Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Основные концепции культуры


Изучение происхождения, сущности культуры имеет свою историю. Оно прежде всего связано с такими отраслями знаний, как этнография, искусствоведение, история и философия, и нашло свое проявление в различных теориях культуры. Среди них наиболее типичными являются еволюціоністська, антропологическая, философская, революционно-демократическая, а также циклическая концепция (или концепция культурных круговоротов) и другие.

Еволюціоністська теория культуры представлена в работах американского ученого Л. Моргана (1818-1881) и английского историка Е. Тейлора (1832-1917) и других исследователей. Ее возникновение связано с обобщением эмпирических этнографических материалов и определению закономерностей развития истории культуры. Сущность эволюционистской концепции культуры заключается в том, что выдвигается и обосновывается принцип единства человеческого рода и родства потребностей различных народов в формировании культуры. Анализируя культуре первобытного общества, Е. Тейлор пришел к выводу, что развитие того или иного народа происходит прямолинейно, от простого к сложному. Л. Морган в развитии общества выделяет следующие основные стадии: дикость, варварство, цивилизацию. На разных ступенях развития народы живут отдельно и, соответственно, создают собственную культуру. Но усиление контактов между государствами, сближение народов, обмен достижениями культуры предопределяет общность культурных ценностей и усвоения их человечеством. Ведущая идея эволюционизма - это прямолинейность культурного прогресса и обязательное требование для каждого народа пройти все необходимые стадии развития.

Основоположником концепции циклического развития культуры (или циклического кругооборота) считается итальянский философ Дж. Вико (1668-1744). Каждый народ, по мнению ученого, проходит цикл в своем развитии, который включает три эпохи: детство, или бездержавний период, где ведущая роль принадлежит жрецам; юность, для которой характерно формирование государства и подчинение героям; зрелость человеческого рода, где отношения между людьми регулируются совестью и сознанием своего долга. Формой правления в этот период является монархия или демократическая республика. Достигнув высшей степени развития, человечество снова падает на нижней. Эпоху средневековья Веко трактует, например, как "второе варварство".

Концепция цикличности в развитии культуры получила дальнейшее развитие в работах М. Данилевского (1882-1885), О. Шпенглера (1880-1936), А. Тойнби (1889-1975) и других ученых. М.Я. Данилевский - известный российский естествоиспытатель, что совершил попытку теоретически обосновать концепцию багатолінійного и замкнутого развития культуры на основе применения методологии систематизации в биологической науке. В истории человечества он выделил одиннадцать самобытных типов культуры: индийскую, китайскую, иранскую, египетскую, халдейский, греческую, римскую, аравийский, германо-романскую и славянске. Каждый культурно-исторический тип возникает из этнографического материала, после того входит в период расцвета, а затем испытывает упадок. Иначе, каждый тип культуры проходит в основном три фазы своего развития: этнографическую, государственную и цивилизационную. Переход к цивилизации характеризуется растратой культурного потенциала. Самобытность культуры, по мнению Данилевского, в особом составе души народа, его национальный характер остается неизменным при взаимодействии культур. Его концепция стала одним из теоретических источников теории панславизма и шовинизма.

Наиболее распространенной в наше время стала теория культуры В. Шпенглера, который изложил ее в своей знаменитой книге "Закат Европы". Он отверг концепцию линейного развития мирового культурного прогресса и обосновал теорию равноценного циклического развития культур. По его мнению, каждая культура является "живым организмом" и имеет свою историю. Он отрицал существование общечеловеческой культуры, доказывая, что всемирная история состоит из истории восьми запертых в своем развитии великих культур. В таких культур ученый относил китайскую, индийскую, египетскую, аполлонівську, візантійсько-арабский (магическое), западноевропейскую (фаустівську) и культуру майя. На историческую арену выходит русско-сибирская культура, которая находится в стадии становления. Каждая культура, по мнению ученого, имеет свою судьбу и живет примерно 1000-1500 лет. Затем культура умирает и следы от нее остаются в форме цивилизации. Концепция судьбы является основополагающей в философии культуры В. Шпенглера.

