Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Морфология и динамика культуры


Морфология культуры - это раздел культурологии, посвященный структурному анализу культуры как социального феномена, изучению закономерностей построения и процессов формообразования культурных явлений. Для этого используются три основных метода познания: структурно-функциональный, семантический и генетический.

Морфологическое изучение культуры предусматривает следующие направления исследования: генетический, что рассматривает возникновение и становление культурных форм; мікродинамічний, который исследует динамику культурных форм в пределах жизни трех поколений (прямую трансляцию культурной информации); структурно-функциональный, что изучает принципы и формы организации культурных объектов и процессов согласно потребностей, интересов и запросов членов общества, а также технологический, предметом которого является распределение культурного потенциала в физическом и социокультурном пространстве и времени.

К структуры культуры входят субстанціональні элементы, которые опредмечуються в ее ценностях и направлениях; функциональные элементы, характеризующие собственно процесс культурной деятельности, разные его стороны и аспекты. Структура культуры сложная и многогранная. Она включает систему образования, науку, искусство, мораль, право, политику, мифологию, религию. Причем все элементы взаимодействуют между собой, образуя единую систему такого уникального явления, как культура.

Важным структурным элементом духовной культуры человечества есть наука - специализированный вид человеческой деятельности, направленной на получение новых знаний. Целью науки является выявление законов, по которым объекты существуют и по которым могут изменяться в процессе человеческой деятельности. Поскольку превращаться могут и фрагменты природы, и социальные подсистемы, и общество в целом, и состояния человеческого сознания, все они достойны быть предметами научного исследования. Наука также изучает человека как субъекта деятельности и как особый объект. Предметный и объективный способ освоения мира, характерный для науки, отличает ее от других сфер сознания. Например, в искусстве отражения действительности происходит как своеобразное склеивания субъективного и объективного, любое воспроизведение событий или состояний природы и социальной жизни предусматривает их эмоциональную оценку.

Фундаментом науки является ценностная установка на поиск истины и на постоянное наращивание знания. На этой основе развивается система идеалов и норм научного исследования. Таким образом реализуется органическая связь науки с моралью и этикой как неотъемлемыми составляющими культурного комплекса человечества.

Мораль как культурное явление и форма общественного сознания является совокупность принципов, правил и норм человеческого поведения. Ее социокультурная незаменимость заключается в нормативной регуляции межличностных отношений, что апеллирует к голосу человеческой совести, благоустройстве человеческого поведения относительно извечных человеческих ориентиров добра и зла.

Не менее важное значение для духовной культуры имеет феномен нравственности - практический, поведенческий, деятельностный аспект морали. Нравственность - это своеобразный камертон, что определяет правомерность, уместность требований морали относительно потребностей развития человеческой природы, человеческого бытия. Как показывает исторический опыт, мораль, что не нашла полноценного воплощения в конкретной нравственности, конкретных человеческих отношениях и еще и отрицается ними, обречена на гибель.

Мораль и нравственность опираются на свободу выбора, а право - это система норм и правил поведения, которые санкционируются государством и имеют общеобязательный характер. Право выраженное в официальной форме, его законы опираются на определенные принципы, которыми являются основные идеи существования и развития, в том числе и такие универсальные, как справедливость, равенство, гуманизм, демократизм. Право в его этическом аспекте может быть определено как норма свободы. При условии выполнения определенного множества требований оно оставляет человека свободным, гарантирует ей свободу, является пределом возможного вмешательства в частную жизнь личности, своеобразным упереджувачем "пространства безнаказанности".

Человеческом сообществе не безразлично доминирование доброго или злого начала. Выйдя за пределы правового регулирования, человек не попадает в царство полной вседозволенности. Перед ней стоят более глубокие и тонкие духовные проблемы, справиться с которыми она способна лишь сама, полагаясь на собственное понимание долга и ответственности, голос собственной совести, на мнение и реакцию своих близких. Внешнее вмешательство здесь не поможет: есть проблемы, которые взрослый, совершеннолетний человек должен решать сам. Отсюда - известный афоризм о соотношении морали и права: право предусматривает моральное совершеннолетия человека-гражданина.

Важными факторами культуры является феномен политики и производная от него политическая культура. В политике находят отражение человеческие взгляды, правовые и моральные нормы, культурно-исторические и национальные ценности, характерные для существующей системы власти. Соответственно, политика в зависимости от формы и методов осуществления власти может быть авторитарной или демократичной.

