Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Культ красоты и образованности


Физически и морально совершенный человек, в котором воедино слились добродетель и пропорциональная красота тела, - такова модель личности свободного грека. Ритм тела воспитывался атлетикой, ритм души - "музыкой", что для грека означало мусические (то есть под знаком муз искусства: триединство поэзии, танца и музыки. Это была программа для каждого свободного грека.

Эти три рода творчества в классической Греции были неразделимы. Оды или трагедии Эсхила (например) пели и танцевали, хотя для нас они - литературные тексты. Древнегреческая литература жила не только в слове - она жила и в звуке, и в немом жесте, и в танце.

Эту стилизацию жизни и творчества впоследствии критиковали философы, потому что они придавали большое значение воспитательному воздействию искусства. Конечно, античный эстетизм был элитарным и гедонистическим. Зачем человеку нужно эстетическое воспитание? Чтобы развить в ней способность к утонченного наслаждения, к "благородному досуга" (Аристотель), чтобы сформировать в ней способность получать удовольствие от жизни, с одной стороны, а с другой - чтобы выдать ей, так сказать, "патент на благородство", сделать полноправным членом культурной элиты, отделить от "черни" и дать место среди "лучших людей".

Историки античного мира неуклонно настаивают на значении художественного элемента в греческом жизни, начиная с культуры тела, гимнастики и кончая гомерівськими благородством и рыцарским кодексом, которые считались образцом достойного поведения. Насыщенные общественным содержанием, гражданскими мотивами, обряды на фоне большой художественной культуры, созданной архитектурой, пластикой и другими музами, играли огромную роль.

По словам Платона, участие в хороводе делает человека воспитанной. О подготовке хоров в Афинах заботились специальные служебные лица - "хореги". Дурная слава кінетів, одного из племен Аркадии, которое не соблюдалось добрых обычаев, связывалась в общественном мнении греков с незнанием музыки. Надособистий ритм музыки, войдя в жизни, способен обеспечить правильный ритм полисной "благозаконності", делает душу и тело человека "музыкальными" (по піфагорійським учением, правильная настроенность тела здоровьем, а душа по своей сути - не что иное, как гармония). На предельном степени просветления человеку становится понятна "музыка сфер", гармония звездного неба.

После праздника Великих Дионисий народное собрание утверждали премии организаторам и авторам спектаклей. Исократ назвал Афины "вечным всенародным праздником". Разумеется, праздничность греческого жизни нельзя трактовать как безнастанні песни и танцы. Просто будни и праздники еще не настолько "разбежались", как в дальнейшем. Конечно, греки не могли жить только искусством и врочистостями. Но их жизнь, даже чисто материальное, выражалось в чувственных образах. Сравним валютный фонд современного государства с казной афинян. Сорок талантов чистого золота, которое имел в своем распоряжении правительство Перикла, хранились в виде драгоценных одежд статуи Афины-Девы работы Фидия. Время от времени эти одежды приходилось снимать для проверки наличных.

Конечно, эстетический элемент крупнейший проявление получил в архитектуре и скульптуре.

Система архитектурных форм сложилась в период архаики (от гр. archaios - древний, VII-VI вв. до н.э.). Греческий храм - хранилище казны и художественных сокровищ, место поклонения богам - был центром всего общественной жизни граждан греческого полиса. Он стоял в центре акрополя или на городском майдане. Основным типом храма был периптер - храм прямоугольной формы, окруженный со всех сторон колоннами.

В основе греческой архитектуры с самого начала лежала определенная система соотношение несущихся и несущих частей - ордеров (от лат. ordo - строй). Ордера называли по месту их возникновения дорическим, ионическим и коринфським.

Дорический храм-периптер с трехступенчатой основой, приземкуватими и мощными колоннами был увенчан двускатной крышей. Фронтоны его заполнялись скульптурами, скульптурными украшениями завершались и рога крыши и его шпиль.

Капитель ионического ордера, который сложился в конце VII в. до н.э., имела эхин из двух изящных завитков и щедро декорированного карниза.

Коринфский ордер отмечался колоннами, стройнее, чем ионические, они завершались пышной капителью, составленной из стилизованных листьев.

Греческие храмы архаического периода подрисовывают. Краска подчеркивала архитектонику дома, усиливала праздничность образа. Белый с цветными деталями храм, для которого греческие архитекторы всегда умели найти удачное расположение на холме, на возвышении, легко "читался" силуэтом на фоне неба.

Архаичная скульптура родилась на стадионах, в гімнасіях, на олимпиадах. Победителей Олимпийских игр всенародно прославляли, на их честь сооружали статуи. Поскольку на соревнованиях юноши выступали обнаженными, то и возникли изображения-куросов, которые долго назывались архаичными аполлонами: подчеркнутая атлетическая строение, глаза широко открыты, уголки губ слегка подняты. Время такие статуи достигали трех метров высотой и напоминали древнеегипетские, но отличались такими чертами, как открытость человека перед миром, жизнерадостность, что выражало гуманистическую идею греческого искусства.

Куросов посвящались богам, относились на городских площадях. Как материал использовали камень, дерево, мрамор, терракоту, а со второй половины VI в. до н.э. - бронзу.

Женские фигуры изображали задрапованими. Они назывались корами (от греч. kora - дева). Чаще всего в них стали жрицы богини Афины. Коры были широко открыты удлиненные глаза, "архаичную", слабо выраженную улыбку (немного подняты уголки губ).

Лицо и куросов, и кор не индивидуализировали: в мужских лицах - сдержанность, мужество, сила; в женских - сдержанность и благородство при подчеркнутой женственности, нежности.

Сохранились великолепные вазы (особенно VI в. до н.э.) - живопись покрывал всю их поверхность, как ковер. Стиль этот назывался орієнталізуючим, поскольку многие, особенно в орнаменте, греки переняли от Востока: цветы лотоса, мотивы животного мира и др.

Впоследствии ковровый стиль уступил место чорнофігурному. Узор наносили черным лаком на немного підмальовану охрой глину сосуда - фигуры свободно размещались на поверхности стенок. Это были сцены сражений, банкетов, охота, эпизоды из гомерівських поэм.

С последней трети VI в. до н.э. черные фигуры на вазах заменили красные (фигуры природного цвета глины выступали на фоне, полностью покрытый лаком); на них динамические жанровые сцены граничат с мифологическими.



Назад