Рассматривая исторические этапы развития культуры, В. Шпенглер верно улавливает своеобразие их метафизических основ. Эллин не отделяет себя от космоса, его боги во всем похожи на него, в них только жилье на Олимпе. Грек находится в мире, в нем живет ощущение вечности. Сознание индуса надісторична. Египтянину его жизнь представляется единством прошлого и будущего (отсюда, видимо, стремление к увековечения тела - мумификации). "Фаустівська культура" вывела на арену рациональную душу. Материалистические и идеалистические методы мышления обнажили культурные слои, утвердили искусственные состояния человеческого существования. В противовес становлению они легализовали состояние культуры и этим самым обусловили старения, непременный упадок исторически накопленных ценностей. По мнению А. Шпенглера, приближается время смерти "фаустовской культуры" и в двухтысячном году она продолжит свое существование в форме европейской цивилизации. А переход к цивилизации означает отказ от демократии, политических свобод, либерализма, прав человека и переход к жестокой диктатуры. Угрозу земной истории О. Шпенглер видит в излишне раціоналізованій и крайне запрагматизованій деятельности людей.

Последователем О. Шпенглера во взглядах на культуру был известный английский историк и социолог А. Тойнби. Как сторонник концепции исторического круговорота в развитии локальных культур, он разделил историю человеческого общества на отдельные цивилизации. Их исследованию ученый посвятил 12-томную труд "Исследование истории". Сначала А. Тойнби выделил для анализа 21 цивилизацию, потом сократил список до 13 самых развитых, среди которых назывались античная, западная, православная, индийская, китайская, исламская и другие. Цивилизации, которые ранее рассматривались самостоятельными, были отнесены к цивилизаций-спутников. Впоследствии перечень ним было сужено до пяти действующих, а именно западной, испанского, индийской, китайской и православной.

В развитии каждой цивилизации ученый выделяет и анализирует четыре фазы: возникновение, рост, надлам и распад. После гибели цивилизации ее место занимает другая. Если на первых двух фазах движущей силой выступает творческая меньшинство, что является носителем "жизненного порыва", то последние две фазы связанные с истощением жизненных сил". Когда творческая элита не способна удовлетворить потребности, выдвинутые культурно-историческим развитием, тогда она теряет авторитет и утверждает свою власть насилием. На арену выходит "внутренний пролетариат", - пишет А. Тойнби, - это общность людей, которые не способны ни к труду, ни к защите родины, но всегда готовы к протеста по любому поводу. По соседству с цивилизацией появляется "внешний пролетариат" - это народы, которые по тем или иным причинам не смогли подняться до уровня цивилизованности. Отчуждение "внутреннего пролетариата" от правящей элиты толкает его к поиску союза с варварами или "внешним пролетариатом". Установление такого союза приводит к разрушению и в конечном итоге к гибели локальной цивилизации.

А. Тойнби остро критиковал западную цивилизацию за потерю духовности и чрезмерное развитие меркантильных интересов и потребительской психологии. Неудержимая индустриализация и гонка вооружений, по мнению ученого, приведет к обострению экологической кризиса и усиление борьбы за сырьевые ресурсы. Индустриальные страны встретятся с враждебной позицией технически отсталых стран, что неизбежно завершится глобальным конфликтом, и в конечном итоге наступит экономический упадок. В политической сфере это приведет к отказу от демократии и установления диктаторских режимов.

Спасение западной цивилизации от гибели. Тойнби усматривал в обновлении духовности. Особые надежды он возлагал на религию, которая выступает главным интегратором культуры. Именно вселенская религия, созданная на основе синтеза различных религий, способна обеспечить "единение в духе" разных народов. Обладая богатым историческим материалом, А. Тойнби формулирует "закон культурного радиации", согласно которому между цивилизациями существуют широкие культурные контакты, разносторонние отношения.

Во взглядах на историю человеческой цивилизации и развития культуры. Тойнби был оптимистом. Он писал, что XXIII век будет эпохой рождения общечеловеческой цивилизации, которая в сфере организации экономики будет социалистическим, а в сфере духовной жизни - "свободомыслящая". Возглавит новую цивилизацию "мировое правительство", но лидерство в ней перемещается от европейского Запада к азиатского Востока.

Антропологическая, или функциональная, концепция культуры представлена в трудах выдающегося английского этнографа и социолога Б.К. Малиновского (1884-1942), французского этнолога и социолога К. Леви-Строса (1908-1991), американского этнографа А. Кребера (1876-1960) и многих других. Суть этой концепции заключается в том, что возникновение и развитие культуры связывается с потребностями человечества. Б.К. Малиновский потребности, которые обусловили возникновение культуры, делит на первичные, производные и интегративные. Первичные потребности направлены на продолжение рода и обеспечения его жизнедеятельности, им соответствует развитие знаний, образования, жилищных условий. Производные потребности направлены на изготовление и совершенствование орудий труда. Им отвечает развитие экономики и культуры хозяйствования. Интегративные потребности проявляются в необходимости сплочения и объединения людей, в нужде авторитета. Удовлетворению этих потребностей соответствует политическая организация общества. Различие между культурами обусловлена различными способами удовлетворения потребностей.

