Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Понятие и сущность культуры


Существует много определений культуры. Одни под культурой понимают ценности духовной жизни, другие, сужая это понятие, относят к культуре только идеологию, которая призвана обслуживать сферу производства. Некоторые культурологи считают, что на сегодня существует более 500 определений культуры. Это объясняется многогранностью феномена и широким употреблением термина "культура" в конкретных дисциплинах. В области исторических, философских, этнографических, социологических, педагогических и других исследований встречаются разнообразные представления о культуре. Каждая дисциплина подходит к выяснения понятия с собственными требованиями и задачами. Однако теоретическая сложность проблемы не исчерпывается разнообразием определений. Известный исследователь культуры В.М. Межуев писал, что "фундаментальная теоретическая значимость (и сложность) понятие "культура" для современной науки обусловлена глобальностью и многогранностью самой проблемы культуры в ситуациях и обстоятельствах XX века".

Культура предстает перед нами как многогранная проблема исторического развития. Несмотря на разнообразие определений культуры, в них можно выделить синтезуюче ядро, что объединяет различные точки зрения. Таким ядром выступает само слово "культура" происходит от латинского cultura и в переводе означает возделывание, выращивание, уход. Сначала это касалось земледельческого труда. Впоследствии термин начал употребляться в более широком смысле. Уже Цицерон в "Тустуланських беседах" (45 г. до н.э.) называет философию "культурой души". От настоящего философа, по его мнению, требуется настойчивое совершенствования собственных умственных способностей. Именно в культуре мышления Цицерон видел путь к расширению духовного мира человека. В таком понимании термин "культура" вошел во всех европейских языков, в том числе и украинской.

Термин "культура" в первоначальном его толковании не обозначал некоего особого предмета, состояния или содержания. Он был связан с представлением о действии, усилия, направленные на изменение чего и поэтому уживался с определенным дополнением, обозначая всегда культуру чего: культуру духа, культуру ума. Позже культуру стали понимать как "человечность", что выделяет человека из природы, варварского состояния. Культура стала мере того, что отличает римлянина от варвара, цивилизованную человека от дикаря, естественное от неестественного (то есть искусственного).

Мир культуры, будь-каков ее предмет или явление воспринимаются как результат деятельности людей, направленной на обработку, преобразования того, что дано непосредственно природой. В таком понимании культура выступает как мера соотношения естественного и позаприродного (созданного искусственно), отдаление человека от природы. Подобное понимание культуры развивалось в прошлые века, особенно в эпоху Просвещения XVII-XVIII ст. Философия этого времени, основанная на идее всеобщности человеческого разума и его законов, естественным образом связала культуру с теми преимуществами и благами, которые несут человеку совершенствования и применения разума. И поскольку ум был признан имманентным свойством человека, то разница между людьми, их сообществами и народами на этой основе выражалась только степени разумности, количеством тех прирощень, которые несет с собой совершенствования ума. Отсюда был сделан ряд выводов принципиального значения. Во-первых, люди и народы не отличаются наличием или отсутствием культуры, а только уровнем культурности; во-вторых, культура имеет единственный источник и общечеловеческий характер; в-третьих, всякие культурные различия между людьми и народами - следствие их разноудаленности от первоначального природного мира и имеют сугубо измеримый, а не сущностный характер. В этих выводах содержатся уж по крайней мере три важные мировоззренческие идеи - идея извечной единства всего человеческого рода, идея историзма как движения общества путем просвещения и идея прогресса, связанная с наследственным развитием истории, с наследованием и накоплением человеческого опыта.

Идеологически готовя победу буржуазного общества над феодальным, французские просветители XVIII в. считали, что к справедливых, разумных социальных порядков приведет развитие разума и нравственности людей. Понятие культуры приобретает мировоззренчески-нравственного содержания. Однако революция во Франции (1789-1794 гг.) разочаровала тех, кто верил в разумность и справедливость буржуазных отношений, разделял натуралистические представление о природе человека.

Вполне естественно, что основоположник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724-1804) видел основу культуры не в самой природе человека, а в сфере ее нравственного существования. При этом он считал, что принципиально невозможно примирить эту сферу с эмпирической сферой обитания человека. В кантівському понимании культура - это способность индивида вознестись от обусловленного его животной природой эмпирического, чувственного существования, при котором цель его поведения определяется внешним миром, к морального существования, которое позволяет ему свободно действовать во имя целей, которые он сам перед собой выдвигает ввиду веление морального долга.

Своеобразную попытку развязать кантівську противоречие между естественным и моральным, между чувственной наслаждением и моральным долгом сделал великий немецкий поэт и драматург Фридрих Шиллер (1759-1805). Задача культуры, по мнению Шиллера, заключается в гармоничном примирении физической и нравственной природы человека, чувственного и умственного, наслаждения и обязанности. "Культура, - писал он, - должно отдать справедливость не только умной побуждении в противовес чувственном, но и на последнем противоположность первой. Таким образом, задача культуры двоякое: во-первых, охрана чувственности от посягательств свободы, во-вторых, охрана личности от силы чувств. Первого она достигает развитием способности чувствовать, другой - развитием разума".