На государственную политику существенно влияют индивидуально-психологические, моральные и волевые качества главы государства, его политические убеждения, подходы к решению социально-экономических проблем, а также отношение к политических партий, групп, общества в целом, то есть его политическая культура.

Социокультурные процессы в современном мире связанные с внешней и внутренней политикой. Особенностью первой является расширение сотрудничества государств с целью совместного решения проблем глобального характера. Процесс экономической интеграции государств Западной Европы, в частности, свидетельствует о координации их усилий в области экономического развития с целью повышения уровня жизни населения. Внутренняя политика - это деятельность государственных органов по организации и регулирования общественных отношений в различных сферах национальной жизни.

В исторической эволюции форм общественного сознания, а вместе с тем и в развитии мировоззренческой культуры человечества важное место принадлежит мифологии и религии.

Мифология как культурное явление является собранием мифов - древних преданий о богов, героев, различных вымышленных существ или одухотворенных предметов (сфинксы, животные, растения, камни, явления, стихии и т.д.), что олицетворяли силы природы и общества. Мифология, которая возникла в доисторические времена как продукт коллективного творчества народов, была одной из форм наивного познания действительности. Со временем мифы трансформировались в обоснование социальной практики, моральных постулатов, давая им сакральное, культовое, ритуальное толкования. Мифы постепенно переплетались с обрядами: обряд выполнял функцию инсценировка мифа, тогда как миф был объяснением или обоснованием осуществляемого обряда, таинства, витлумаченням их.

Для содержания мифов характерно чрезвычайно нежное, песенное, одухотворенное, бережное отношение человека к живой и неживой природы. Мифопоетична творчество возбуждала человеческую фантазию, давала возможность человеку почувствовать свое единство с удивительным миром стихий, слиться воедино с космосом, окружающими реалиями бытия.

Праздники и обряды представляют собой целостную духовную систему изначального жизни народа с устоявшимися художественными образами, ритуальными действами, с величальными песнями, образным словом, музыкой, танцами, праздничным нарядом, атрибутами и т.д. В них сконцентрировано художественный и практический опыт народа, творческую силу его духа, мировоззренческие особенности и культурной самобытности.

В мифологии берут свое начало литература, искусство, право, мораль, наука и человеческое знание вообще. Этот самый глубокий пласт культуры, через который прошли все народы мира, и по сей день остается устойчивым ее основой является важной составляющей современной системы духовных ценностей.

Религия как компонент духовной культуры человечества в своих доктрине, этике и ритуалах раскрывает перед людьми широкий горизонт понятий, объясняет им смысл жизни, олицетворяет высокие моральные ценности и нормы, делает человека членом духовного сообщества, ее духовной родиной, дает обоснование протеста и сопротивления всем неправедному.

Религия (наряду с другими духовными образованиями) способствует формированию личности, формированию личностной сознания; ритуалізації и, следовательно, ушляхетненню ритуалов поведения людей, освобождению сознания индивида от предрассудка неограниченной власти роковых случайностей, конфессиональной и социальной интеграции, космізації человеческого бытия, выхода его за пределы вузькоземного существования; осуществляет профетичну миссию (предвидение желательных и нежелательных сценариев будущего развития).

Если наука имеет успех в постижении мира (общественной и природной), severing его с этой целью на отдельные фрагменты, то религия в состоянии продуцировать смыслы жизненной целостности космоса, социума, отдельного человека, впоследствии тиражируемые и возобновляемые ритуалами.

Важным является значение религии в определении индивидуальной шкалы ценностей и выборе идеала. В рамках этого процесса, например, Священное Писание отражает базовые идеалы определенной культуры, а Праздники Наследие трансформирует их соборным путем и окончательно формулирует культурную традицию.

Культура связана со стремлением человека удовлетворить духовные потребности растут, с постоянным развитием человеческих сил и способностей, которые воплощаются в предметах творческого труда, со всей совокупностью ценностей, опредмеченим результатом творческой деятельности. Этому подчинены все структурные элементы культуры.

Динамика культуры - это одна из базисных, фундаментальных характеристик феномена культуры. Она касается как содержания, сущностных признаков самого явления, так и многообразных его интерпретаций. Динамическая природа культуры, изменчивость ее форм делают принципиально невозможным однозначное толкование самого понятия "культура", которое бы исчерпывающе охватывало ее объективно-истинную суть.