На основе обработки большого этнографического материала Б.К. Малиновский сформулировал основные принципы функционального анализа культуры. Во-первых, каждая культура, как функциональное единство общества, является целостной. Во-вторых, каждый тип цивилизации, каждая традиция или обычай (или верования) выполняют важную для культуры функцию. В-третьих, каждый элемент культуры является незаменимым, поскольку он обеспечивает целостность культуры. Культура в интерпретации ученого предстает как сложное образование, полная система взаимосвязанных и взаимообусловленных социальных институтов, которые удовлетворяют биологические и культурные потребности людей. Отсутствие равновесия между социальными институтами приводит к разрушению культуры как целостного организма.

Весомый вклад в развитие антропологической концепции внес известный французский ученый К. Леви-Строс, применив теорию информатики и методы структурной лингвистики. Основное внимание он уделил изучению процесса выделения человека из природы и перехода ее к культуре. Поэтому объектом его исследования стала культура первобытного общества. Ученый развивает принцип иерархии культурных систем, раскрывает ізоморфний характер связи между ними и делает вывод, что человеческая культура является целостным образованием. Леви-Строс отстаивает идею европоцентризма и доказывает необходимость восстановления единства чувственного и рационального начал культуры, что потеряла западная цивилизация. Ученый пытается сблизить гуманитарные науки, в центре внимания которых изучения человека, и естественные науки, исследующие закономерности природы. Такой подход позволял ему более предметно исследовать особенности культуры данной цивилизации, раскрыть ее роль во взаимосвязи человека и природы.

Антропологическую концепцию развивал американский этнограф А. Кребер, дополнив ее теорией стилей фундаментальных форм культуры. Ученый считал, что стиль присущ всем великим культурам и их основным формам, распространяя понятие стиля на науку, идеология, мораль и образ жизни. Определяют стиль эпохи или цивилизации, по его мнению, гениальные личности, которые вносят существенный вклад в развитие той или иной отрасли культуры. Обладая значительным этнографическим материалом, американский ученый сделал удачную попытку обобщить различные стили локальных культур и сформулировать концепцию стилей общечеловеческой цивилизации.

Среди различных концепций культуры весомое место занимает социологическая. Она представлена в трудах многих ученых, в частности П. Сорокина (1889-1968), Г. Маркузе, Т. Адорно и др. Сущность социологической концепции заключается в том, что культура рассматривается как целостное образование, сложная иерархическая система культурных и социальных систем. Так, известный социолог культуры Питирим Сорокин (российский ученый-эмигрант, впоследствии - президент американской социологической ассоциации) сформулировал теорию суперсистем культуры. Он выделил три основных типа культуры, лежащие в основе суперсистемы. Среди них чувственный тип, для которого свойственно чувственное восприятие окружающего мира; ідеаціональний тип, для которого характерен рациональный подход к действительности; и идеалистический тип, что основывается на інтуїтивістському методе познания. Каждая форма культурного суперсистемы, в частности язык, искусство, мораль, религия, философия и т.д., имеет свою первооснову, которая составляет материальное и идеальное начала. Именно эти начала определяют тип культуры и соответствующий ему мировоззрение. Культурную систему П. Сорокин рассматривает как выходной и решающий фактор социального развития. "Именно культурный фактор, - пишет он, - осуществляет определяющее влияние на появление существование и структуру социальных групп (систем), а не наоборот..."

Сорокин отвергает концепцию локального развития культур, отстаивая принцип исторического круговорота суперсистем. Культура одного народа взаимосвязана с культурой другого. Контакты между культурами были всегда и становятся теперь более интенсивными. Характеризуя социальную и культурную динамику, Сорокин пишет: "Понятно без слов, что социокультурные феномены меняют свои позиции как в физическом, так и в социальном пространстве. Они непрерывно мигрируют, циркулируют и передвигаются с места на место, от одной группы к другой, от одного класса к другому, назад и вперед, сверху вниз в широком стратифікованому социокультурном универсуме. Автомобиль и ленинский коммунизм, безрукавки, короткие прически, ванны и радио, джаз и губная помада, теории революции и симфонии Бетховена, защитные тарифы и теософия - все эти практически культурные объекты и ценности движутся из Соединенных Штатов в Китай, из Вены в Сидней и Калькутту, из Детройта в Москву, от высших классов до низших, из городов в села, от аристократов к пролетариату и наоборот".

