние, раскрывающие постоянные потребности человека, антропологические смыслы массовых проявлений.

Культурология систематизирует колоссальный материал благодаря установке на интеграцию культурных явлений в исторических и национальных картинах мира - как полифонии арістотелівсько-птолемеївського космоса, коперникансько-галілеївського пространственного континуума, ейнштейнівської модели Вселенной, естественности восточного образа бытия, духовной экзальтированности христианства, прагматичной этики эпохи Нового времени и др.

Предметом культурологического курса является смыслы, воплощенные в результатах культурной деятельности человечества, которые состоят в реальном историческом пространстве и времени и отражают неповторимый социально-культурный опыт существования сообщества. Овладение человеческой культуры возможно лишь при условии формирования ценностного отношения личности к действительности.

В то же время опыт постижения ценностей культуры всегда индивидуален, требует внутреннего погружения в пространство культурных предметов и явлений. Последнее предусматривает раскрытие в культурологическом курсе прежде всего личностного измерения культурной истории человечества, освоение культурного цикла бытия человека. Центрирование культурологического курса антропологической проблематикой является залогом формирования представлений будущих специалистов о себе как о субъектов культурно-исторического процесса, создателей культурных ценностей. Это является принципиально важным не только для профессионального развития, но и для способности адаптироваться к противоречивых условий современного бытия, противостоять негативным влияниям массового среды, то есть для становления личности в ее целостности.

Новейшее общество является планетарной цивилизацией, где разные культуры взаимно переплетены так, что выживание человека обеспечивается сохранением равновесия культурного многообразия. Современный специалист должен быть готов заниматься профессиональной деятельностью в поликультурном мире, даже если воспитывался в определенной культурной среде и сознательно разделяет его нормативы и ценности. Вот почему культурологический курс является полікультурним по своей сути, раскрывает многообразие культурных космосів. Бесспорно, национальная культура, с помощью которой человек осваивает ценности своего этноса, развивает национальное самосознание, осуществляет культурную самоидентификацию, остается доминирующей в культурологической образовании. Однако лишь диалог мировых культур делает возможным глубину понимания особенностей национальной культуры.

В теоретическом разделе учебного пособия рассматриваются основные категории и принципы общей теории культуры, проблемы ее морфологии и динамики, механизмы ее социального функционирования, деятельность культурных институтов, сущность взаимодействий культурных картин мира.

Типология мировой культуры в учебном пособии построена в соответствии с принципом полілінійності социокультурного развития человечества. Территориально-типологический подход отражает логику возникновения и существования ранних цивилизаций человечества и культур так называемого осевого времени, исторический прогресс которых осуществлялся в первую очередь в пространственных координатах как своеобразная эстафета культурно-цивилизационных образований Древнего Египта, Междуречья, Греции, Рима. Последовательно-исторический подход показывает студентам логику развертывания европейской культуры. Эволюция социально-политических систем, науки, философских концепций, религиозных взглядов, стилевых художественных парадигм от романіки до постмодернизма отражает цивилизационный процесс европейского мира. Развитие украинской культуры охватывает период от ее истоков до новейших стремлений интеграции в мировое культурное пространство. Взаимодействие подходов, заложенная в учебном пособии, дает возможность формировать широкую поликультурную эрудированность, целостность мировоззрения.

Учебный курс будет способствовать восстановлению культуры в правах естественной и единственной основы образования, обеспечению введения в образовании культурного контекста, а значит станет одним из мощных факторов реформирования современного образовательного процесса на принципах гуманизации.



Назад