Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Функции культуры


Вышеупомянутый характер культуры как общественно-исторического явления предопределяет ее полифункциональность. Среди ее функций выделяются познавательная, информативная, мировоззренческая, коммуникативная, регулятивная, аксіологічна, а также воспитательная.

Важное место среди них принадлежит познавательной. В чем она выражается? Во-первых, в фиксации в каждую конкретную историческую эпоху результатов познания окружающего мира. При этом подается целостная картина мира, сочетаются результаты научного, ценностного и художественного его отображения. В соответствии с уровнем духовной культуры мы судим об уровне познания мира в ту или иную эпоху, а следовательно, о степени господства человека над стихийными силами природы и общества.

Во-вторых, культура - это самосознание социальных групп населения, наций, классов, общества в целом. Благодаря культуре социальные сообщества узнают сами себя, свои общественные потребности и интересы, свои особенности и место в мировой истории, формируют свое отношение к другим общественных систем.

С познавательной функцией культуры тесно связана ее информативная функция. Она настолько важна, что некоторые ученые считают ее основным, а иногда даже возводят культуру к информации. Это вопрос проблематично, хотя следует признать, что без изучения этой функции невозможно понимание сущности культуры.

Известно, что социальный опыт предыдущих поколений не может передаваться генетической наследственностью. В культуре оказываются социальная наследственность человечества, его память. Опредмечуючись в тех или других знаковых системах (устных преданиях в древности, позже - в литературном языке, нотах, в "языках" науки и искусства и т.д.), социальный опыт предыдущих поколений розпредмечується и воспринимается новыми поколениями. Информационная функция выполняет передачу, трансляцию накопленного социального опыта как по "вертикали" (от предыдущих поколений до новых), так и по "горизонтали" - обмен духовными ценностями между народами.

Благодаря культуре новые поколения людей имеют возможность использовать опыт, накопленный предками. Теперь уже отпала необходимость отдельному индивиду лично испытать все на собственном опыте. Его индивидуальный опыт может быть в определенной степени заменен результатам опыта посредников.

Информационная функция культуры позволяет людям осуществлять обмен знаниями, навыками, умениями, способностями, иначе говоря, своими сущностными силами, которые неравные как в середине одного поколения, так и между поколениями. Известный английский драматург Бернард Шоу остроумно заметил: "Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обміняємось ими, то у каждого остается по яблоку. Но если у каждого из нас по одной идеи, и мы передаем их друг другу, то ситуация меняется. Каждый сразу становится богаче, а именно - обладателем двух идей".

Информационная функция культуры может проявляться через общение людей, в их практической взаимодействия, прежде всего - в совместной трудовой деятельности. Поэтому информационная функция неразрывно связана с коммуникативной. Общение по своему характеру бывает непосредственным и опосредованным. Непосредственное общение - это прямое усвоения достижений культуры. Оно дополняется косвенным, опосредованным - когда реализуется через усвоение культурного наследия.

Приобщаясь к поэзии Тараса Шевченко, романов Панаса Мирного, слушая музыку Николая Лысенко, изучая произведения философов и ученых и т.д., мы воспринимаем их мысли и чувства, будто общаемся с ними. В наши дни, с появлением и бурным развитием средств массовой информации (пресса, радио, телевидение, компьютерная сеть), неизмеримо возрастает роль опосредованного общения.

Культура, с одной стороны, регулирует прямое и косвенное общение людей, а с другой, обогащает и само общение, которое правомерно рассматривать как явление культуры. Оно активно способствует развитию человека, приумножению ее духовного богатства, выступает важным средством преодоления отчуждения между людьми, которое стало одной из самых драматичных признаков XX века.

Общение между людьми осуществляется с помощью различных средств, знаковых систем, "языков" (в широком смысле этого понятия, которое раскрывается в специальной науке - семіотиці). Каждая нация имеет не только свой язык слов, но и язык жестов, танца, музыки и т.д., а также - свой язык ритуалов, правил поведения и норм общения. Наряду с национальными языками, которые отражают историю народа, своеобразие его психологии, существуют и интернациональные языка, которые играют важную роль в межнациональном общении людей. Такой, например, интернациональной языком является язык науки, язык понятий и формул. Благодаря этому языку научные достижения одного народа становятся достоянием других народов мира. Наука создает и условные, специальные языки, область применения которых ограничена в основном электроникой ("Алгол", "Фортран" и т.п.), на которых осуществляется компьютерное программирование. Конечно, эти "языки" никогда не заменяют живого языка повседневного человеческого общения, но диапазон их применения с развитием электронно-вычислительной техники растет.

