Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Пословицы, поговорки, загадки. Зачатки искусства


Большую воспитательную роль в первобытном обществе играли пословицы и поговорки. У них долгая жизнь. Мы, например, используем те же или почти те же остатки старым мудрости, которые зафиксированы в литературе средних веков. Но новые не создаются - существующие возникали с давних времен, их источником был или некий забытый ныне обычай, или легенда, или длительное наблюдение, или остатки древней магии и религии. Например, английское выражение "шерсть собаки, который укусил вас" не был ни метафорой, ни шуткой, а настоящим рецепту от укуса собаки, одним из многих примеров древнего гомеопатического учение: чем ударился, тем и лікуйсь! Об этом упоминается в скандинавской "Эдди": "Собачья шерсть вигоює от укуса собаки".

Когда мы говорим "встать с левой ноги", то не задумываемся над этим афоризмом. Нас вполне устраивает общераспространенное поверье, что встать с кровати левой ногой - значит иметь плохой день. Это один из примеров простой ассоциации идей, которая сочетает правое и левое с понятием доброго и злого.

Старинные пословицы, способны подсказывать нам мудрое отношение к тем или иным вещам в жизни, возникли впервые в некоторых дикарей, которые уже стояли на довольно высоком уровне. Но их почти нет в самых примитивных племен. Народы Западной Африки, которые еще не так давно жили в каменном веке, имели пословица, сотни из которых стали бы полезен и человеку XX ст. Например: "Он спасся от меча, и попал в ножны" (аналог нашего "Убегал от дыма, и упал в огонь" или "Хотел миновать пень, и наехал на бревно"); "Пепел летит обратно в лицо тому, кто его разбросал" ("Не копай другому яму, потому что сам упадешь"). На объяснение того, что нельзя обвинять хозяина за глупость его рабочих, они говорят: "Всадник еще не глуп от того, что лошаденка глупая"; намек на неблагодарность выражается в пословице: "Когда тыква спас их (во время голода), они сказали: "Срежем его и сделаем из него чашу".

Загадки возникают вместе с пословицами. Под загадками понимают те составлены на странный манер вопросы, на которые надо дать вполне серьезный ответ, а вовсе не современную шуточную игру слов, как в Клубе веселых и находчивых. Типичный образец - загадка Сфинкса. В древнегреческом мифе Сфинкс - чудовище с женской головой, туловищем льва и огромными крыльями - поселился возле города Фив и требовал все новых человеческих жертв до тех пор, пока некто не разгадает его загадку: "Кто утром ходит на четырех ногах, днем - на двух, а вечером - на трех?" Загадку разгадал Эдип, который стал царем Фив: человек в детстве, в расцвете сил и на старость (с посохом).

Приведем несколько примеров загадок разных народов.

У народа басуто: "знаете Ли вы, что бросается с вершины и не разбивается?" (Водопад); "Кто ходит ловко без ног и без крыльев, и кого не могут остановить ни горы, ни река, ни стена?" (Голос).

В Полинезии на острове Самоа: "Седая человек стоит над оградой и достает до самого неба. Кто это?" (Дым из дымохода); "Человек стоит между двумя алчными рыбами" (Язык).

Загадки принадлежат только до высших степеней примитивной культуры - чтобы складывать их, надо иметь способность абстрактного сравнения и значительный запас знаний.

В некоторых первобытных народов загадки составляют необходимую часть воспитания (в виде упражнений для детей). Иногда их содержание для нас темный: нечто ушло из жизни и нам непонятное.

В первобытном обществе труд, магия, мифы, искусство не были расчленены, а развивались вместе. Рисуя животное, добыча которой была жизненно необходимой, первобытный охотник старался повлиять на результат охоты, но в конечном итоге он познавал мир полнее. У него возникали образы, которые выражались в рисунке, слове, звуках музыки.

От древнейшего этапа развития первобытной культуры - эпохи палеолита (40-12 тысячелетия до н.э.) - остались рисунки на стенах и потолках пещер, в глубинах подземных галерей и гротах. Это контурные изображения голов зверей на известняковых плитах (пещера Ла-Феррасі во Франции); человеческой руки, обведенной краской. Впоследствии возникли изображения всех животных каменного века: гигантских оленей с ветвистыми рогами, стадам диких лошадей, широких зубров. В наскальных рисунках 25-12 тысячелетий до н.э. есть уверенность и экспрессивность линий, что передают стремительный бег, борьбу, повадки. В росписях пещер Фон где Гом (Франция) и в Альтамірській пещере (Испания) передано чувство могучей стихийной силы жизни зверей.

Статуэтки, изображающие зверей и полных голых женщин (культ "праматери"), - из камня, кости, дерева - возникли в эпоху палеолита.

Изображение человека (12-4 тысячелетия до н.э., эпоха мезолита и неолита) - это сцены охоты, военных столкновений. В статуэтках заметные черты схематизму, в эту эпоху распространены мелкая пластика, орнамент, геометрические узоры.

В эпоху бронзы преобладает монументальная архитектура - для культурных целей, для захоронений. А в конце существования первобытного общества, в эпоху железа (начало i тысячелетия до н.э.), на территории современной Франции, Балканском полуострове, в Закавказье возводили уже крепости, оборонительные сооружения, сложенные из больших каменных глыб. Эти сооружения принадлежат и будущем.



Назад