Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Древнегреческая архитектура и пластическое искусство


Искусство архаики заложило основы художественной системы следующего периода - греческой классики. В архитектуре греческой классики развивался тот самый тип храма-периптера, преимущественно дорического ордера. Но он стал стройнее, гармоничнее, пропорции его приобрели большую логики и простоты. Была определена количество колонн по длинной стороне вдвое больше, чем по короткой, плюс одна (например, 13:6).

Реконструирован в этот период афинский Акрополь стал бессмертным памятником, в котором архитектура и скульптура выступают в неразрывном единстве. Акрополя отдал 15 лет жизни величайший скульптор классической Греции Фидий.

С Акрополем связаны главные праздники Афин - Панафінійські - в честь богини, покровительницы города. Раз в четыре года по священной дороге от Афин до Акрополя шел поход с дарами богини и одеянием для нее - пеплосом, который ткали лучшие афинские девушки. Процессия поднималась на холм через парадные ворота Пропилеи, которые состояли из ионической колоннады между двумя дорическими портиками, и далее отправлялась на площадь Акрополя. Справа от Пропілеїв, на выступе скалы Акрополя, на высоком постаменте стоял храм Афины-Нике, ионического ордера, с деревянной скульптурой богини Нике Аптерос (бескрылой) внутри. Это редкое изображение бескрылой победы. В поэтическом воображении греков богиня победы возникала неверной девой, которая легко перелетала от одного к другому, и поэтому чаще всего ее изображали крылатой.

Процессия направлялась от входа до центрального храма Акрополя - Парфенона площадью 70x31 м, окруженного 46 колоннами высотой 10 м. В Парфеноне соединенные черты дорического и ионического ордера. Мрамор его колонн, красный и синий цвета, деликатно введена позолота предоставляли храма праздничности. Пропорциональность его частей, точность в расчетах сделали Парфенон шедевром на все времена.

Внутри Парфенона стояла создана Фидием 13-метровая статуя Афины Парфенос, Афины-Девы. Афина была в наряде с изображенными на нем сфинксами и крылатыми конями. Правой рукой она опиралась на колонку, в руке держала двухметровую крылатую богиню Нике. В левой руке Афина имела щит. Между копьем и щитом Фидий поставил огромного священного змея. Лицо Афины, руки, маска Медузы Горгоны на груди были выполнены из слоновой кости, глаза - из драгоценных камней, одежду и оружие - из золота. Такой ее описал в Древнем путеводителе Павсаний.

История пластического искусства Древней Греции связана с выработкой зримого образа божества. Фидий с его учениками сделали очень много в этом направлении. Скульптуры Парфенона с глубокой поэтичностью и эмоциональностью прославляли богиню Афину. Величие человеческого разума, сила красоты, мужество греков, которые победили варваров-персов, воплощенные в глубоко человеческих образах богов - прекрасного Диониса (на восточном фронтоне), Афродиты, которая покоится на коленях своей матери Дионы Мойр, богинь судьбы и др. Тем самым настроением проникнуты и сюжеты из жизни Афин: упорные всадники-юноши, колесницы в неудержимом "лэти", музыканты, жертвенные животные, девушки с дарами для богини. Неисчерпаемая фантазия Фидия создала в фризе 365 человеческих фигур и 227 фигур животных, при чем пластика движений ни разу не повторяется. Эстетический идеал эпохи выраженный в словах Перикла: "Мы любим прекрасное, соединенное с простотой, и мудрость без розніженості".

История Парфенона трагическая. Во времена средневековья он был преобразован в христианскую церковь, потом використовувавсь как пороховой склад. В XVII в. при осаде Акрополя венецианцами в Парфенон попало ядро, и он был разрушен. Много скульптур погибли.

В скульптуре греков царил образ атлета. Человеческая красота и совершенство - вот что стремились воплотить они в образах атлетов. Но речь шла не просто о красоте. Главный идеал полисной классики отражен в слове "калокагатія". Kalos - характеристика тела, не искаженного рабским трудом или "варварским" бездельем: его осанка, жесты отвечают хорошем вкусе. Agathes - характеристика души, пройнятої тем самым ритмом, который воплощается уже в поступках человека перед лицом общины и перед лицом смерти. Не только скульптура, но и греческая трагедия настоятельно изображает героев, которые отчаянно сохраняют достоинство жеста и ритуальную стройность языка.