Развитие науки, философии, морали, религии, искусства, как правило, связан с достижениями культуры прошлого. Вся история социокультурного мира, по мнению П. Сорокина, проявляет себя как всегда новая, неисчерпаемая в своей творческой способности, разнообразия преобразованиях и различиях в любой момент своего существования. В любой сфере культуры часто новая система заменяет отжившую. "Определенные стили в искусстве, например готическая архитектура, - пишет ученый, - возникли, развивались, достигли полного расцвета и тогда, исчерпав свои возможности, останавливались или муміфікувались в епігонських повторениях, либо погибали, дав пространство новому стилю". Это свойственно и другим сферам культуры, в том числе и экономической политике, социальной организации общества и т.д.

Анализируя динамику культуры, П. Сорокин ставит вопрос: в каком направлении происходят изменения в этой сфере человеческого бытия? По его мнению, нынешняя господствующая материальная суперсистема постепенно заменяется религиозным, идеалистическим типом культуры. Упадок современной западной культуры создает возможность появления иной культурной системы. Приход новой суперсистемы, обусловленной действием принципа "имманентных изменений", будет означать рождение новой культуры, которая способна исправить, однажды обновить "ту систему культуры", что деградирует. Цикл культурных процессов происходит в собственном кругу, проходит "в холостом руси", оторвано от общественной практики. В конечном итоге, по мнению П. Сорокина, одни идеи порождают и заменяют другие идеи.

Внимание многих исследователей привлекает кризис современной западной культуры. Г. Маркузе, Т. Адорно и другие ученые связывают возникновение кризиса с такими сущностными характеристиками культуры, как репресивність и рациональность. Разрушение традиций, рационализм, проникновение научных методов познания во все сферы знания не только подорвали, по мнению Г. Маркузе, основы деятельности и эмоциональный мир человека, но и подавили утопию, фантазию, вызвали кризис веры. Все это привело к появлению глубоких внутренних противоречий в сфере культуры.

Основным противоречием культуры считается противоречивость между высокой (элитарной) и низкой (массовой) культурами. Теоретически обосновать возникновение этого противоречия и раскрыть ее сущность пытался испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955). В своей книге "Восстание масс" он противопоставил культуру элиты как творца духовных ценностей и культуру масс как потребителя культуры. Потребляя духовные ценности, народ превращает настоящую культуру в "ширпотреб", получивший название "массовая культура". Последняя имеет утилитарное назначение и есть буздуховной по своему содержанию. Вторжение массовой культуры в сферу элитарной, высокой расценивается как наступление "варварства в культуре" или "контркультуры". Анализируя внутренне-культурные противоречия, ученый противопоставляет науку и культуру. Среди разнообразных видов духовной деятельности людей наиболее стабильной и живучей оказалась наука. Ее истины независимые от человека, они в наше время приобрели большое значение во всех сферах духовной жизни; значительно возросли технические средства распространения достижений науки и культуры в целом. Все это, по мнению ученого, приводит к деградации гуманистической культуры. Взгляды, что наука обеспечивает блага человечеству, а ее прогресс приносит пользу, являются проблематичными в наше время для многих ученых. Истины культуры имеют утилитарное назначение. Они имеют смысл и воспринимаются людьми только тогда, когда становятся частью их жизнедеятельности, способствуют удовлетворению определенных потребностей. Мир, в котором живет человек, - это не только природную среду, но и тот "мир человека", который создан самим человеком. Наука и культура противостоят друг другу.

