Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Методологические основы понимания культуры


Культура украинского народа развивалась не изолированно от культур других народов, а находилась, закономерно, в контексте мирового культурного процесса. Украинцы веками создавали собственную самобытную культуру, наследуя культурные ценности своих предков, перенимая и творчески осмысливая достояние других народов. Этим самым они развивали не только национальную культуру, но и сделали весомый вклад в сокровищницу мировой. Характерной особенностью украинской культуры является ее открытость и стабильность, способность воспринимать и украинизировать различные культурные влияния. Благодаря этому украинская культура на протяжении своей истории дважды смогла возродиться и сохранить духовный генофонд нации в условиях колониального гнета.

Украинская культура веками развивалась в лоне литовской, польской, русской. Поэтому она оценивалась отдельными исследователями как производная и "провинциальная". На развитие украинской культуры негативно влияла отсутствие собственной государственности, единой национальной политики в области культуры. В условиях колониальной зависимости сковувався творческий дух и самобытность нации, гальмувались или становились невозможными культурные процессы.

Обретения Украиной независимости, развитие самостоятельного государства, рост самосознания нации и сложный процесс перехода к новому общества на рубеже эпох требуют нового освещения культурологических проблем, открывают новые горизонты развития украинской культуры. Все это обусловило рост интереса к истории и проблем украинской культуры, который, к сожалению, удовлетворяется недостаточно, поскольку в научном плане особенности украинской культуры исследованы фрагментарно.

Раскрыть сущность и национальные особенности украинской культуры можно на основе современной теории культуры, которую принято называть культурологией. Это сравнительно молодая наука, хотя своими истоками она достигает вплоть до античного мира. Среди первых исследователей, которые пользовались термином "культурология" при анализе проблем культуры, был американский антрополог Лесли Уайт (1900-1975 гг.). Этот срок вышел за академические рамки и получил широкое распространение после публикации трудов Л. Уайта, в которых была изложена общая теория культуры и обоснована ее объективность.

Проблема систематизации культуры и раскрытия ее структуры является достаточно сложной. Это обусловлено тем, что человечество накопило огромные материальные и духовные ценности, созданные в разные эпохи разными народами, которые теперь стали общечеловеческим культурным сплавом. Кроме того, культурный процесс - это живая человеческая деятельность, опирающаяся на культурное наследие сотен поколений человеческого рода, которые обогатили культуру своими знаниями, творчеством, новыми открытиями, опытом, навыками и умениями. Через обмен ценностями культуры раскрывается содержание культурного прогресса.

Современной науке удается выявить и проанализировать структурные части культуры. Для этого важно найти обоснованный критерий такого разделения. Структурные части культуры в наше время принято выделять на основе ее носителей. На этом основании в культуре правомерно выделять мировой и национальной культуры. Мировая культура - это синтез лучших образцов национальных культур разных народов, ставших общечеловеческим достоянием. Национальная культура является синтезом ценностей, созданных различными социальными группами и классами данного общества. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность оказываются в духовной сфере, прежде всего в языке, литературе, музыке, живописи, философии, традициях, религии. Материальную сферу национальной культуры составляют строй экономической жизни, традиции труда и производства, культура хозяйствования и др.

За конкретными носителями выделяется культура городская и сельская, классовая и этническая, профессиональная и молодежная, культура семьи или отдельного человека. Общепризнанным является выделение непрофессиональной культуры, которую иногда называют народным творчеством. Известный российский ученый Н.А. Лосський подчеркивал, что "национальная культура становится известной в целом мире только тогда, когда ценности, развитые в ней, становятся достижением всего человечества". Прежде всего мировое значение имела культура Древней Грецїї и Древнего Рима. В наше время такое значение присуще культурам Англии, Франции, Германии, Америки. Мирового звучания постепенно приобретает и украинская культура.

Проблема соотношения национального, интернационального и классового в культуре - актуальна и достаточно сложная проблема современности. При рассмотрении этого вопроса важно иметь четкие критерии и объективно исторический взгляд на культуру, лишен идеологизации и политических пристрастий. Абсолютизация принципа классового подхода, господствовавшей в СССР, привела, как известно, к извращениям и нивелирования национального в развитии культуры. Противопоставление национального интернациональном, общечеловеческом, приводит к самоизоляции культуры и в конечном итоге к ее деградации.