Однако Шиллер осознавал, что такое понимание задач культуры не соответствует ее реальному положению в современном обществе. Он дал блестящий анализ противоречий этой культуры, которая оторвала человека от природы и предоставила ее развития ограниченного, одностороннего характера. Восстановить целостность человека, лишить ее мир от присущих ему противоречий и тем самым осуществить главная задача культуры может искусство, то есть "царство прекрасной видимости". По мнению Шиллера, именно в искусстве примиряются и сглаживаются противоположности физического и морального жизни человечества.

Идея чисто эстетического преодоления противоречий действительности как главного задания культуры находит свой завершенный проявление в идеологии немецкого романтизма. Братья Шлегелі (Фридрих (1772-І829) и Август Вильгельм (1767-1845)), Новалис (1772-1801), Людвиг Тик (1773-1853) и другие представители этого направления отрицали буржуазную цивилизацию как общественное состояние, враждебный человеку. Противопоставляя свободу творчества общественным требованиям, Ф. Шлегель писал, что творческое самовыражение поэта не должно подчиняться никакому закону. Единственной сферой, которая позволяет человеку вознестись над противоречиями действительности и сохранить свою индивидуальную целостность, романтики считали искусство, в котором якобы находят свое воплощение высшие иррациональные проявления человеческой души. "Естественном человеке" просветителей, которая согласовывала свои поступки с требованиями природы, романтики противопоставили субъективную могущество гения, безграничную силу художественного представления, которое творит мир по собственным законам.

Попытка преодолеть с позиций объективного идеализма противоположность просветительского и романтического трактовка культуры была сделана Г. Гегелем (1770-1831). Сущность культуры, по Гегелю, определяется не естественной детермінованістю человеческого поведения и не творческой фантазией выдающихся лиц, а участие индивида к мирового целого, которое включает в себя как природу, так и историю. И поскольку это целое есть, по Гегелю, лишь порождением и воплощением "мирового духа", то и приобщения индивида к нему становится возможным только в понятии, в мысли, в форме философско-теоретического знания. Развитие мышления как высшей духовной способности человека и составляет, с точки зрения Гегеля, настоящий смысл культуры. "В этом развитию всеобщности мышления, - писал он, - заключается абсолютная ценность культуры."

В работах современных отечественных ученых анализ феномена культуры осуществляется в рамках научного направления, известного под названием деятельного подхода. Представитель киевской культурологической школы В.П. Иванов рассматривает культуру как определенный измерение и специфическую форму жизнедеятельности человеческого общества. Она возникает с исторической необходимостью как особая инфраструктура в построении всего человеческого мира, прежде чем ее принципы и законы начинают использоваться членами общества. Поэтому генетические корни культуры достигают фундаментальных основ общественно-человеческого строя жизни, а ее свойства объективным, естественным образом состоят в общественной организации раньше, чем становятся сознательными точками опоры, правилами и нормами поведения и творчества членов общества. Иначе говоря, культурная форма как таковая извечно является сущностной определенностью человека, способом человеческого бытия, который реализуется в різногранності культурного существования индивидов и человеческих сообществ.

Культура является производной от человеческой деятельности в том общем смысле, в котором деятельность творит человеческий мир. Но так же, как мир не является простой суммой произведенного, а организованный в природный миропорядок определенного социума, так и деятельность, что создает культуру, является не только целенаправленная работа по производству предметов культурного назначения.

Собственно культура (подобно языка, общественной организации уклада жизни и других общественных форм вообще) не производится в виде непосредственного продукта определенной деятельности. Ее создает вся совокупность общественной жизнедеятельности, циклический и повторяющийся характер которой (история человечества) в конечном счете образует ряд устойчивых и общезначимых состояний, которые имеют силу регулятивов человеческого бытия. В культуре эти регулятивы приобретают сущностного, внутреннего характера, то есть свойств доминанты человеческого в человеке. Если, по известному определению, человек является "мир человека", то культура образует "мир человеческого бытия", то есть ту совокупность условий и певностей, с помощью которых человек обнаруживает себя в полноте своих способностей, в истинной мере своего бытия. Культура - это не просто одна из специфических сфер жизни общества, она рассматривается как культурная реальность, системный человеческий способ бытия, что определяет весь спектр практической и духовной деятельности людей, их отношение к окружающему миру и к самим себе.

Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, общества, народов, населяющих нашу планету. Культура не существует вне человека. Ее возникновение обусловлено тем, что человек постоянно ищет смысла своей жизни и деятельности. Вместе с этим, не существует ни общества, ни социальной группы, нет человека без культуры или вне ее. В культуре раскрывается духовный мир человека, его сущность, то есть: способности, потребности, мировоззрение, знания, умения, социальные чувства, национальный характер и т.д. Будь-яка человек в процессе своей жизни овладевает той культурой, которая была создана ее предшественниками. Вместе с тем она вносит свой вклад в культуру общества, поскольку результаты ее трудовой деятельности имеют культурное значение. За созданными в ту или иную эпоху ценностями можно судить об уровне культуры данной эпохи.