Культура делает возможным не только общение людей, но и регулирования их взаимоотношений и деятельности. Регулятивная функция культуры реализуется с помощью определенных норм, усвоение которых необходимо каждому для успешной адаптации в обществе. Нормативная функция культуры включает чрезвычайно широкий круг требований, которые предъявляются к духовного мира человека, его знаний, мировоззрения, нравственных качеств и т.д.

Нормы культуры в их внешнем выражении проявляются через символику, определенную знаковую систему (например, различные знаки внимания). Характерным примером такой символики выступают правила этикета. Однако нельзя ставить знака равенства между подобными правилами и регулятивной функцией культуры. В сфере культуры достигнутым правомерно считать лишь то, что вошло в быт и привычки. О степени усвоения норм культуры мы судим по реальным поведением человека в различных жизненных ситуациях. В таком понимании культура производства, быта, обслуживания, торговли, то есть - будь-яка культура деятельности человека является культурой поведения. Кроме того, мы часто говорим и о культуре поведения в более узком смысле слова, имея в виду нормативные требования к бытового общения людей.

В роли регуляторов культуры поведения человека как в широком, так и в узком смысле выступают не только нормы, но и образцы поведения. Норма характеризует не только уже достигнуто обществом, но и то, что имеет статус общей требования. Образец - это выше, лучше, достигнутое передовыми людьми общества, наиболее приближенное к идеалу. В процессе исторического развития человечества определенные образцы постепенно превращаются в общую норму поведения, впоследствии им на смену приходят новые, более совершенные. В этом и проявляется регулятивная роль образца.

Нормативная сторона культуры ярко проявляется в обычаях и обрядах. Обычаи - это исторически сложившиеся способы поведения, которые имеют вид целесообразных действий, которые осуществляются людьми той или иной сообщества в силу трудовой деятельности, под влиянием общественного мнения, ради воспроизведение образца. Обычаи передаются из поколения в поколение. Набрав формы определенного стереотипа поведения, обычай регулирует деятельность людей.

Закрепляясь с течением времени, обычаи перерастают в культурные традиции. В основе каждой традиции лежит опыт того социального коллектива, который им владеет и постоянно его воспроизводит. Ведущее значение в функционировании любой традиции диалектика имеет устоявшегося и изменчивого в ней. Происходит непрерывный процесс изменения традиций, отмирание консервативных и возникновения прогрессивных, отвечающих потребностям и интересам общества. В сфере быта, труда и межличностных отношений культура оказывает существенное влияние на поведение людей, регулирует их поступки, обуславливает выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается следующими нормативными системами, как мораль и право.

Культуре присуща аксіологічна (оценочная) функция. Она выражает качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека определенные ценностные ориентиры и потребности. Человек воспринимает ту или иную вещь или явление, дает им положительную или отрицательную оценку. В соответствии с отношением человека к культуре часто судят об уровне интеллигентности человека. В динамическом процессе функционирования культуры происходит формирование духовного лица человека, его мировоззрения, политических, правовых, нравственных, художественных, религиозных взглядов, вырабатываются определенные ценностные ориентации, моральные установки, культурные вкусы, формируется многогранный духовный мир человека.

Особое место принадлежит воспитательной функции. Культура не только адаптируется человека к определенному природной и социальной среды, способствует ее социализации. Она еще и выступает универсальным фактором саморазвития человека, человечества. Каждого конкретного индивида или человеческую общность правомерно рассматривать как продукт собственного культурного творчества. Последняя заключается в безостановочном процессе развития и удовлетворения материальных и духовных потребностей, разнообразных человеческих способностей, производстве и осуществлении заветных мечтаний и желаний, выдвижении перед собой и достижении определенных жизненных целей, программ. Поэтому каждый новый этап в культурном постепенные можно справедливо считать новым шагом в направлении расширения горизонтов человеческой свободы.

Мировоззренческая функция культуры проявляется в том, что она синтезирует в целостную и завершенную форму систему факторов духовного мира человека - познавательных, эмоционально-чувственных, оценочных, волевых. Мировоззрение обеспечивает органическое единство элементов сознания через восприятие и понимание мира не в координатах физического пространства и времени, а в социокультурном измерении. Следует отметить также, что и мировоззренческое мышления, и мировоззренческое представление в историческом плане черпают свое содержание в мифологии, впоследствии в религии, и наконец, в научном познании, то есть в тех формах общественного сознания, которые составляют содержание культуры. Основным направлением культурного воздействия на человека является формирование мировоззрения, через который она включается в различные сферы социокультурной регуляции.



Назад