В широком философском смысле культура - совокупность разнообразных вещей и явлений, которые воплощают результаты преобразования природной и общественной действительности в процессе исторической практики человечества. Культура с ее ценностями, считал М. Бердяев, является способом духовной жизни, духовного восхождения человека. Культура - реальность человеческого мира и бытия. Человек сам создает эту реальность и живет в ней, утверждает себя во всей полноте своих сил и способностей. Следовательно, речь идет о историческую практику человека и человечества, длительный в пространстве и времени процесс, духовное восхождение, стержнем, ядром которого является движение. То же движение, в котором, по выражению Гераклита, "солнце новое каждый день".

Термин "динамика культуры" вошел в научный оборот в 30-х годах прошлого века с выходом в свет фундаментальной чотиритомної труда Питирима Сорокина "Социальная и культурная динамика". В ней исследуются история культуры от древнейших времен, изменение различных культурных стилей, то есть переход от одной культурной системы к другой. Устойчивое вхождение этого понятия в научное пространство произошло во второй половине XX века. Это связано с углублением научных представлений об изменениях в культуре, их характер и объем, о разнообразие динамических типов и форм культуры, о источники и предпосылки культурного движения.

Динамика культуры - это изменения в самой культуре и во взаимодействии разных культур, для которых характерны целостность, наличие благоустроенных тенденций, а также четко выраженная направленность, вектор движения. Второе значение этого термина - раздел теории культуры, в рамках которого изучаются процессы сменяемости в культурах, их обусловленность, направления, характер проявления, а также закономерности адаптации культуры к новым условиям, факторы, обусловливающие изменения в культуре, условия и механизмы, которые регулируют эти изменения.

Выходными и универсальными для понимания динамики культуры культурные изменения, то есть разные состояния культуры в двух и более временных точках. Культурные изменения - это любые трансформации культуры, в том числе и такие, которые лишены целостности, четко выраженной направленности движения. Понятие динамики культуры тесно связано с понятием "культурные изменения", но они не тождественны. Культурные изменения вмещают больше движения с менее отчетливыми и яркими характеристиками, чем те, что присущи культурной динамике.

Научно-философская интерпретация динамики культуры обнаруживает различные качественные характеристики присущего ей движения: эволюцию культуры, революцию культуры, культурный прогресс, культурный регресс, культурную эпоху, культурный ренессанс, культурный декаданс, кризис культуры (цивилизации), тупик культуры (цивилизации).

Эволюция культуры в узком смысле представляет собой единство количественных и качественных изменений в культуре в пределах определенной основной качества культур. В широком контексте эволюция культуры является синонимом динамики культуры.

Культурная революция означает масштабный и системный перелом, скачок в развитии определенной модели культуры. Это качественная ее трансформация и переход к новой модели. Именно эти черты позволяют отличить действительно революционные изменения в состоянии культуры от их идеологических мистификаций вроде китайской "культурной революции" 60-70-х годов прошлого века.

Культурный прогресс характеризуется совершенствованием структуры, содержания и видов культурной деятельности, что является результатом творческого потенциала человечества. Его парным, противоположным понятием является культурный регресс, то есть эрозия структур, содержания и видов культурной деятельности, свертывание ее потенциала, "усталость". В движении культур прогресс и регресс находятся в сложном диалектической связи, который в лапідарній и образной форме лука и стрелы раскрыл Гераклит: выпущенная стрела из туго натянутого лука означает жизнь и смерть - жизнь для лучника и гибель для его охотничьей добычи.

Культурная эпоха символизирует длительный, масштабный период в истории культуры. Он обозначенный господством или изменением определенных систем культурных ценностей и смыслов. В целом фактор времени определяет различные проявления динамики культуры. Процессы длительного действия (сто и более лет) свидетельствуют о историческую динамику. Она имеет свои закономерности развития, которые изучают история культурологии, а также теория цивилизации. Если же часовой измерение изменений в культуре достигает от 25-30 лет до 100, периода активной жизни в культуре одного поколения, ведут речь о актуальную динамику культуры. Прояви актуальной динамики доступны для наблюдения и понимания каждому человеку, который в течение жизни способна переживать их в индивидуальной практике. Следует отметить, что мимолетные изменения в культурной практике, например жаргон молодежной культуры, сезонные изменения моды, не закрепляются в глубоких пластах культурной жизни, не оставляют "звездных следов" в предметном поле культуры и поэтому не могут рассматриваться как составляющая динамики культуры.

