Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Культура и цивилизация


В теории культуры понятие "цивилизация" очень сблизилось с понятием культуры. Нам важно определить сущность этих понятий. Как отмечалось выше, понятие "цивилизация" было введено в науку как название определенного этапа в культурной эволюции человечества, что начинается с 3500 года до н.э. и продолжается по сегодняшний день. В ходе дискуссии относительно древних городов, которая происходила 1958 года в Чикаго, ученые предложили три признаки цивилизации: монументальная архитектура, письменность, города. Указанная триада выразительно характеризует цивилизацию в первую очередь именно как культурный комплекс, тогда как социально-экономическую сущность данного явления составляют появление классового общества и государства. Памятники архитектуры показательны с точки зрения производственного потенциала общества, которое их создало.

Появление письменности характеризует отделение умственного труда от физического, что позволило сосредоточить усилия отдельных групп людей на развитии искусства и различных форм позитивного знания. Города выполняли специфические функции в общественной системе: были центрами сельскохозяйственной округи, центрами ремесел и торговли и своего рода идеологическими центрами. Именно в пору первых цивилизаций идеологическая сфера, систематизированная и централизованная, стала поистине огромной силой.

Итак, цивилизация сформировалась лишь на определенном этапе развития человечества, являя собой качественную границу на эволюционном пути. Выделяют различные типы, этапы, уровни цивилизации. Принципиальной позицией ученых советского периода было выделение формаційних типов цивилизации (рабовладельческий, феодальный тип тип и т.д.). Такой подход отличался от взглядов многих западных ученых, которые в основном опираются на концепцию Арнольда Тойнби. В 30-50-е годы нашего века в работах "Цивилизация перед испытанием" и "Исследование истории" А. Тойнби сделал попытку объяснить одновременно ход развития всех человеческих культур, применив понятие "цивилизация" к особенностям развития народов и культур различных стран и регионов. В результате всемирная история имела вид мозаичного панно, составленного багатолінійним развитием суверенных культур, которые расположены рядом и сосуществуют. Однако А. Тойнби доказал: при всем различии и непохожести культур разных народов все они принадлежат к единой цивилизации и в своем развитии рано или поздно проходят идентичны этапы, которые характеризуются одинаковыми идеями, и хотя имеют свои особенности, и сущность их единственная. Например, основные идеи Просвещения, без которых сегодня невозможно представить современную цивилизацию: все люди от природы равны, каждый человек - неповторимая личность, человек - цель развития общества, а не средство, и другие - это наследие европейской культуры XVIII ст. Чуть позже под знаком усвоенных европейских идей начинает развиваться русская культура. Эти идеи питали творчество украинских, российских и белорусских просветителей. И только с конца XIX - нач. XX в. эти идеи начинают господствовать в культурах дальневосточных государств (Индии, Китая, Японии и др.), отражая своеобразие этих народов. Парламент - феномен развития английского гения культуры, но распространившись как неотъемлемый элемент демократии на все страны, он является фактором современной цивилизации. Таким образом, понятие "культура" подчеркивает неповторимость, а в отдельных случаях и тупиковое ответвление развития этносов, стран. Понятие же "цивилизация" означает непрерывность, единство, общность культурно-исторического процесса для всех народов. Когда отдельные идеи культуры становятся в силу сложившихся условий, стереотипами поведения больших групп людей, определяют особенности их мировоззрения, тогда можно говорить о определенный этап развития цивилизации.

Сегодня больше чем когда-либо ученые стремятся осмыслить специальные отрасли научного знания (как гуманитарного, так и естественно-научного) в контексте культурной эпохи. Такой подход в науке получил название цивилизационного. Он основывается на общечеловеческих ценностях. Не отодвигая в сторону реальную конфликтность истории, эта концепция истории позволяет понять ее реальную непрерывность, раскрыть механизмы действий людей, истоки и содержание общечеловеческих ценностей. Моральные преимущества цивилизационного подхода очевидны: стимулируя практику, идеи, настроения мирно-цивилизационного взаимодействия людей, он открывает тем самым большое пространство творческим тенденциям истории.



Назад