Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: украинская и зарубежная культура

Архитектура и искусство Византии V-VIII вв.


Под давлением варваров упала в 476 г. лишь Западная Римская империя. А Восточная - Византия, названная так по имени древнегреческой колонии, на месте которой был основан Константинополь, еще продолжала существовать в могуществе и славе, занимая большую территорию, куда входили Балканы, Малая Азия, Сирия, Египетского. Там, на берегу Босфора, в новой блестящей столицы, распоряжались прямые потомки античной культуры. Хотя византийская красота сложилась преимущественно как отрицание античной красоты с ее телесной роскошью, Византии суждено нацедить новую форму духовности, новое искусство.

В истории культуры вряд ли можно найти искусство сложнее, чем византийское - прежде всего за сочетанием основ, которые казались несочетаемыми, потому что здесь схрещувались самые разные художественные традиции. Трудности становления такого искусства, тяжелые поиски нового стиля следовали также сложности с тех задач, которые христианская церковь, которая утверждалась, ставила перед искусством.

Константинополь впитывал в себя все - и абстрактный орнамент Востока, и то живое, что уцелело от тяжелой застывшей силы Рима, и новую архитектуру храмов и многообещающие достижения мозаичного искусства, линейную выразительность сирийской художественной школы и благородное эхо эллинизма - словом, все поиски и все воздействия, которые переплетались в многонациональном мире, а затем постепенно переплавлял это все в стройную художественную систему.

Гармония нового искусства проявляла себя в хоровом пении христианских церквей, в свете, которое, благодаря особенностям найденной конструкции храма, пронизывало вполне его пространство и озарял все под его сводами. Недаром самая знаменитая из византийских церквей, Святая София, которая воплощала концепцию "Храм - земное Небо", была настолько убедительной, что послы киевского князя Владимира почувствовали себя действительно "на Небе".

Чтобы храм вместил больше мирян, христианское зодчество взяла за образец античные прямоугольные сооружения - так называемые базилики, разделены на несколько продольных частей-нефов. Такой тип храма со средним просторным и высоким нефом, а в дальнейшем - на Востоке - и поперечным, что предоставлял храмовые формы креста, получил название базиликального. Возник и другой тип храма с куполом в центре, обязан появлением, наверное, зодчим Грузии и Армении. Если храм был местом молитвенного общения, его внутреннее строение и отделки приобретали першоступеневого значение. Сорок окон "Святой Софии", прорезанных под полусферическим куполом в толще стен и ниш, заливали светом украшенный мозаиками внутреннее пространство храма, а в большие праздники здесь зажигались канделябры в виде деревьев, серебряные паникадила и лампы. Светлое, золотистый фон мозаик, своего рода "каменного живописи", зажигал сердца и своим сиянием вызвало состояние экстаза. Мозаики воспринимались не как плоскость и не как глубина, а как некий другой мир, сверхчувствителен, потусторонний, трансцендентный, в котором фигуры как будто висят в нематериальном, пронизанном светом среде.

Большее внимание к художественного оформления интерьера, чем экстерьера храма, пояснювалась представлениям об идеальном человеке - скромную снаружи и насыщенную богатой внутренней жизнью.

Первого расцвета византийское искусство достигло в VI веке при императоре Юстиниане. Огромная империя была самой большой и самой сильной державой Европы. Здесь существовало огромное количество ремесленных мастерских, множество купцов. В одной только столице в это время было построено тридцать церквей, которые сияли золотом, серебром и разноцветными мраморами. Святая София была среди них самой первой. Для нее Рим поставлял колонны из порфира, взятые из храма бога солнца, Эфес - колонны из зеленого мрамора, все концы империи - мрамор редких пород. Известно и византийское серебро VI в. - богато украшенные кресты, чаши, ковши, тарелки, обозначены большим мастерством. Процветало в Византии резьба по слоновой кости. Образец этого искусства - трон архиепископа Максимилиана в Архиепископском музее в Равенне. Очень интересный и диптих с изображением цирковых сцен (V в.), который выделяется яркостью и тонким выполнением фигур зверей.

Еще одной выдающейся достопримечательностью Византии того времени является нікійські мозаики из церкви Успения в Никее (Малая Азия), в образах которых столько богатства и эмоциональной силы, овіяної эллинской красотой, что она могла бы напугать догматиков христианства.

Однако в VII в. византийская культура пережила длительный кризис, связанную с возникновением иконоборческого движения, представители которого считали изображение Бога в человеческой внешности профанацией религии. Императорская власть, поддержав это движение, начала массово уничтожать иконы, зато украшая церкви растительными орнаментами. Когда же в конце концов победили сторонники икон, они в свою очередь уничтожали эти орнаменты, не считаясь с их художественной ценности.

После некоторых колебаний художественное творчество целенаправленно выбрала свой путь. Однако теперь мозаики, фрески и иконы должны были выражать самую глубокую духовность, чтобы не возникало сомнения в их праве передавать сущность божества. Спиритуализм становится преобладающим, фигуры теряют свою материальность, лица приобретают аскетического характера, пространство упрощается и схематизується. В искусстве вводятся строгие каноны, оно передает только духовную сущность мира и человека.

Мозаики монастырской церкви в Давние (близ Афин) - возможно, вершина зрелого византийского стиля XI-XII ст. - второй период подъема византийского искусства. В это время происходит расцвет станковой живописи - иконописи с применением уже не восковых красителей, а яичной темперы. К сожалению, неизвестно, кто является автором одной из самых известных и самых прекрасных икон, что называется у нас Владимирской Богоматерью. Уже в 1155 г. она была в Киеве, а в настоящее время находится в Москве. Прекрасный образ выражает мировую скорбь - такую же большую и пожизненную, как радость бытия.

В византийской культуре, кроме икон, мастерские декоративные филигранные заставки, книжные иллюстрации, образцы эмали.

В 1453 г., после долгих лет процветания и испытаний, Константинополь был захвачен турками-османами. По приказу турецкого султана Храм Святой Софии превращен в мечеть, и город стал столицей совсем другого государства.



Назад