На основе разновидностей человеческой деятельности современная наука выделяет две формы культуры: материальная и духовная. Понятно, что это разделение достаточно условно, поскольку в реальной жизни эти формы культуры взаимосвязаны.

К материальной культуры относятся такие ее разновидности: достижения труда и материального производства; культура быта; культура региона и места проживания; личная культура; физическая культура. Материальная культура не равнозначна материальному производству. Она характеризует материальную деятельность людей с точки зрения ее влияния на развитие личности и создание условий для реализации творческих способностей и дарований человека.

Духовная культура образует довольно сложную систему, включающую познавательную культуру (науку, образование, философию), моральную, художественную, правовую, педагогическую и религиозной культуры.

По мнению многих специалистов, существует немало разновидностей культуры, которые относятся и к материальной и духовной сферы. Они по вертикали пронизывают всю систему духовной культуры. В таких разновидностей относят политическую, экономическую, экологическую и эстетическую культуры.

Возможно выделение других элементов культуры. По признаку актуальности можно указать сферу культуры, что является наиболее популярной и имеет массовое распространение. Каждая эпоха создает присущую ей актуальную культуру. Это подтверждается наличием моды не только в одежде, но и в отношении культуры. Актуальность культуры - это непосредственный, живой процесс, в котором рождается нечто, набирает силы, расцветает, а потом замирает или исчезает вообще.

Некоторые ученые в структуру культуры включают субстанціональні и функциональные элементы, характеризующие сущность культуры. Так, упомянутый американский ученый Л. Уайт в структуре культуры выделяет три подсистемы: технологическую, к которой принадлежат орудия труда и техника их использования (орудия труда, сырье, технология производства, средства нападения и защиты); социальную, которая включает отношения между людьми и соответствующие типы поведения (экономическая, политическая, моральная, военная и профессиональная культуры); идеологическую, к которой входят знания, идеи, философия, наука, художественная культура, мифология, обычаи и традиции, религия. Определяющей, по мнению ученого, является технологическая система, поскольку от нее зависит вся жизнедеятельность людей.

Известный российский культуролог Л.Н. Коган выделяет два блока в системе культуры: субстанциональный и функциональный. Субстанциональный блок включает ценности культуры, то есть вещи и произведения, что опредмечують культуру данной эпохи, а также нормы культуры и требования, которые предъявляются к каждому члену общества. Сюда же входят нормы права, морали, религии, нормы повседневного поведения и общения людей (этикет). Только неукоснительное выполнение названных норм и требований дает человеку право претендовать на звание культурной. Субстанциональный блок составляет основу культуры.

К функционального блока входят традиции, обряды, обычаи, различные запреты (табу), обеспечивающих функционирование культуры. Эти средства не узаконены правовыми нормами и в народной культуре считались главными. С появлением профессиональной культуры возникают специальные институты, обеспечивающие воспроизведение, сохранение, передачу и потребление культуры. Указанные блоки культуры взаимосвязаны между собой.

Следовательно, структура культуры является достаточно сложным и многогранным явлением. Все составляющие ее элементы взаимодействуют между собой, образуя единую систему культуры. В широком смысле культура - это искусственное явление, созданное человеком. Именно через культуру познается человек как общественное существо и социально-деятельная лицо, реализуется человеческое "Я".

Неслучайно теперь культурологи ведут речь о "культурное поле" человеческой деятельности. В историческом аспекте это поле формируется искусственно и в определенной степени выступает как сверхъестественное среду, в которой реализуется жизнедеятельность человека. В таком понимании культура выполняет функцию среднего звена в системе взаимосвязей "человек - природа", то есть образуется система "природа - культура - человек". Такая связь является существенным, поскольку через него косвенно выражается единство природы и человека.