Последней постройкой Акрополя был храм, посвященный Афине, Посейдону и мифическому царю Ерехтейю - Эрехтейон. Новое в нем - кариатиды, женские фигуры, которые поддерживают на одном из портиков вместо ионических колонн перекрытия храма. Эрехтейон строили в период борьбы за первенство между Афинской государством и Пелопоннеським союзом во главе со Спартой, которая получила в истории название Пелопоннесской войны.

В V в. до н. э. было создано большое количество великолепных скульптур. Многие из них - анонимные. Из известных скульпторов, кроме Фидия, за этих времен в Афинах работали Мирон ("Дискобол", "Афина и Марсій" - фигуры, в которых передано действие и внутренние переживания) и Поліклет (сдержанно мощные, спокойно величественные образы "Доріфора" - списоносця и "Діадумена" - атлета, который венчает свою голову победной повязкой; "Раненая амазонка", предназначена для знаменитого храма Артемиды в Эфесе). Поліклет стремился представить образ идеального вільнонародженого гражданина греческого полиса.

В архитектуре поздней классики (410-350 гг.), в отличие от ранней и высокой, нет "чувство меры", оказывается поезд до грандиозного, внешне прекрасного. Было восстановлено после пожара храм Артемиды, который считался одним из чудес света. Так же чудом можно назвать огромную гробницу царя Мавзола в Галикарнасе, от которой и происходит позже название "мавзолей". Она увінчувалася колесницей с лошадьми и была украшена 150-метровым фризом с изображением битвы греков с амазонками. Мавзолей соединил в себе торжественную, восточную великолепие декора с изяществом греческого ионического ордера.

В IV в. до н. э. был построен знаменитый театр в Эпидавре (архитектор Поліклет), на каменных скамьях которого могли сидеть 10 тысяч зрителей. Прекрасная акустика позволяла различить каждый звук даже с последнего ряда, удаленного от орхестри на 60 м по горизонтали и на 23 м по вертикали (на таком повышении размещался последний ряд).

В скульптуре вместо мужества и суровости образов классики возник интерес к душевного мира человека. Так, в единственной дошедшей до нас в подлиннике от скульптора Праксителя, мраморной статуи Гермеса мастер изобразил прекрасного юношу, который нехотя оперся локтем о пень, в состоянии покоя и безмятежности. В замысле, с нежностью поглядывает он на младенца Диониса, которого держит на руках. На смену мужественной красоте атлета V в. до н. э. приходит утонченная красота и более одухотворенная. Особой славы получила другая скульптура Праксителя - статуя Афродиты Кнідської. (Это было первое в греческом искусстве изображение обнаженной женской фигуры.) Статуя стояла на берегу моря, на острове Кнід, и современники писали о настоящие паломничества на остров с целью полюбоваться красотой богини, которая собирается войти в воду и сбрасывает одежду на вазу, стоящую рядом.

Скульптор Скопас продолжил традиции высокой классики, создавая образы монументально-героические. Но они тоже обозначены драматическим напряжением всех духовных сил. Порыв страсти, выражение страдания, даже некоего трагического надлома нарушает гармоничную ясность образа, но дает возможность раскрыть сложность мира человека.

Лисипп Третий, великий скульптор IV в. до н. э., старался показывать атлетов не в момент наивысшего напряжения сил, а, как правило, в момент его спада, после соревнования (такие его Апоксіомен, который счищает с себя песок после спортивного боя; Гермес, который устало присел на камень и ладен следующую минуту бежать дальше в своих крылатых сандалиях).

Дальнейший шаг вперед в развитии культуры было сделано на следующем этапе - в еллінізмі.

Эллинистический период охватывает чуть ли не тысячу лет (с IV в. до н. э. - от завоевания Греции Александром Македонским - и до падения Западной Римской империи в 476 г. до н. э.).

Эллинизм характеризовался распространением греческой городской цивилизации на пространство от Сицилии до Индии. Греко-македонские завоеватели ввели в таких древних восточных странах, как Египетского, Сирия, Финикия, Киликия, Иудея и др., систему полісно организованных колоний. Греческие названия колоннады, храмы, театры вырастали, как грибы, среди туземной сельской местности. Например, знаменитая Александрия с ее модернистским геометрическим планировкой, с библиотекой, где насчитывалось 700 тысяч рукописей (свитков пергамента и папирусов); с космополитическим населением, которое разговаривало на греческом языке и называло себя "эллинами". Пестрая государство Александра Македонского протянулась от Северной Италии до Индии, от Нила до Средней Азии. Но после смерти обладателя она очень быстро распалась, на ее руинах возникли новые монархии, между которыми постоянно шли войны.