Под культурным ренессансом понимают возрождения ранее утраченных или смещенных на историческую периферию ценностей. Этот процесс предполагает не простое возвращение духовных ценностей с исторической давности или по маргінесів, книги жизни, а обогащения их людинотворчого смысла. Ярким примером культурного ренессанса стало итальянское и европейское возрождение, продолжено в следующих мировых стилях. Греческая античность была идеалом для создателей ренессансной суток, но творческая деятельность, засвидетельствовав всю плодотворность обращение к античных источников, доказала: в новых социокультурных условиях создавалась и новая культура со своими качественными характеристиками, критериями, вкусами и предпочтениями.

Коренные сдвиги в способе и формах жіттєдіяльності народов бросают вызов ведущим ценностям культур, испытания их на прочность, периодически вызывая обозримые и глубокие социокультурные кризиса. Культурный декаданс означает такое состояние культуры, за которого происходит деградация традиционных культурных ценностей и смыслов, то есть их глубокая и системная несоответствие социокультурной реальности, что изменилась. Ситуация декаданса свидетельствует об ослаблении и расстройство адаптивных механизмов культуры, неспособность к творческой ответы на новые проблемы и вызовы времени.

Кризис культуры (цивилизации) определяют как период обострения внутренних противоречий той или иной цивилизации, испытания жизненной силы, ее социокультурных ценностей и смыслов. Кризисное состояние преодолевается и завершается переходом социокультурных ценностей и смыслов на новую степень зрелости. Безысходное состояние культуры (цивилизации) наступает тогда, когда кризис цивилизации, ее социокультурных ценностей и смыслов приводит к обесценивание их и заканчивается распадом. Жизненность культур - в их способности преодолевать такие кризиса, обновлять свои базовые ценности.

Накопления в мировой научной мысли огромного объема идей, представлений и концепций дает возможность рассматривать научно-философскую динамику культуры из разных познавательно-гносеологических позиций. Сложность самого феномена культуры и ее компонентов, внутренняя противоречивость и неочевидность изменений в культуре дают основания говорить о разных подходах к изучению динамики культуры как о равновероятны и такие, которые взаимодополняют друг друга.

Аналитические исследования видят в динамическом изменении значимость поступательно-линейных факторов развития. Вместе с тем очевидно, что этот вид динамики культуры является далеко не единственным и часто не ведущим по своему значению. Как правило, он дополняется или чередуется с фазовыми, циклическими ли этапными изменениями, которые могут перерастать в волновой развитие, движение по кругу.

Конкретно-исторические модели культуры переживают эпохи становления, или, по Дюркгеймом, "новаторские периоды", органического развития (А. Сен-Симон, О. Конт), "цветущей сложности" (К. Леонтьев), наконец критические или "падающие" (В. Розанов) эпохи кризиса, упадка и исторического тупика. В своей целостности степени это восходящих и нисходящих изменений.

Как вариант циклического развития выделяют инверсионный развитие в форме маятниковых колебаний культурных изменений. Одна из форм перехода от постепенных изменений к резкому обновление и инноваций - взрыв ("точка бифуркации"), то есть резкое повышение доли перемен, а также изменение вектора развития с набором нескольких альтернатив будущего.

Изменения могут вести к обогащению и дифференциации культур, но нередко ведут к упрощению культурной жизни, к его анемии. Как особое состояние выделяют культурный застой (то есть длительную неизменность и повторяемость норм, ценностей, смыслов, знаний). Застой следует отличать от устойчивости культурных традиций. Он наступает, когда традиции доминируют над инновациями, подавляют их.

В целом для динамики культуры характерен устойчивый порядок взаимодействия ее компонентов, периодичность, стадиальность, направленность. Процесс динамики культуры следует интерпретировать как проявление способности сложных социальных систем адаптироваться к изменяющимся внешним и внутренним условиям своего существования. Законы протекания культурно-исторических процессов не менее объективны, чем собственно природные закономерности. Выявление объективно-истинной природы культуры, ее динамики осуществляется в различных концепциях и школах культурологических знаний.



Назад