Методологические принципы позволяют раскрыть сущность и особенности национальной культуры. Она охватывает систему разнообразных форм национального жизни, среди которых - географические, хозяйственные, бытовые, идеологические, государственно-правовые, религиозные факторы. Они обеспечивают сохранение и воспроизведение экономического и морально-духовного потенциала нации, формируют чувство национального сознания, интегрируют культуру нации в мировую культурную содружество. В структуре национальной культуры выделяются такие составляющие, как материальная, бытовая, политическая и правовая культура, как наука, образование и философия. Особенность национальной культуры заключается в том, что она характеризует интегральные моменты национального жизни, которые составляют основу нации и обеспечивают дальнейшее национально-культурный процесс. К ним относятся язык, обычаи, традиции народа, религия, художественная культура, национальный характер, национальное самосознание, чувство национального достоинства.

Современная теория культуры исходит из широкого понимания национальной культуры как определенной стороны жизнедеятельности общества во всех ее сферах - не только в духовном, но и в материальном производстве, общественно-политической деятельности, быту. Культура с этой точки зрения выступает как процесс развития сущностных сил человека и их практического проявления во всех сферах, а вместе с тем как система материальных и духовных ценностей, созданных людьми и примененных в их деятельности, ее норм регулирования, способов организации поведения и общения людей.

Исследуя конкретное содержание этой системы, обусловлен тем или иным способом материального производства, теория культуры обнаруживает ее элементы, взаимосвязь между ними, соотношение общечеловеческого и конкретно-исторического, национального и интернационального в каждом из этих элементов. Она выясняет, какой мере культурный уровень индивидов соответствует духовному богатству общества, насколько полно реализуются духовные ценности, накопленные обществом.

Поступательное развитие человечества требует, с одной стороны, глубокого освоения культурного наследия, расширение обмена необъятными культурными ценностями между народами, а с другой - умение выйти за пределы привычных, поддерживаемых консервативной силой традиции, но уже устаревших представлений. В решении этих проблем заметную роль играют знания и адекватное понимание современности истории мировой и национальной культуры.

Динамика культурных ценностей раскрывается в процессе сопоставления их в прошлом и современности. Глубина социального запроса на взаимопроникновение исторических времен настолько велика, что устоявшаяся формула "прошлое-современному" легко трансформируется. Именно вращаясь в такой ціннісній двоєрідності, современный человек отыскивает свои "горизонты памяти", свою дорожку от сути к сущности.

Известно, что в истории нередко возникает мода на старину. Однако сегодняшний поворот к ценностям культуры прошлого отнюдь не дань моде, а симптом глубоких социальных перемен, происходящих в мире. Наблюдаем критический момент историко-культурного развития, поскольку уже не отдельные страны, а человечество в целом чувствует себя на краю ядерной бездны и экологической катастрофы. В таких условиях неизбежно растет всечеловеческое потребность пристально вглядеться в прошлое, чтобы спроектировать его опыт на современное и будущее.

Реалии мира, сложившихся в настоящее время, привели к перелома в сознании человека. Ее взгляды расширились до заботы о судьбе всего человечества. Закономерной тенденцией становится осознание себя в контексте исторического времени, в ориентации на социально-культурные идеалы и возможности их реализации в аспекте расширения международных связей. Значительные социокультурные изменения, которые касаются практически всех аспектов общественной жизни разных стран и народов, с особой остротой ставят вопрос о международном взаимодействии, ее роль в эволюции этнических культур и развитию общемировой культуры.

Культурология исследует закономерности культурно-исторического процесса и особенности национальной культуры с помощью научных понятий, категорий. Органическая связь культурологии с другими гуманитарными науками проявляется, в частности, в том, что она использует ряд категорий, произведенных этими науками. Понятно, что культурология не может развиваться без таких категорий, которые давно вошли в научный оборот, как "культура", "творческая деятельность", "искусство" и др. Но, заимствуя эти категории в философии, психологии и других гуманитарных наук, теория и история культуры рассматривает их через призму собственного предмета. В то же время она разрабатывает ряд специфических категорий: "субъект культуры", "культурные ценности", "культурная самобытность", "культурный прогресс", "национальная культура" и др. Предметом культурологии является изучение истории и сущности культуры, закономерностей ее развития в различных проявлениях.



Назад