Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Возникновения искусства как уникального механизма культурной эволюции


Все средства, о которых шла речь выше, сохраняли существующие социальные отношения и духовный мир людей. Ограниченность их была в том, что каждый из этих средств было узкое поле применения в социальной жизни (орудия труда - экономику, табу - моральное жизни и т.д.). Они были факторами внешней взаимодействия человека и мира. В первобытном обществе, наверное, довольно часто случались всплески индивидуализма, проявивших себя в различных антиобщественных проявлениях, следовательно, необходим был средство, которое, воспроизводя общественные ценности и "необходимую модель жизни", непосредственно и непримусово влиял на мироощущение человека, регулируя ее поведение. Духовный мир личности, что усложнялся, ни в коей мере не в силах был запечатлеть и сохранить ни один из названных средств.

Эти задачи могли быть решены только с появлением на свет искусства. Искусство способно вобрать и передать все возможные ситуации взаимодействия человека и мира, все ситуации взаимоотношений людей, без любого локального ограничения. Отражению искусством доступны как материальные, так и духовные стороны общественной жизни. Искусство целостно отражает действительность: может в отраженном виде сохранить материальную сторону жизни и те человеческие состояния, те виды человеческого реагирования на действительность, которые с ними связаны. При художественном восприятии вся жизнедеятельность, отраженная в искусстве, "оживает" даже для человека, который не имеет в личном опыте ничего подобного. Благодаря этому индивид оказывается способным воскрешать, а следовательно, сохранять и передавать опыт, мысли, чувства общины. Искусство является самой доступной форме усвоения знаний, поскольку оно воспринимается в конкретной форме настоящей жизнедеятельности.

Огромная роль искусства в развитии человечества состояла в том, что оно способствовало развитию творческих принципов в индивидуальность. Дело в том, что первобытный строй был консервативным, требовалось четкое соблюдение табу, никаких индивидуальных толкований не разрешалось, что мешало проявлению инициативы, свободе личности. Искусство же - по самой своей природе и характеру воздействия на сприймача требует от людей творчества (достройка открытой модели, соотнесение опыта того, кто передает и того, кто воспринимает; влияние мыслей и чувств, закон уподобления, раскрепощение при восприятии). Искусство, благодаря эффекту передаваемой информации в том, кто воспринимает, не консервувало жизнедеятельность, а делало ее "настоящей" реальностью, жизнью, возрожденным в мысли, чувстве, состоянии, спонуканнях. Таким образом, искусство оказалось и средством, способным наилучшим образом передавать общественно необходимую жизнедеятельность посредством воскресения ее в индивидуальность, и средством, способствует нейтрализации, или даже в определенной степени снятию зоологического индивидуализма в поведении. Искусство не создает копию, слепок мира (действительности) - в таком варианте оно было бы ненужное индивиду. Предметом его ценность человеческого бытия, то, что развивает в индивидуальность его человеческую сущность.

Культурная эволюция с возникновением искусства - этого универсального механизма сохранения и передачи социальной информации от поколения к поколению - приобрела необратимый и ускоренного характера. Искусство - это самосознание культуры. Универсальность искусства как средства сохранения жизнедеятельности с веками не только не пропала, а наоборот, выросла, потому что в нем появились новые виды и жанры. Стали разнообразнее художественно-выразительные средства, а это привело к тому, что жизнь общества, человека стало возможно воплотить в искусстве многогранней и совершеннее.

Таким образом, культурная эволюция в тот период, когда полностью сформировались общество и человек, была представлена такими информационными каналами: эволюция орудий труда, язык, моральные нормы, мифология, искусство, религия (ее первая форма - магия), содержание которых определяла, "фиксировала" своеобразие поведения, мироощущение человека в эпоху верхнего палеолита.

Какие же основные этапы культурной эволюции человечества? Общепринятым в культурологии является разделение человеческой истории на три больших этапа: дикость, варварство, цивилизацию, предложенные еще в конце XVIII в. шотландским философом Анри Фергюссоном. В XIX в. американский этнограф Л. Морган, а потом Ф. Энгельс связывали выделение каждой из этих эпох с определенным уровнем материальной культуры, с конкретными формами развития хозяйства. Эпохе дикости соответствуют такие хозяйства, что "присваивают" (сбор, охота и рыболовство), эпохе варварства - те, что производят (раннее земледелие и скотоводство), эпохе цивилизации - развитая аграрная культура, промышленная и научно-техническая культуры.

Таким образом, мы видим, что основным критерием этапов культурной эволюции является развитие производственных сил и появление новых идей, которые в конечном счете определяют своеобразие культурно-исторических эпох. С культурной эволюцией - эволюцией человеческого духа - идеальные факторы в свою очередь существенно влияют на материальную культуру общества.



Назад