Широкое распространение получила марксистская концепция культуры. Ее основоположниками были К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Она основывается на принципе, что определяющим в происхождении и развитии культуры является материально-преобразующая общественная деятельность людей, которая направлена прежде всего на удовлетворение материальных потребностей, а также на формирование высококультурной человека как общественного субъекта деятельности. В системе культуры марксизм выделяет два уровня: материальной и духовной культуры. Особенностью материальной является то, что она не равнозначна производству и материально-созидательной деятельности людей. Материальная культура характеризует деятельность людей с точки зрения ее влияния на развитие человека, выявление того, в какой степени эта деятельность способствует развитию одаренности и творческих способностей человека, насколько она реализует ее сущностные силы, способствует совершенствованию человека. Духовная культура направлена на превращение духовного мира человека и его социального бытия. Ее ценности существуют не только в опредмеченій форме, но и в различных видах деятельности, которые связаны с процессом духовного производства (игра актера на сцене или в кино, лекция преподавателя вуза или урок учителя в школе, деятельность художника или писателя и т.д.). Для духовных ценностей свойственна долговечность существования. Материальные ценности обусловлены уровнем удовлетворения потребностей (скажем, потребность в пище, одежде, бытовых условиях и т.д.). В духовной сфере, например, насыщение знаниями, эстетическими ценностями не знает никаких границ. Беспредельность потребления духовных ценностей обусловлена прежде всего познавательной, нравственной, эстетической, творческой деятельностью людей. Первое место в духовной культуре занимает творческая деятельность.

Согласно марксистской концепцией разделение культуры на материальную и духовную имеет условный характер, поскольку между ними существует диалектическая взаимосвязь. Они активно взаимодействуют между собой; в эпоху научно-технической революции их интеграция значительно усилилась. С одной стороны, возросла роль материальной культуры в духовной жизни общества в лице средств массовой информации и пропаганды, а с другой - через производственную эстетику, развитие культуры производства, превращения науки в непосредственную производственную силу и т.д. На границе материальной и духовной культур возникают такие социальные явления (архитектура, дизайн, научные исследования, производственное обучение и т.д.), которые одновременно являются материальными и духовными. Все это - свидетельство целостности и системности культуры.

Особенностью марксистской концепции является то, что она основывается на принципе формационного подхода к анализу культуры. К. Маркс и Ф. Энгельс историю общества делили на три большие формации, которым, в свою очередь, отвечали "три большие формы порабощения": рабство, крепостничество и наемный труд. Ф. Энгельс в своей работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" писал, что противоречия докапиталистического общества были скрыты становым расслоением, религиозными и политическими иллюзиями. К. Маркс подчеркивал, что "история культуры в этом случае полностью является историей религий и государства". Капиталистическая эпоха, которой руководит безудержное стремление к наживе, разорвала старые связи между людьми. "В ледяной воде эгоистического расчета, - подчеркивается в "Манифесте Коммунистической партии", - утопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности". Дальнейший рост производительных сил общества неизбежно привело к тому, что частная собственность стала препятствием для развития общественного производства. Она "неизбежно порождает варварство внутри капиталистической цивилизации". Выход из такой ситуации классики марксизма видели в социалистической революции, которая должна уничтожить частную собственность на средства производства, а следовательно - устранить антагонизм классов и построить новый тип культуры, создать "ассоциацию" свободных граждан, то есть "коммунизм" - прыжок из "царства необходимости в царство свободы". Это качественно новое общество, настоящая высокая цивилизация в соответствии с развитой культурой. Именно из коммунизма, по мнению классиков марксизма, начнется настоящая история общества и его культуры.

Эта широкомасштабная и захватывающая идея перехода человечества к высшего типа культуры, царства свободы была теоретически обоснована на основе критического анализа антагонистических общественно-экономических формаций, в частности капитализма. Как думали создатели марксизма, цивилизация достигла высокого уровня развития в середине XIX века, а затем началась ее деградация и упадок, поскольку частная собственность в существующей форме тормозила общественный характер производства. Капитализм должен уступить место коммунистическому обществу, которое в своих работах К. Маркс и Ф. Энгельс охарактеризовали лишь в общих чертах, оставив дальнейшую разработку этой теории своим последователям.

Среди культурологических теорий заметное место занимают теологические концепции культуры. Основная суть этих концепций сводится к рассмотрению религии как базовой основы развития культуры. Так, по мнению немецкого богослова С. Пуфендорфа, культура - это промежуточное звено между Богом и человеком. Ее развитие происходит по воле Всевышнего. Будучи зависимой от Бога, культура влияет на природу человека и определяет ее деятельность.

