Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Специфика и истоки римского гения


И все-таки в Риме влияние эстетического риторизму сдерживался извечно римской традиции практической деловитости. Противопоставление эстетиков-греков и практиков-римлян проходит через всю литературу. Гораций в "Науке поэзии" высмеивает дар красноречия, несмотря на то, что Рим уважал ораторов как людей, принимающих активное участие в общественной жизни. Триумфы красноречия во времена Ціцерона кончились с установлением императорского режима. Римские легионеры - настоящие вершители политической судьбы Рима в III в. н. э. - все меньше склонны были слушать образованных ораторов.

Исследования этого периода показали, что от философии стало веять усталостью и тонким разочарованием. Вокруг - взбудораженный, хаотичный, воинственный мир, философы-стоики учат достойно терпеть удары судьбы, находя в этом удовольствие, и безжурність существования; эпикурейцы рекомендуют утолять свои страсти и погрузиться в блаженство, раювати в созерцании; скептики освобождают от предвзятости и преданности общепринятом. Все философы избегают общественной и государственной деятельности. Они ценят свободу и погружены в себя.

Отчуждена уже от общины человек пристальнее заглядывает в себя - ей интересен мир индивидуального.

Искусство позднего эллинизма впитало в себя особенности своей эпохи. Это цова страница в истории античного искусства, связанная уже с Римом.

Римские легионеры, которые постепенно завоевали все Восточное Средиземноморье, предстали перед другими народами представителями достаточно развитой культуры. Римское искусство многое взяла, творчески переработав, в Древней Греции, но оно выросло на земле, где уже была собственная, давньоіталійська культура, начало которой восходит еще III тысячелетия до н. э. и в которой самым интересным и наиболее развитым было искусство этрусков. Живописное отделка гробниц, фигуры или бюст умерших на терракотовых погребальных урнах дают представление о культах и образ жизни этрусков. Интересная и этрусской керамика, которую выжигали до черного, полировали так, что изделия казались скорее бронзовыми или золотыми, и украшали или нацарапанную рисунком, или рельефным изображением животных и птиц. Были этруски мастерами и в ювелирном деле, и в бронзовом литье. Именно етрускам принадлежит знаменитая Капитолийская волчица (начало V в.), которая напоминает известную легенду о происхождении Рима.

Римляне создали свой замечательный театр, острую комедию, мемуарную литературу, стройные исторические произведения, произвели кодекс законов (римское право стало основой всей европейской юриспруденции).

Римляне почитали греческое искусство как образец. Немало оригиналов и копий скульптур Мирона, Фидия, Поліклета, Праксітеля, Скопаса, Лисиппа заполонили общественные здания Рима, жилые дома, загородные виллы. Но поэтического вдохновения греческого искусства, самого отношение к творцу как к избранника богов в Риме не существовало никогда. Римское искусство всегда было более утилитарным. Это сказалось и в архитектуре.

Вслед за этрусками римляне построили прекрасные дороги (древнейшая - Аппієва, 312 г. до н. э.), длинные, на десятки километров акведуки, потому что поставки Риму воды с Альбенських гор непригодности воды из Тибра было одной из самых главных дел. Акведуки давали воду термам, фонтанам, домам горожан. Открытие бетона открыло новые конструктивные возможности строительства. Извне бетонные дома облицовывали мрамором или камнем.

В императорском Риме каждый император в погоне за славой строил новые майданы, административные здания, театры и стадионы. Октавіану, титулованному Августом, то есть божественным (27 г. до н. э. - 14 г. н. э.), которого прославляли римская литература, поэзия и многочисленные идеализированные статуи, приписывают слова, приведенные Светонием: "Я взял Рим глиняным, я оставляю его мраморным". При нем был расширен Форум - центральная площадь Рима, возведен так называемый театр Марцелла.

При Флавіях, императорах Веспасіані и Титу, в 75 - 82 гг. н. э. был построен огромный амфитеатр для гладиаторских боев (эллипс 188 м длиной и 156 м в ширину); стена 50 м высотой имеет три яруса склепистих арок, четвертый глухой, разделенный лишь окнами. Каждый ярус-полуколонами дорического, ионического и коринфского ордеров. В нишах - статуи. Под ареной Колизея, на которой, кстати, могли вести бой сразу до 3 тысяч пар гладиаторов, были расположены помещения гладиаторов, клетки для животных и система водоснабжения. Арену можно было затопить водой и разыгрывать морские бои. Колизей плохо сохранился, потому что в средние века им пользовались как каменоломней.

Римлянам принадлежит и тип триумфальной арки, одно -, три - и п'ятипрогінної, что сводилась в честь определенного императора. Одна из них, посвященная императору Титу и его победе над Иудеей (высотой около 20 м) была, по сути, постаментом для скульптуры Тита.

В 79 г. н. э. в результате извержения вулкана Везувия погибло несколько городов: Помпея, Стабия, Геркуланум - раскопки XVIII века обнаружили недоумевающей Европе прекрасно благоустроенный город - с домами, украшенными фресками и мозаичными полами (инкрустационный стиль).

При императоре Адриане (II в.) был возведен еще один знаменитый памятник - Пантеон ("Храм всех богов") и построено сложный комплекс - виллу Адриана в Тібурі (Тиволи).

Около 170 г. был отлит конную статую императора Марка Аврелия, которая стала образцом для будущих монументов Европы. В XVI ст. Микеланджело поставил ее в центре площади на Капитолии. Философ-стоик Марк Аврелий словно иллюстрирует мысль, высказанную им в дневнике: "Время человеческой жизни - миг, его суть - вечный бег, ощущение - неясное, строение всего тела - бренна, душа - неустойчивая, судьба - таинственная, слава - недостоверная".