Ранний эллинизм (конец IV в. до н. э. - И-II в. н. э.) - период становления огромного государства, закончившийся образованием мировой Римской империи в i в. н. э. во главе с императором Октавианом Августом. Именно с этой поры активно систематизувалися знания, опыт, накопленные даже не веками, а тысячелетиями.

В настоящее время достаточно интенсивно развивалась математика, медицина, натурфилософия, жили великий математик Архимед, геометр Эвклид, астроном Гиппарх; были возведены огромные инженерные сооружения: Фаросский маяк (более 100 м высотой), который простоял 1500 лет, Колосс Родосский - бронзовое изображение бога солнца Гелиоса (32 м высотой). Их не случайно называли чудесами света.

Культовая эллинистическая архитектура тоже тяготела к исполинских размеров. В этот период создано диптер - тот самый прямоугольный храм, что и периптер, но окружен не одним, а двумя рядами колонн (Олимпейон). Эллинизм знал и храм-ротонда, то есть круглый в плане храм с диаметром ротонды 19 м.

В огромной різноликій государстве возникло много художественных школ. На острове Самофрак была поставлена статуя Нике - богини победы - в честь победы родосского флота над врагами в 306 г. до н. э. Сооружена на пьедестале, напоминающая нос корабля, фигура Нике органично вписывалась в ландшафт со скалой, которая зависла над морем. Хитон, который вьется вокруг могучего тела, отведенные назад могучие крылья, неудержимый порыв вперед предоставляют скульптуре действительно титанического, триумфального характера. Классическим образцом является статуя Афродиты с острова Милос, более известная под римской названием Венера Милосская. Полноправным в скульптуре стал бытовой направление ("Старик, который извлекает колючку с ноги", "Мальчик с гусем"), декоративная скульптура. Алтарь Зевса в Пергамському акрополе обрамленный барельефом около 130 м длиной и 2, 3 м высотой, где изображены быки и великаны, что дерутся. Великаны погибают, отчаяние, страдание выражено в их фигурах, но они полны благородства и величия духа. Преувеличенность эмоций, подчеркнута динамика, грандиозность образов, драматизм ("Галл, который убивает себя и свою жену") - такие особенности этой скульптуры. Однако страдания эллинистический мастер не утрирует, врага изображает не карикатурным, а мужественным и прекрасным. Этнические черты демонстрируются всегда ненавязчиво.

Большой славы получила найдена в XVI в. скульптурная группа - Лаокоон с сыновьями. Троянский жрец Лаокоон был наказан покровительницей греков Афиной за то, что предостерег беспечных троянцев от опасности введения в город оставленного греками деревянного коня.

Классическая культура была простой и наивной. Греческий полис не знал глубин индивидуализма и психологизма. Он был слишком сдержанным, слишком суровым и аскетичным. Эллинистическая культура прежде всего индивидуалистическая, что объясняется мироощущением человека этой эпохи. Личность чувствует себя дискомфортно в этом огромном государстве и потому стремится погрузиться в собственные переживания, остаться в одиночестве. Эстетика и философия хотят дать этой личности внутренний покой и независимость. Культура этой эпохи ориентирована на эллинов.

Кого же называли эллинами? Чистокровных греков среди эллинов было мало. "Эллин" означало: человек, которая примкнула к социальной верхушки и приняла ее культуру, разговаривает на греческом языке, смолоду управлялась в гімнасії, учила наизусть Гомера, а в зрелые годы посещает театр. Много известных эллинов - философов, поэтов (сирийцев, иудеев, египтян, финикийцев, малоазійців) - были убежденными космополитами и не придавали значения своему происхождению. Еллінство - это не страна, не земля, не политическая идея - это принадлежность к определенной касте, объединенной знанием Гомера и Еврипида, Платона и Демосфена, чистотой и изяществом греческого языка, тонким, "эллинским" вкусом. Еллінство было основой их бытия, их "патентом на благородство". В мире эллинизма эллинами не рождались, а становились через школу.

При таком раскладе учитель красноречия - это чудотворец, который из варваров делает эллинов. Не было большего оскорбления, чем поймать на ошибках с греческого языка (даже римский философ и император Марк Аврелий считал за честь называться эллином).



Назад