Концептуальные основы технологического понимания культуры были начаты еще основоположниками и ведущими богословами христианства. Так, Аврелий Августин (354-430) в своих трудах "Исповедь" и "О граде Божьем" сделал попытку анализировать динамику всемирной истории и культуры человечества. Историю человечества он разделил на два этапа: "Град Божий", который основан на любви к Богу и "презрении человека к себе", и "Град земной", основанная на "любви человека к себе" и на "презрении к Богу". Первый этап наиболее полно олицетворяет церковь, которая является образцом гармонии социальных взаимоотношений, второй этап представлен государством, что является олицетворением зла и карой за греховность человека. Только Божья благодать, по мнению Августина, способна вывести человека из греховного состояния и обеспечить ее спасение.

Подобный методологический подход присущ почти для всех современных теологических концепций культуры. Рассматривая культуру как "дар Божий", "искру Божью" в человеке, современные богословы все достижения духовной культуры рассматривают как производные от религии, а культурное развитие человечества трактуют как процесс поиска божественной первоосновы. Например, католическая культурология основывается на принципе, что культура является результатом божественного откровения, этапы культурного прогресса человечества - не что иное как приближение к познанию мудрости Творца и его воли. "Людям сегодняшнего дня, - пишет французский философ Жак Марітен, - предназначено подготовить проявление его мудрости в культуре". В книге "Христианство и цивилизация" католический социолог Е. Винтер пишет, что именно религиозное мышление является доминирующим во всей истории культуры. В пастырской конституции, принятой вторым Ватиканским собором (1962-1965 гг.) подчеркнуто, что христианское вероучение обновляет духовную культуру, озаряет ее с середины и дает животворящие ростки в человеческое сердце.

Православная культурология основывается на принципе, что культура возникла из религиозного культа. По мнению М. Бердяева, культура связана с культом предков, обрядами, мифами, традициями. Все составляющие культуры, в частности философская мысль, поэзия, живопись, музыка, архитектура и др. в органической целостности находятся в церковном культе. Дифференциация форм и видов культуры, по мнению философа, приводит к потере сакрального, расписания религиозных и духовных основ. Православный философ и богослов П. Флоренский доказывал, что именно религиозный культ определяет эстетическую направленность, познавательное значение и воспитательную роль духовных ценностей. Л. Карсавин в своей книге "Восток, Запад и русская идея" подчеркивал, что именно религиозность составляет содержание культурно-исторического процесса - потому что она обеспечивает решение "основного задания культуры". (Задача же это заключается в завоевании победы над забвением и временем, над прошлым и будущим, над смертью). Поскольку западная культура под влиянием материалистического социализма деградирует, то ее можно спасти только путем развития религиозности. В этом аспекте, считал Карсавин, задача православной или русской культуры является универсальным и в то же время индивидуально-национальным.

Для протестантской культурологии характерен принцип: только в Боге и через Бога необходимо рассматривать первоосновы возникновения и развития культуры. Религия рассматривается как субстанция духовной деятельности человека, форма осмысления и правильного восприятия культурных ценностей. Подобные идеи развивает протестантский теолог П. Тиллих (1886-1965), который считается одним из основоположников "теологии культуры". Все, что называется культурой, писал ученый, пронизано отношением человека к творцу, следовательно, содержит религиозный опыт. Философский анализ этого опыта и является теологией культуры. В современных условиях, с точки зрения Тиллиха, религия и культура противостоят друг другу. Это обусловлено тем, что в условиях земной истории или религия подчиняет себе культуру, или культура становится автономной от религии, потеряв при этом смысловые основы. Обе крайности вредны, поскольку в них оказывается деструктивное начало. Задача теологии, подчеркивает философ, - восстановить утраченный синтез христианства и культуры, дать ответы на ключевые вопросы человеческого бытия. Искать Бога необходимо не в потустороннем мире, а в "глубине человеческого бытия". Современная цивилизация способствует отчуждению человека от Бога, от мира и самого себя. Как идеал истории Тиллих выдвигает принцип гармонии "теономної" и секулярной культуры, преодоления отчуждения. Носителем "нового бытия" по мнению философа, является Иисус Христос - не Бог, ставший человеком, а человек, какой она должна быть, и в этом смысле "образ Божий" воплощенный в человеке. На этой основе субстанция (религия) и форма (культура) постоянно направлены к синтезу и сохранение творческого напряжения истории. Идеи Тиллиха стали основой экуменического движения, направленного на преодоление религиозных различий церквей на принципах христианства.

Немецкий социолог Г. Демоль пишет, что культура - это стремление к развитию и повышению своих способностей, самый благородный культ души, несения службы Бога в нас. Рассматривая религию как основу развития культуры, он выдвигает принцип соответствия всей творческой деятельности человека нормам религиозной этики.