Скульптурный портрет III вв. представлен жестокими и грубыми образцами, навеянными самой жизнью этого драматического века. Это исторические документы эпохи, высказанные на языке искусства. Время в них присутствуют мучительные раздумья, страх, неуверенность (портрет Филиппа Аравітянина). Портретная галерея периода Римской империи передает всю жестокую историю Рима: произвол и деспотизм его правителей, безделье римской знати, о котором Ювенал писал: "Яростней, чем войны, насели на нас роскоши". Римский портрет пережил несколько стадий: тонкий психологизм (портрет Веспасиана, Віттелія и впоследствии - "Сиріянка"), стремление к идеалу, подобного греческого (любимец Адриана - Антіной); сатирический, разоблачительный (III-IV вв.).

Вторую половину И начало II в. н. э. запечатлел в своих "Параллельных жизнеописаниях греческих и римских государственных деятелей" греческий писатель и философ-моралист Плутарх. Он оставил также много трактатов, руководств, наставлений на этические, философские, естественно-научные темы, имея целью подсказать человеку как правильно строить свою жизнь.

В римской литературе еще со II в. до н. э. - от Катона Старшего и братьев Гракхов - важными, ведущими жанрами становятся ораторское и историческая проза. Самые выдающиеся историки - Тит Левой и Тацит. Ораторское искусство дальше развивал Марк Туллий Цицерон, популярность которого была несравненной. Он установил порядок языка и порядок мысли, которые сохранились в романских языках и до сих пор (Вольтер и Мериме, Франс и Верлен ощутили его влияние). Цицерон сознательно играл роль защитника культуры, культуртрегера. Деловой Рим в этот период воспринимал греческий эстетизм как декадентство, которое делает человека непригодным для настоящей работы. Цицерон настаивал на том, что его собственная образованность как раз и способствует успешной судебной и политической деятельности. Пафос его речи "В защиту поэта Архія" заключался в том, что когда Архій, образованный грек, наделен поэтическим талантом, не имеет прав римского гражданства, то надо как можно скорее дать ему это гражданство и просить у него прощения.

Конечно, римляне не воспитывались, как греки, под звуки лиры, пишет И. -Г. Гердер, но стали железными римлянами благодаря установившемуся порядку жизни, закону, государственным обрядам.

Поначалу, когда Рим жил в нищете и войнах, вся поэзия римлян ограничивалась музыкой во время офірувань, неумелыми стихами жрецов, песнями на пирах о деяниях предков. Длительное время актерами были слуги, а поэтами - покорены ли свободные греки из провинций. Первым поэтом в привычном смысле слова был Плавт, который писал трагедии из истории народа. Квінтиліан признавал, что римская трагедия превосходит комедию, потому что для последней римской языке и римским обычаям не хватает утонченности. И даже трагедия мало интересовала народ. Посреди спектакля публика вдруг требовала битвы животных и гладиаторов (о чем писал Гораций), всадники жаждали наблюдать триумфальные походы царей, которые покоряли народы и грабили сокровища, и требования всего этого сопровождались таким шумом и хлопками в ладоши, что нельзя было различить ни одного слова актеров. Поэтому дольше другие относились мимические спектакля - римляне очень любили их.

Луцилій, создатель римской сатиры, был поэтом, наделенным римской могуществом и смелостью: его музой стала правда, а римская добродетель текла в его жилах и вдохновляла его. Не стоит, наверное, особенно прислушиваться Горация, когда тот смеется над старых поэтов. Он иронизирует над ними как человек с тонким вкусом, как поэт "золотого возраста" и как придворный Августа, который, разумеется, не мог восхвалять давние времена и нравы. Так писал о нем Гердер.

Чем изящнее становился Рим, тем более відточувалось и его поэтическое искусство. В Риме родился поэт-философ (и даже эпикуреец) Лукреций, который написал поэму "О природе вещей". Потом появился лирик Катулл - его искусство разнообразное, весьма интересное (морализаторства и забота о приличиях поэтам Рима чужие абсолютно). Когда он написал стихи, направленные против Цезаря, тот пригласил его на пир, и ссоре был положен конец.

Великие имена - Вергилий, Гораций, Тибул, Проперций, Овидий (соперники греков!) - это вечные модели отборного вкуса с их классической правильностью, изысканностью. Гораций, как и все другие, тонко восхвалял Августа за привнесение мира утомленной земли, а в сатирах он иронизировал над нравами эпохи. Вергилий в "Георгіках" и "Буколіках" проповедовал сельское, пастуший жизни. По сути, поэт советовал следовать греков. В монументальном поэме "Энеида" Вергилий протянул нити от современности до легендарного прошлого Рима. Широко известной была поэма Овидия "Метаморфозы".

Тираны, которые правили после Августа, - Тиберий, Калигула, а еще больше Клавдий, и особенно Нерон - все были поэтами, но стихи нужны были им для самовосхваления. А Лукан, Ювенал, Персий, хоть и клеймили позором обычаи Рима, и были бессильны.

Поэтическое искусство никогда не весил в Риме так много, как в Греции. Мужественное красноречие и юриспруденция заменяли римлянам поэзию. Однако даже в самые мрачные времена "Георгіки" Вергилия, "Послание" Горация, "Утешение философией" Боэция оставались знаменитыми и популярными.

Со II в. в литературную жизнь втягивалась римская провинция; наиболее выдающимся ее представителем стал Апулей, автор романа "Метаморфозы", известного под названием "Золотой осел".

Постепенно интерес к эллинистического искусства и образа жизни уменьшился. На греческую комедию посыпались обвинения в аморальности и непристойности (речь Алия Аристида "О том, что комедии не следует ставить на сцене"). Да и собственные традиции стали непонятными для греко-римской человека. Античный мир созрел к радикальной духовной переориентации, которую взяло на себя христианство.



Назад