Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Современный взгляд на проблему антропосоціогенезу


Вопрос о возникновении человека волнует человечество издавна. В XIX в. сложилось два взгляды на данную проблему: религиозный и близкие к нему (например, жизнь занесена на Землю инопланетянами), суть которых в том, что жизнь и человек является неземного происхождения; и эволюционный, который, исходя из современных научных знаний, объясняет возникновение человека постепенным развитием и усложнением форм материи. Первый взгляд не требует доказательств, а принимается, как правило, на веру. Мы будем выходить с другой точки зрения.

В эволюционной теории на сегодняшний день аксиомой является утверждение, что человек - это результат космической, биологической и культурной эволюции. Вселенная возникла примерно 20 млрд лет назад в результате Большого взрыва, согласно представлениям современной космологии, и жизнь человечества зависит от организации космоса, от процессов, протекающих в нем.

Около 3-4 млрд лет назад в результате космической эволюции создались благоприятные условия для возникновения жизни. Дальнейшее развитие жизнь хоть и зависело, конечно, от космической эволюции, и в большей степени определялся биологической эволюцией: 3,5-4 млрд лет назад начинается процесс антропосоціогенезу. Материально-энергетическое воздействие ближнего космоса как части Вселенной и протекания на Земле процесса антропосоціогенезу осуществлялись по двум каналам: через изменение неорганической природы (климата, ландшафтов и т.д.) и через изменение органической природы (мутации, естественный отбор). Зависимость изменения климата, ландшафта и биологических процессов, происходящих на Земле, от характера и степени солнечной активности доведены многими учеными. В частности, советский ученый А.Л. Чижевский еще в 30-е годы убедительно доказал, что периодические и эпизодические колебания магнитного поля Солнца непосредственно влияют на нервную систему, особенно на центр блуждающего нерва, регулирует сердечную деятельность.

Наука накопила большой материал о влиянии космических факторов на эволюцию живых существ, человека. Например, периодическая смена магнитных полюсов Земли приводит к ослаблению электромагнитного поля, что защищает биосферу от космической радиации. В результате резко возрастала ионизирующая радиация космического происхождения, что по крайней мере вдвое увеличивало частоту мутаций в зародышевых клетках гоминид. Геолог Г.Н. Матюшин делает попытку доказать совпадение времени магнитных инверсий со временем изменений физического строения человека. Наиболее чувствуют космическую радиацию в процессе этих колебаний экваториальные области Африки. Многие исследователи считают юго-восточную Африку прародиной человечества.

Отечественные ученые поддерживают гипотезу, согласно которой Australopithecus (австралопитек) как новый биологический вид - предок человека (Homo sapiens) - возник в результате мутаций человекообразных обезьян (горилл, шимпанзе, орангутангов) под влиянием изменения радиационной обстановки. Дело в том, что 4-3 млн лет назад в юго-восточной Африке начинается активное движение земной коры, землетрясения, выход на поверхность земли магмы, урановых руд, что также способствовало повышению радиационного фона и изменению генофонда человекообразных обезьян (высшие обезьяны - 48 хромосом, австралопитек - 46 хромосом). Итальянским генетиком Бруно Киарелли высказана гипотеза о слиянии у далекого предка человека двух пар хромосом, в результате чего "окрепли" именно те, которые определяют развитие мозга и нервной системы.

Как следствие мутации возникли обезьяны-чудовища, что имели спрямлений позвоночник, слабое волосяное покрытие, достаточно развитый мозг (450 г) и передвигались на двух ногах - они были названы австралопитеками. Таким образом переход к прямохождению происходил около 4 млн лет назад без помощи орудий труда. Наоборот, прямохождение способствовало тому, что австралопитек все чаще использовал природные орудия труда (палку, камни) для защиты от хищников и охоты. Это положение является общепринятым в мировой науке. Правда, прямохождение и появление австралопитека много зарубежных ученых объясняют не столько факторами, связанными с космической эволюцией (хотя и не отрицают их), сколько факторами биологической эволюции.