Активно в наше время развивается исламская культурология, которая решающую роль в развитии культуры, науки, этики отводит Корана. В 1980 г. ислам был провозглашен "цивілізаторською религией". При этом подчеркивалось, что мусульманский мир обязан именно ислама строительством городов как центров поклонения Богу, центров развития знаний, науки и культуры.

Характерным для теологических концепций является противопоставление духовной и материальной культуры. По мнению богословов, духовная культура достигает высокого развития только на основе религии, поскольку она пронизана светом божественного разума. Что касается человеческой деятельности и материальной культуры, то они поражены секуляризмом и атеизмом, что является причиной упадка жизни общества и тормозом культурного прогресса человечества.

Весомый вклад в развитие концепций культурно-исторического процесса внесли украинские ученые. Их общественно-политическая и философская мысль была тесно связана с научными достижениями Запада и Востока. Они создали ряд оригинальных концепций культуры, основным тезисом которых была идея самоценности национальной культуры и ее взаимосвязи с культурами других народов.

Надлежащий вклад в разработку феномена культуры сделала украинская культурологическая мысль в XVI ст. В казацких летописях и трудах К. Саковича было выдвинуто оригинальную теорию развития культуры, которая основывалась на выделении имманентных рис украинцев (героизм, свободолюбие, общительность, рыцарская верность, чувство достоинства), что якобы были унаследованы "казацким народом" от могучего племени сарматов и хазар.

Своеобразная концепция Г.С. Сковороды (1722-1794) основывается на теории трех миров. Первый мир - это природа, или "микрокосмос" (вселенная), второй мир - это общество и человек, или "микрокосм", третий мир - это Библия, или "мир символов". Каждый из миров, по мнению Г. Сковороды, имеет двоякую природу, "две натуры" - внешнюю, видимую, или "материальную натуру", и внутреннюю, или "духовное натуру". Анализируя культурно-исторический процесс, мыслитель прибегал к аллегорического объяснения библейских сказаний и мифов. Вследствие этого ученый создает теорию "мира символов", или третьего мира. Значение символов может быть разным, даже противоположным по их настоящего смысла. Например, Библия может символизировать добро и лукавство, спасение и гибель, истинность и ложность, мудрость и безумие. Все зависит от того, какой основной принцип берется за основу толкования. Сковорода считает, что все в мире, включая Библию, имеет двойственную природу: "Все миры состоят из двух естеств: злого и доброго". Человек также включает в себе два противоположных начала - "вечность" и "бренность", возвышенное и дрянная. В ней живет два ангелы или демоны - светлый и темный, добрый и злой, мирный и буйный, хранитель и истребитель. По мнению ученого, философская наука должна раскрывать истинный смысл предметов и явлений символического мира, помогать человеку познать самого себя, свою духовность. На основе теории "трех миров" и "двух натур" Сковорода пришел к выводу, что вся природа "макромира" преломляется и продолжается в "микромире", в человеке. Для философа Бог - это внутренняя сущность вещей, закономерность мироздания, поэтому искать "новый мир" и "нового человека" необходимо в самом человеке, "в плотских нашей тени", потому что "он в тебе, а ты в нем". Все неживое и живет на небесах и на земле подчинено единственным природным закономерностям. В истории украинской науки Г.С. Сковорода впервые заложил основы понимания культуры как отдельной, специфической сферы бытия, в которой все божественное находится в символических формах. Принцип символизма и интерпретации Библии философ распространил на сферу духовной культуры, ее истории и формы проявления, в частности дохристианскую, христианскую и светскую.

В научном отношении более выраженной была культурологическая концепция Кирилл-Мефодіївського братства, тайной политической организации, которая выдвинула идею освобождение славянских народов от ига угнетателей и создания федеративного Союза славянских республик" со столицей в Киеве. Идеи братчиков о социально-политическую перестройку общества включали много ценных мыслей о развитии национальной культуры, которые были высказаны в работах М. Костомарова (1817-1885), П. Кулиша (1819-1897), Т.Г. Шевченко (1814-1861) и др. Это прежде всего положения о государственной самостоятельности славян, свободное развитие национальной культуры и языка, о характерные черты ментальности украинцев, в частности - природный демократизм, стремление к свободе, поэтичность, веротерпимость, открытость в общении, дружелюбие и т.д. Братство имело свои филиалы в разных местах тогдашней России. Более 100 человек на Украине, в Польше, России, Белоруссии, Литве, Чехии поддерживали тесные связи с обществом. (Например, в Галичине известна деятельность знаменитой "Русской тройке" - М. Шашкевича (1814-1843), И. Вагилевича (1811-1866), Я. Головацкого (1814-1888).) Члены братства проводили большую просветительскую работу, активно выступали за обучение на русском языке, были организаторами издательских проектов. Просветительская деятельность Кирилл-Мефодіївського братства способствовала формированию и развитию национальной сознания украинского народа.