В широком смысле культура трактуется в наше время многими учеными как процесс и результат человеческой деятельности. Иначе говоря, культура выступает как мера человеческого в природе, а также и в самом человеке. Такой подход позволяет включить в сферу культуры все виды человеческой деятельности: материальную и духовную деятельность во всех формах их проявления. Поэтому феномен культуры можно определить как творческую деятельность людей и совокупность материальных и духовных ценностей, выработанных человечеством в процессе истории, а также взаимоотношения, сложившиеся в процессе распределения культурных достояний. Данное определение позволяет выяснить сущность и структуру культуры, ее гносеологические и аксіологічні аспекты, закономерности развития и социальные функции.

В соответствии с таким пониманием одни ученые выделяют в культуре материальную и духовную сферы, а другие - материальную, политическую и духовную. Такое разделение, по их мнению, базируется на основных направлениях жизнедеятельности людей, поскольку труд есть источник всякого богатства и любой культуры. Понятно, что выделение составных элементов культуры - довольно условное, потому что культура является стройной, целостной, динамической системой, и четкое выделение ее взаємопереплетених составных частей практически невозможно. Но структурный подход к анализу культуры дает возможность раскрыть специфику каждой ее части и показать ее роль в дальнейшем развитии общества, прогресс человеческой цивилизации.

Современной наукой разработан критерий выделения основных сфер общественной жизни людей. Этот критерий, по мнению известного философа А.К. Улєдова, включает "типы деятельности людей, общественные потребности, на удовлетворение которых направлена деятельность, и общественные отношения как форма деятельности, и социальные субъекты деятельности и отношения". Если социальное явление отвечает всем требованиям данного критерия, то его правомерно рассматривать как специфическую сферу жизнедеятельности людей. На основе различных форм жизнедеятельности выделяются основные части культуры. В одном случае некоторые ученые в структуру духовной культуры включают науку, искусство и мораль, в другом - все формы общественного сознания, систему воспитания и образования, средства пропаганды и информации, систему учреждений культуры и т.д. Выделение структурных элементов духовной или материальной культуры позволяет исследовать глубинные пласты ее развития и функционирования. Вместе с тем следует отметить, что проблема структуризации культуры окончательно еще не решен. Так, чрезвычайно мало встречается научных работ, в которых бы система праздников и обрядов общества выделялась как составной элемент духовной культуры.

Культура имеет собственные законы развития и функционирования. Существенные изменения, происходящие в культуре, не всегда можно объяснить социальными причинами. Современная культурологическая наука, например, до сих пор четко не объяснила того факта, что культура не переставала развиваться в самые критические периоды той или иной эпохи. Она продолжала развиваться в условиях острого кризиса рабовладельческого и феодального общества, а также в годы фашистских диктатур и тоталитарных режимов.

Феномен культуры - это диалектическое единство прерывающегося и непрерывного. Законом развития культуры является наследственность. Будь-яка культура одновременно традиционная и новаторская. Именно единство прерывающегося и непрерывного позволяет выделять в культуре определенные этапы и периоды ее развития, даже целые эпохи и цивилизации. Общепризнанным является, например, выделение эпох античной культуры и Возрождения. В истории украинской культуры выделяется культура Киевской Руси, казацкой эпохи, Галицко-Волынского княжества.

Культура как продукт общественной практики осуществляет активное влияние на людей, на их жизнедеятельность. Люди не только создают культуру в процессе материальной и духовной деятельности, но и овладевают добытыми знаниями, то есть заняты освоением культуры. Будь-яка деятельность - практическая или теоретическая, материальная или духовная, рядом с творческим аспектом включает и аспект функционирования, то есть усвоение культуры. Чем шире масштабы создание культурных ценностей, тем больший объем деятельности необходим для наследования культуры, для ее передачи новым поколениям, творческого воспроизведения. Законом функционирования культуры является ее усвоение, сохранение и передача последующим поколениям. Общество формирует различные формы и способы передачи культурных ценностей. Передача и усвоение культуры осуществляется различными способами: путем воспитания, обучения, образования, языка, через обычаи и традиции, путем подражания и копирования лучших образцов. Такие способы получили название традиционных форм передачи. В пределах социальной общности людей (нации, класса, социальной группы) эти формы образуют довольно сложную иерархическую систему, которая аккумулирует и воспроизводит духовные ценности, взгляды, идеи, принципы, образцы поведения и деятельности, мышления и чувствования, черты национального характера. В ходе истории происходит не только овладение приобретенным опытом, но и дальнейшее развитие и совершенствование культуры, создаются новые культурные ценности, меняются традиционные формы передачи и усвоения культуры. В наиболее общей форме можно выделить два аспекта деятельности: профессиональное и непрофессиональное, направленные на сохранение духовности.



Назад