Американский ученый Оуэн Лавджой связывает появление прямохождение с размножением. Размножение - основа бытия. В биологическом мире существуют две стратегии размножения: Ч-стратегия, когда животное откладывает много яиц и в дальнейшем не заботится о своем потомстве (крайним примером Ч-стратегии является поведение устрицы, которая откладывает 500 млн яиц в год); К-стратегия, когда у животного небольшое потомство, но она тщательно ухаживает его. С появлением позвоночных, развитием мозга усиливается К-стратегия: уменьшается количество потомков, но улучшается забота о них. В зайцев на год бывает 12 детенышей, у льва - 2.

К-стратегия находит свое высшее выражение в человекообразных обезьян, которые имеют одно обезьянка за пять-шесть лет. Между тем, в природе часто случаются непредвиденные изменения, эпидемии и просто несчастные случаи, в результате которых потомство может погибнуть, а вид прекратит свое существование. Таким образом, биологическая эволюция поставила человекообразных обезьян на грань вымирания. Чтобы выжить, нужно было изменить стратегию размножения, адаптироваться к окружающей среде. Изменился способ передвижения, появилось прямохождение, которое способствовало большему сохранению энергии. Меньше подвижность - уже адаптация. В результате изменения образа жизни самка человекообразных обезьян могла длительное время ухаживать двух-трех детенышей. Причем выживало потомство той особи, которая обеспечивала лучший уход. Тщательная забота привить потомству навыки и поведение, необходимые для жизни, приводили к дальнейшему развитию нервной системы, мозга как самки, так и ее детей. По этой линии шел естественный отбор.

Возникает вопрос: кто же должен кормить самку и ее потомство, если освоена ней территория и способ передвижения ограничены? Биологический мир не знает примеров, когда самец долгое время кормит самку и потомство. Впервые это возникает в австралопитеков, становясь основой зарождения семьи. "Брачные пары" в стаи австралопитеков возникают в результате биологической эволюции, исчезновение еструса - состояния сексуальной восприимчивости, который продолжается в обезьян несколько дней. В стае передлюдей, как утверждают ученые, было гораздо меньше самок, что связано с осложнениями родов при переходе к прямохождению и это могло бы - при сохранении еструса - вызвать жестокие конфликты и привести стаю к самоуничтожению. Такая перестройка организма закрепилась в генотипе. Ученые рассматривают это как крайне важный момент развития от животного к человеку. На основе сексуальных симпатий в стаде австралопитеков состоят "брачные пары", которые существуют определенное время, распадаются, далее возникают новые. Маргарет Мид, один из ведущих этнографов мира, считает "институт отцовства" той биологической основой, на которой зиждется культурная, социальная эволюция.

Что же отличает передлюдину (австралопитека) от человека? Как можно говорить о человеческое общество, которое формируется? В чем его отличие от стаи? Можно таким критерием считать использование и даже изготовление орудий труда, или только становления мышления, воли, языка означает зарождение общества?

Современные исследователи показали, что человекообразные обезьяны способны использовать орудия труда. Первоначальная производственная деятельность существовала в рефлекторной форме у австралопитеков (сделать край камня острее или в отдельных случаях даже придать ему более удобную форму). Изготовление орудий труда отдельными индивидами эпизодически встречалось и в Homo habilis, и все же даже их большинство антропологов не считает людьми, потому что они не имели стандартизированных орудий труда. В стандартизированном орудии труда воплощена идея, которая выходит за пределы не только каждого индивидуального момента, но и каждого отдельного индивида, занятого конкретным воспроизведением этого орудия. Одним словом, это понятие социальное. Воспроизвести образец - значит знать его, а это знание сохраняется и передается обществом.

Появление стандартизированного орудия связывается с началом становления мышления, воли, языка, следовательно - с началом становления общества. Стандартизированные орудия труда появляются 1 млн лет назад у Homo erectus (питекантропов), и их бесспорно относят уже к людям, хотя пока еще не готовых, а таких, которые формируются. Процесс становления человека и общества завершился 40-35 тыс. лет назад.

В последнее время среди зарубежных антропологов получил распространение точка зрения, согласно которому все гоминиды, которые стоят за уровнем развития выше Homo habilis, образуют один вид - Homo sapiens. Люди современного физического типа входят к этому виду как подвид Homo sapiens. Существовал и другой подвид: Homo sapiens neanderthalensis, который по непонятным причинам исчез 40-35 тыс. лет назад.



Назад