Еще в XVII-XVIII веках в устном народном творчестве (в частности в думах), в живописи, архитектуре, искусстве развивается стиле украинского барокко, в центре которого - идея гуманизма, идея человека как творческой, активной и життєдіяльної личности.

В конце XVIII в. формируется концепция романтического народничества, согласно которой ведущим началом в духовной культуре выступает фольклор, который определяет письменную культуру. Творцом культуры является простонародье, крестьянство: господствующие классы отодвигаются на второй план.

Украинский романтизм имел значительное влияние на польский, русский, немецкий, французский культуры в XIX ст. С шестидесятых годов XIX в. происходит научное осмысление украинства, его специфики по сравнению с другими национальными культурами. Этнографы, историки, фольклористы (Г. Драгоманов, В. Антонович, Ф. Волк, И. Рудченко, О. Потебня, О. Русов, П. Житецкий, Г. Лысенко), опираясь на теории компаративистики (заимствования и взаимовлияния) и мифологической европейской школы, выделяют национально-специфические особенности культуры.

В трудах И. Франко впервые сделано философско-мировоззренческое разработки целостной концепции истории украинской культуры от древнейших времен (передхристиянської Руси) и до конца XIX в. Вся культура рассматривается в едином процессе развития материальных и духовных составляющих и в связи с социальной борьбой за идеалы справедливости и равноправия. Выдающийся ученый и государственный деятель М. Грушевский в своих трудах обстоятельно проанализировал процесс украинского культурного развития.

В трудах И. Огиенко - известного богослова, культуролога, философа и писателя - предложена концепция истории культуры украинцев от древнейших времен. Наш народ как етноантропологічна целостность, утверждал он, запосів себе пространственное место и всюду положил свою признак богатой культуры и яркой одаренности.

Большой интерес вызывают его мнения относительно возникновения и развития украинской песни, орнамента, обычаев и обрядов, быта, литературы и театра. Из-под его пера вышла фундаментальная работа "Украинская культура. Краткая история культурной жизни украинского народа", которая увидела свет в Киеве в 1918 году и репринтно переиздана в наше время.

Начало XX век стал эпохой усиление импрессионистских тенденций (творчество М. Коцюбинского, Л. Украинки), расширился "сословный принцип", то есть литературными героями становились пролетариат, интеллигенция (И. Франко, В. Винниченко), прорабатываются фрейдистские и натуралистические концепции. В стремлении перенять лучшие образцы мирового искусства украинские художники отрицали патологические, урбанистические мотивы.

До 30-х гг. утверждаются новые течения и направления, представляя модернистский калейдоскоп - футуризм, символизм, неоклассицизм, "вітаїзм" и др. Примером может быть творчество М. Хвылевого. В труде под редакцией И. Крипьякевича "История украинской культуры" (1937 г.) был сделан глубокий анализ быта, литературы, музыки и театра. Предпринят ряд попыток создать оригинальные культурологические концепции (А. Козаченко "Украинская культура, ее прошлое и современность", М. Марченко "История украинской культуры с древнейших времен до середины XVII в." и др.)

Широко развернулись исследования украинской культуры в диаспоре. Были написаны и изданы курс лекций для студентов Украинского технически-хозяйственного института в Подебрадах "Украинская культура" (под ред. Д. Антоновича, 1940 г.); тематическая трехтомная "Энциклопедия русской" (Мюнхен-Нью-Йорк, 1949 г.); "Очерки по истории нашей культуры". Маланюка в 50-х гг.; "Тысяча лет украинской культуры" М. Семчишина (1965 г.) и ряд др.

Разнообразие концепций обусловлена многоплановостью культуры как системы. Сложность культурно-исторического процесса, богатство составных частей культуры требуют различных подходов к изучению этого феномена. Поэтому культура как социальное явление, закономерности ее развития стали объектом исследования для специалистов различных отраслей - философов, социологов, педагогов, психологов, историков, искусствоведов и т.д.



Назад